Saldo.ru

Другие издания

30 декабря 2024, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Другие издания

Другие издания

Версия для печати 
Шрифт:
Т. Бартенева
Материал предоставлен журналом "Налоговые споры"

"Идеального НК РФ не было, нет и никогда не будет"

Уже более двадцати лет мы наблюдаем за становлением российской налоговой системы. Позитивные тенденции налицо, но есть еще много проблем, над которыми предстоит поработать. Как изменили налоговую сферу поправки, внесенные в НК РФ 2013 г.? К чему приведут новшества по налогу на имущество? Как добиться единообразия в толковании положений Кодекса? Об этом мы побеседовали с Дмитрием Георгиевичем Черником . президентом ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", президентом Палаты налоговых консультантов, заслуженным экономистом России.

Дмитрий Георгиевич Черник . президент Палаты налоговых консультантов, президент ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ, профессор кафедры "Налоги и налогообложение" Государственного университета управления. Принимал активное участие в становлении и развитии российской налоговой системы, возглавлял Государственную налоговую инспекцию по г. Москве с момента ее создания в 1990 г. С 1999 по 2001 г. . заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам.

Дмитрий Георгиевич, какие налоговые инициативы, принятые в 2013 г., Вы считаете наиболее удачными и перспективными?

Я бы выделил три основные тенденции. Прежде всего внимание налогового сообщества было обращено на раздел V1 "Трансфертное ценообразование" НК РФ. Он действует с 2012 г., но о контроле за ценами говорили последние лет пятнадцать. Появление в Кодексе специального раздела, посвященного трансфертному ценообразованию, . важный шаг.
Но правоприменительную практику по нему предстоит формировать еще не один год. Сегодня более четырех тысяч компаний сдали документацию, связанную с трансфертными ценами.
Замечу, что налоговики оценивают эти нововведения позитивно и даже считают, что наш закон во многом опережает те правовые акты, которые действуют в Европе. А там вопросами трансфертного ценообразования занимаются гораздо дольше нас.
Вторая заметная тенденция в налоговой сфере . противодействие фирмам-однодневкам.
И третья значимая, на мой взгляд, инициатива . это провозглашение Россией и рядом других стран начала крупномасштабной борьбы с офшорами. Давно пора пресечь вывод в офшоры предприятий с государственным участием, не говоря уже о полностью государственных предприятиях.

Еще одно заметное изменение прошлого года . корректировка порядка исчисления и взимания налога на имущество организаций. Как Вы оцениваете это новшество?

Нужно учесть, что сейчас эти изменения актуальны в первую очередь для двух регионов России . Москвы и Московской области. Более того, например, в Москве они затронут лишь торговые и офисные помещения площадью более 5000 кв. м.
К чему это приведет? Кто-то из великих греков сказал, что последствия законов никогда не следуют замыслу законодателя. Чаще всего они бывают прямо противоположными. Боюсь, что именно с этим мы и столкнемся. Наверняка регионы рассчитывали на дополнительные доходы для бюджета, но не учли, что в итоге получат их не за счет торговых фирм и арендаторов офисных зданий, а за счет населения.
Очевидно, что после введения такого налога взлетят цены во всех крупных торговых сетях. И покупатель из своего кармана щедро оплатит повышение цен. Что касается офисов, то их, как правило, арендуют фирмы, оказывающие реальные услуги, без которых не может существовать рынок.
В результате налог на имущество, который по сути является прямым, на деле окажется косвенным. Проводить такой эксперимент в столь крупном регионе . весьма рискованная затея. В общем, новости о налоге на имущество меня не обрадовали.

"Идеального НК РФ не было, нет и никогда не будет. Это не статичный документ, он должен отвечать текущей ситуации и меняться"

Обратимся к ряду инициатив, которые призваны упростить учет и отчетность согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. Как Вы считаете, следует ли снижать административную нагрузку на бизнес (особенно средний и малый) в части отчетности и ведения учета? Приведет ли это к потере контроля над налогообложением?

По моему мнению, упростить налоговую отчетность, сделать ее ясной, понятной, четкой, следовало уже очень давно. Контроль за бизнесом от этого не пострадает, даже наоборот. Для руководителя любого уровня избыток информации равен его недостатку. Так что я позитивно воспринимаю эту инициативу.

Уже не первый год ведутся разговоры о необходимости инвентаризации налоговых льгот. Какие меры предпринимаются в данном направлении? Эффективны ли они?

Конечно, как таковую инвентаризацию налоговых льгот можно только приветствовать. Вопрос в том, кто этим будет заниматься. Если делать это будут сторонники отмены всяких льгот, ничего хорошего реформа не даст.
Налоговая льгота . не просто расход государства. Это важнейший инструмент государственного регулирования экономики, который нужно грамотно использовать.
К примеру, когда была отменена инвестиционная налоговая льгота, доля собственных средств в развитии производства снизилась с половины до одной трети. Очевидно, что вред перевешивает любой экономический эффект.
Много разговоров ведется о переходе от налога на имущество к налогу на недвижимость. Может, это и правильно, но есть льготы, которые действуют для одного налога и не действуют для другого. Неверно отменять их все.

"Государство начинает понимать, что через налоги можно стимулировать развитие производства. Но, на мой взгляд, этого мало. Важно поощрять модернизацию предприятий, увеличение объема производства"

Какие меры, связанные со льготами по НДФЛ, Вы бы предложили? Как сделать этот налог эффективнее?

Я бы расширил социальные льготы, в первую очередь связанные со здоровьем. При этом нужно четко разъяснять населению, как именно они работают.
Многие говорят о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Но необходимо сначала принять Закон о соответствии крупных расходов доходам. А через два-три года, когда будет накоплен соответствующий статистический материал, можно приступить к реформированию НДФЛ, возможно, с применением прогрессии. Причем администрировать прогрессивную шкалу несложно: нужно ввести налоговые декларации для людей, имеющих несколько источников дохода. Но сами формы декларации следует упростить.

В Налоговом кодексе сказано: "Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". Как Вы считаете, не носит ли это положение в данный момент декларативный характер (ведь многие положения НК РФ сформулированы не вполне четко и вызывают массу вопросов)?

Ни для кого не секрет, что целый ряд положений НК РФ требует толкования. Поэтому нам необходим институт налогового консультирования. ФНС России также участвует в разъяснении законодательства о налогах и сборах. Но проблема существует.
Конечно, в идеале закон должен получить трактовку в суде и действовать в этой трактовке. Прецедентное право идеализировать не стоит, но оно действительно работает. В России его нет, поэтому у нас допустимы разные трактовки.

Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный Налоговый кодекс?

Кодекс нужно продолжать совершенствовать. Идеального НК РФ не было, нет и никогда не будет. Это не статичный документ, он должен отвечать текущей ситуации и меняться. На мой взгляд, изменения следует накапливать и вносить единым документом, чтобы они вступали в действие с 1 января следующего года или со следующего налогового периода для конкретного налога. Разносить их по нескольким законам, как сейчас происходит у нас, не нужно.

Дмитрий Георгиевич, последний вопрос касается перспектив налоговой политики. В каком направлении, по Вашему мнению, следует развивать ее в 2014 г.?

Мне кажется, что самое главное . это введение инструмента стимулирования инноваций. Сейчас кое-что делается в этой сфере: в Основных направлениях налоговой политики предусмотрены большие льготы для нефтяных компаний, разрабатывающих арктический шельф. Кроме того, ряд льгот разработан для развивающихся компаний, которые находятся на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае.
Государство начинает понимать, что через налоги можно стимулировать развитие производства. Но, на мой взгляд, этого мало. Важно поощрять модернизацию предприятий, увеличение объема производства, выпуск более совершенной продукции. Это должно работать по принципу инвестиционной налоговой льготы, так необдуманно отмененной ранее. Другого эффективного инструмента я не вижу.
Что касается области социального развития, я бы отказался от идеи страховых взносов. Их нужно назвать именно налогами, а администрирование передать ФНС России. И, конечно, снизить ставки.
Надеюсь, что в 2014 г. налоговая система России будет развиваться в соответствии с мировыми и отечественными экономическими тенденциями.
В заключение хочу поздравить читателей журнала с наступившим Новым годом, пожелать счастья, здоровья, удачи и успехов. Пусть 2014 г. принесет позитивные перемены, благополучие и процветание!


Голосов: 5 Средний бал: 3.40
Оцените статью: