Ни один работодатель не застрахован от того, что его работников призовут на военные сборы. На это время их нужно освободить от работы и выплачивать средний заработок, который затем компенсируется государством. Оказывается, работодателю пройти эту процедуру без финансовых потерь зачастую довольно сложно.
Случается, что граждане, которых военкоматы призывают на военные сборы, на этот момент не работают официально или не работают вообще.
Среди этих призывников находятся и такие, которые не хотят довольствоваться положенным им в этом случае МРОТом, а оформляют себе "липовое" трудоустройство и справку о размере среднего заработка, чтобы впоследствии получить через военкомат якобы упущенный на работе заработок.
Вот и вынуждены представители Минобороны России проверять представленные работодателями документы с помощью прокуроров.
Попали на деньги
Рассмотрим следующий пример: ООО предоставило водителей для работы в аппарате усиления военкомата на период проведения мероприятий мобилизационной подготовки. Однако в ходе прокурорской проверки было установлено, что данные лица работниками ООО не являлись, фактическая зарплата им не начислялась и не выплачивалась, трудовые договоры с ними общество предъявить не смогло.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.06.2009 N 15АП-1134/2009 решил, что ООО должно вернуть военкомату 47650 руб., хотя люди работу выполнили и из кассы ООО деньги, присланные военкоматом, получили.
Однако и сами военные могут неправильно оформить документы.
К примеру, ОАО на основании справки о прохождении военных сборов офицерами запаса, в которой указан период прохождения сборов, выплатило своим работникам средний заработок. Однако военкомат компенсировал эту сумму лишь частично, сославшись на то, что справки выданы ошибочно, без учета фактического времени прибытия офицеров запаса с военных сборов.
Арбитражный суд Архангельской области в Решении от 30.04.2009 N А05-3783/2009 указал военным на то, что у ОАО при наличии справок, выданных уполномоченным лицом и оформленных надлежащим образом, не было права отказать своим работникам в сохранении среднего заработка. Коль скоро расходы понесены, они подлежат возмещению за счет военкомата.
Какие дни оплачивать?
Запутанным оказался и расчет среднего заработка призванных на военные сборы работников. Дело в том, что работодатели руководствуются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, согласно которому расчет среднего заработка производится в рабочих днях. В справках же военкомата указывается период прохождения сборов в календарных днях: от и до.
Арбитражный суд Смоленской области в Решении от 31.03.2009 N А62-6208/2008 согласился с вариантом расчета, предложенным военкоматом. Согласно данному расчету суммы заработной платы, фактически начисленные за 12-месячный расчетный период, следует разделить на количество фактически отработанных в этот период дней, а полученную величину умножить на количество рабочих дней по графику работы, пропущенных в связи с прохождением военных сборов.
Что же касается нахождения работника на военных сборах в нерабочие дни, то он получает за это время довольствие от Министерства обороны РФ в соответствии с его должностью и воинским званием.
Между тем Арбитражный суд Волгоградской области в Решении от 09.06.2009 N А12-5538/2009, наоборот, посчитал обоснованным начисление работнику среднего заработка за выходные дни. Судьи решили: поскольку в соответствии со справкой, выданной командиром войсковой части, в период прохождения военных сборов работнику выходные не предоставлялись, то они тоже должны быть оплачены.
Верните налог!
Зато полное единодушие царит в вопросе отсутствия оснований для начислений взносов на средний заработок, сохраняемый на время сборов.
ФАС УО еще в Постановлении от 15.06.2005 N Ф09-2472/05-С2 решил, что выплаты работникам в виде среднего заработка, сохраняемого на время прохождения ими военных сборов, заработной платой считать нельзя. В силу п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157, эти выплаты возмещаются за счет средств федерального бюджета. Следовательно, и ЕСН на них начисляться не должен.
Минфин России Письмом от 06.02.2008 N 03-04-06-02/8 также подтвердил, что данные выплаты не являются объектом обложения ЕСН. Соответственно организации при направлении в военкомат сведений о фактических расходах должны уведомлять его об отсутствии необходимости компенсировать им суммы ЕСН, так как каких-либо начислений налога в этих случаях производиться не должно.
Как показала арбитражная практика, требования о перечислении начисленного на средний заработок ЕСН военкоматам предъявляются довольно часто. Например, ООО умудрилось получить от военкомата не только выплаченный работникам средний заработок, но и начисленный на него ЕСН.
Однако Арбитражный суд Приморского края в Решении от 15.04.2009 N А51-487/2009 обязал ООО вернуть излишне полученные суммы ЕСН военкомату, поскольку суммы, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами по трудовым договорам. Они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего ЕСН не облагаются.
Сборы плюс взносы
Вносит сумятицу в ситуацию с выплатой среднего заработка за время военных сборов и ФСС России. Его представители почему-то считают, что на эту сумму должны начисляться страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом они руководствуются ст. 20 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", согласно которой расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ. А в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765, выплаты за время военных сборов не включены.
Однако суды с таким подходом не соглашаются.
К примеру, Арбитражный суд Свердловской области в своем Решении от 16.02.2009 N А60-769/2009-С9 определил, что Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). Выплаты, произведенные военкоматом, к ним не относятся. Следовательно, и взносы от несчастных случаев на производстве на них начисляться не должны.
Аналогичный вывод сделан и Арбитражным судом Волгоградской области в Решении от 09.06.2009 N А12-5538/2009.
Армейский кризис
К сожалению, экономический кризис не обошел стороной и мобилизационную подготовку наших граждан. В последнее время участились случаи отказов военкоматов от возмещения произведенных работодателями выплат среднего заработка по причине отсутствия финансирования. В таких ситуациях арбитражные суды единодушно выносят решения в пользу работодателей.
В частности, Арбитражный суд Ивановской области в Решении от 04.08.2009 N А17-1590/2009 указал представителям Минобороны России на положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При наличии надлежащих документов от работодателей военкомат не вправе задерживать эти выплаты возмещения этих средств работодателям.
А вот попытка организации взыскать с военкомата еще и проценты за пользование чужими денежными средствами в рассматриваемом деле не увенчалась успехом.
Суд указал истцу на то, что ответственность за нарушения бюджетного законодательства регулируется ст. 293 БК РФ, которой определено, что неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования.
Применение ответственности в виде начисления процентов на сумму неперечисленных бюджетных средств БК РФ не предусмотрено, равно как и возможность применения к бюджетным правоотношениям положений ст. 395 ГК РФ. Кроме того, гражданско-правовая ответственность должника возникает при неправомерном пользовании чужими денежными средствами и организация должна была доказать факт пользования должником такими средствами в связи с неисполнением им в установленный срок денежного обязательства.