Уже довольно долго ведутся дискуссии, насколько необходимы трудовые книжки. Экспертное сообщество к единому мнению пока не пришло, и 1 марта 2008 года Правительство РФ приняло постановление, которым внесены поправки в Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей**. О том, что нового привнес документ, мы побеседовали с заместителем начальника отдела трудовых отношений и оплаты труда Минздравсоцразвития России Кириллом МИНЕЕВЫМ.
- Кирилл Евгеньевич, чем были вызваны поправки в Правила ведения трудовых книжек?
- Прежде всего, они подготовлены в связи с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс***, так как назрела необходимость привести указанные Правила в соответствие с действующим законодательством. Большинство положений претерпели лишь редакционные изменения, однако есть и существенные новации, которые затрагивают обязанности работодателя.
- Вы имеете в виду изменения, касающиеся работодателей физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями?
- Да. В соответствии с новой редакцией части третьей статьи 66 ТК РФ индивидуальные предприниматели обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней (если такая работа является для работника основной). Это было сделано в целях обеспечения прав работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями индивидуальными предпринимателями. Правила ведения трудовых книжек дополнены положением о том, что необходимо делать записи в трудовых книжках о времени работы.
- А в чем заключаются изменения, которые, как вы сказали, носят редакционный характер?
- Например, во многих пунктах Правил слово "организация" заменено словом "работодатель" в соответствующем числе и падеже (то есть, как мы уже говорили, правила распространяются теперь не только на юридических лиц, но и на работодателей физических лиц).
Из пункта 4 Правил исключен подпункт б, который говорил о том, что Минздравсоцразвития России следует обеспечить "надлежащий контроль за своевременным и правильным ведением и хранением трудовых книжек". Поскольку это министерство не наделено правом надзорно-контрольной деятельности в сфере трудового законодательства, оно контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных органов исполнительной власти****.
Кроме того, в пункте 7 Правил фраза "не позднее трех дней" дополнена словом "рабочих". Таким образом, уточнено, что работодатель по письменному заявлению работника обязан выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную выписку из нее не позднее трех рабочих дней. В старой же редакции отсутствовало указание на рабочие дни. В то время как срок выдачи копий документов, связанных с работой, в соответствии со статьей 62 Трудового кодекса установлен в рабочих днях.Обратите внимание!
Если в трудовой книжке сотрудника обнаружена ошибка, которую сделал прежний работодатель, то он и должен ее исправить. Но если работник раньше трудился у предпринимателя, который на момент обнаружения ошибки прекратил свою деятельность, то поправить неточность должна компания, в которой сотрудник работает сейчас. Основание документ об исключении предпринимателя из госреестра.
- Каким образом изменен порядок хранения невостребованной трудовой книжки?
- Этот вопрос освещается в пункте 43 Правил, где установлена норма о хранении, уничтожении и выдаче трудовой книжки (ее дубликата), не полученной работником при увольнении (либо его ближайшими родственниками в случае смерти работника). Действующая ранее редакция нормы распространялась только на организацию, то есть на работодателя, являющегося юридическим лицом, и не применялась в отношении работодателя физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.
Раньше невостребованную книжку нужно было хранить 52 года: два года в кадровой службе организации отдельно от остальных трудовых книжек, а затем сдавать в архив организации, после чего уничтожать в установленном порядке. Теперь пункт 43 звучит так: "Трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством Российской Федерации об архивном деле".Портрет официального лица
- Кирилл Евгеньевич, готовит ли Минздравсоцразвития еще какие-либо нововведения? Можете поделиться?
- Конечно. В дополнение к тем поправкам, о которых мы сегодня говорили, планируется внести изменения в пункт 16 Правил, который касается расторжения трудового договора по инициативе работодателя и внесения в трудовую книжку записи об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт статьи 81 Трудового кодекса. Слова "на соответствующий пункт статьи 81" предлагается заменить словами "на часть первую статьи 71 и соответствующий пункт части первой статьи 81", поскольку помимо оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренных статьей 81 Трудового кодекса, часть первая статьи 71 предоставляет возможность работодателю расторгнуть с работником трудовой договор при неудовлетворительном результате испытания.
Также планируется исключить из Правил упоминание о непрерывном трудовом стаже, поскольку Трудовой кодекс и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не содержат определения понятия "непрерывный трудовой стаж".
Кроме того, Минздравсоцразвития России готовит проект приказа "О внесении изменений в Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утвержденную постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. ≤69".
- Я надеюсь, читатели "Кадрового дела" узнают об этом первые?
- Безусловно.
** Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г.
*** Федеральный закон от 30 июня 2006 г. ≤90-ФЗ.
**** В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. ≤321.