В последнее время бизнесу редко улыбается удача. А тут сразу две хорошие налоговые новости: под занавес весенней парламентской сессии думцы увеличили лимиты для упрощенной системы налогообложения и внесли в Думу поправки об ускоренном возврате НДС, позволяющие компаниям сохранить необходимые как воздух в условиях кризиса оборотные средства. Однако на фоне этих, безусловно, позитивных новостей настораживают заявления властей, которых сейчас больше всего волнует вопрос пополнения казны, об усилении налогового контроля и повышении отдельных налогов.
Новые старые границы для "упрощенки"
Установку повысить лимиты для "упрощенки", данную Владимиром Путиным на прошедшем 22.04.2009 Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, депутаты выполнили. Чтобы претворить в жизнь обещание премьер-министра, которое бизнес безуспешно выпрашивал себе несколько лет, Думе понадобилось всего два месяца. Сразу нашелся подходящий (ничего, что прошлогодний) законопроект об увеличении предельных порогов для перехода и дальнейшего применения упрощенной системы налогообложения, который быстренько подкорректировали, в конце мая приняли в первом чтении, а уже в июне Дума "прочитала" и одобрила его сразу во втором и третьем чтениях.
Сейчас с учетом индексации на коэффициент-дефлятор девятимесячный "потолок" для желающих применять УСН определен в размере чуть более 23 млн рублей. Величина дохода по итогам года, превысив которую организация должна покинуть ряды "упрощенцев" и перейти на общий режим налогообложения, составляет почти 31 млн рублей.
Согласно поправкам с 2010 г. лимит дохода, который дает право на "упрощенку" по итогам девяти месяцев, повышается до 45 млн рублей, а годовой объем доходов, позволяющий работать на этом спецрежиме, . до 60 млн рублей. Новые повышенные размеры вводятся временно, только на три года. Почему власти решили взять трехлетний тайм-аут, можно лишь догадываться. Может, чтобы подумать над тем, как коренным образом изменить правила налогообложения для малого бизнеса. По крайней мере ранее звучали революционные предложения вообще отказаться от большинства спецрежимов в нынешнем виде и развивать в первую очередь патентную систему налогообложения.
При этом принятые поправки, как, впрочем, нас и предупреждали, в течение этих же трех лет приостанавливают действующий с 2006 г. порядок, в соответствии с которым предельные максимумы для УСН ежегодно индексируются на коэффициент-дефлятор, утверждаемый Минэкономразвития.
Казалось бы, даже при отмене правила об индексации "упрощенцы" остаются в выигрыше и получают в подарок увеличенные практически вдвое предельные лимиты. Между тем пока депутаты так торопились выполнить наказ В. Путина и в спешном порядке принимали законопроект, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ вынесли вердикт, который сводит на нет все эти старания.
Дело в том, что Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 12.05.2009 ≤ 12010/08 пришел к следующему выводу. Согласно требованиям НК РФ, подчеркнули судьи, максимальные величины для перехода и применения упрощенной системы налогообложения необходимо индексировать не только на коэффициент-дефлятор, который ежегодно определяется на каждый следующий календарный год Минэкономразвития (как неоднократно разъясняли минфиновцы и налоговики), но и на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее. А это означает, что если следовать логике ВАС РФ и перемножить данные величины на все установленные с 2006 г. коэффициенты-дефляторы, то в текущем году должны действовать такие нормативы для "упрощенки": лимит доходов по итогам девяти месяцев . около 43 млн рублей, а объем ежегодных доходов . около 58 млн рублей.
Вот и получается, что одобренные с подачи премьер-министра поправки вводят на ближайшую трехлетку предельные величины (заметим, без последующей индексации), которые налогоплательщики и так вправе применять. Конечно, речь идет о решении по конкретно взятому делу, но поскольку подобное решение принял не кто-нибудь, а ВАС РФ, то при судебном разбирательстве оно, без всякого сомнения, будет учитываться.
Поможем, чем сможем
Самое печальное, что меры по повышению порогов для упрощенной системы налогообложения, которые изначально рассматривались в качестве частичной компенсации для малого бизнеса, призванной смягчить удар в связи с переходом с 2010 г. от единого социального налога к системе страховых взносов, похоже, станут единственной уступкой налогоплательщикам.
В Минфине недавно безапелляционно заявили, что не видят возможности дополнительно снижать налоговую нагрузку в целях компенсации издержек бизнеса в связи с грядущей реформой ЕСН и увеличением с 01.01.2011 максимального размера тарифов страховых взносов с 26% до 34%. Финансы не позволяют. Бюджет катастрофически теряет доходы: объем собранных налогов за пять месяцев 2009 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился более чем на 30%.
Так что надеяться на какие-либо налоговые послабления бизнесу не приходится. Власти сейчас озабочены прежде всего вопросами, как бы урезать расходные статьи бюджета и где бы найти источники для дополнительных налоговых поступлений. Минфиновский план спасения поможет хоть как-то залатать бюджетные дыры, но грозит бизнесу повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых в отношении природного газа, пересмотром ставок госпошлины и увеличением акцизов на алкоголь и табак. А если и этих шагов по спасению государственной казны окажется недостаточно, возьмутся за другие налоги? Лиха беда начало.
В качестве поддержки для бизнеса в Минфине собираются разве что проработать правила предоставления отсрочек по налогам и инвестиционных налоговых кредитов, которые обещают сделать максимально доступными для налогоплательщиков. Соответствующий законопроект уже, кстати, минфиновцами подготовлен и проходит согласование. В любом случае парламентарии приступят к его рассмотрению после летних парламентских каникул.
Также на осень переносится и обсуждение другой обещанной бизнесу антикризисной меры . упрощенного порядка возврата НДС. В финансовом министерстве намеревались чуть ли уже не с 1 июля запустить заявительную процедуру возврата НДС под банковские гарантии. Как видим, так и не запустили. Более того, никаких поправок в Налоговый кодекс по этому поводу Минфин общественности не представлял. Зато депутаты порадовали: перед тем как уйти на заслуженный отдых, они внесли в Думу свой вариант законопроекта об ускоренном режиме возмещения НДС.
НДС "авансом"
Согласно депутатской версии с 01.01.2010 наряду с действующим сегодня порядком вводится новый заявительный механизм возмещения налога на добавленную стоимость, предоставляющий налогоплательщикам право вернуть НДС "авансом", до завершения камеральной проверки декларации и вынесения решения налоговым органом. Срок, в течение которого налоговики должны по новым правилам принять решение о возмещении, определен в один месяц после подачи налоговой декларации. При этом за срыв сроков возмещения, как и в отношении действующего сейчас порядка возврата налога, предусмотрено начисление процентов на несвоевременно выплаченную сумму НДС, что, бесспорно, выступает гарантией защиты интересов налогоплательщиков, уверены авторы законопроекта.
Воспользоваться заявительной процедурой возмещения налога смогут все без исключения, но на разных условиях. Если компания относится к категории крупнейших налогоплательщиков или имеет значительные активы и выручку (стоимость амортизируемого имущества превышает 500 млн рублей, а сумма дохода от реализации за предыдущий год составляет более 5 млрд рублей) и работает не менее трех лет к моменту подачи декларации, то никаких ограничений не выдвигается. Подобным предприятиям депутаты предлагают доверять на слово. Остальным же налогоплательщикам для того, чтобы вступить в VIP-клуб плательщиков НДС с особыми привилегиями, придется запастись банковской гарантией, по которой банк обязан исполнить обязательства налогоплательщика в случае если последний нарушит налоговое законодательство. Это означает, что нужно будет не только вернуть обратно ранее возмещенную сумму НДС, но и заплатить пени. В целом эти, несомненно, прогрессивные поправки теперь ждут, как нам сообщили в профильном Комитете ГД по бюджету и налогам, заключения от правительства.
Закручивать налоговые гайки будут "предельно аккуратно"
Не хочется заканчивать на столь пессимистической ноте, но уж очень тревожно звучат участившиеся в последнее время заявления властей о необходимости повысить собираемость налогов.
Напомним, что на заседании Президиума Правительства РФ 25.05.2009, где получили одобрение основные направления налоговой политики на 2010.2012 гг., министерствам и ведомствам, и в первую очередь Минфину и Минэкономразвития, было поручено принять дополнительные меры по повышению собираемости налогов и эффективности работы налоговых органов. Отрапортовать о результатах проделанной работы министерства и ведомства должны уже до 1 августа. Такое известие, после неоднократных обещаний властей о том, что ужесточать налоговый контроль и радикально увеличивать фискальную нагрузку не будут даже в условиях кризиса, прозвучало для бизнес-сообщества как гром среди ясного неба.
О необходимости повысить собираемость налогов вновь было сказано и в начале этой недели на совещании у премьер-министра, посвященном обсуждению основных параметров федерального бюджета на ближайшие три года. Правда, Владимир Путин оговорился, что "делать это следует предельно аккуратно, без перекосов".
Остается надеяться, что призыв премьер-министра о предельной аккуратности подействует на чиновников, которые в своем стремлении порадовать начальство и пополнить дефицитный бюджет нередко проявляют излишнее усердие.
Вспомним хотя бы весенние предложения налоговой службы ввести новый налог на безналичные расчеты или недавнее творение Верховного Суда РФ, который хотел одарить налоговиков правом без суда, как говорится, и следствия взыскивать с граждан налоговые долги. Каких еще "сюрпризов" ждать налогоплательщикам, одному богу известно.