Saldo.ru

Другие издания

17 ноября 2024, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Другие издания

Другие издания

Версия для печати 
Шрифт:
Т.Бартенева,Т.Данилова
Материал предоставлен журналом "Налоговые споры"

Налог на имущество организаций: реформа продолжается

Интервью с начальником отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Алексеем Валентиновичем Сорокиным.

Алексей Валентинович Сорокин начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Работает в Министерстве с 1990 г. Начинал с должности специалиста 1 категории в Управлении Госдоходов Минфина СССР, затем в 1991 г. назначен инспектором Главной государственной налоговой службы Минфина СССР. С 1992 г. до настоящего времени . в Департаменте налоговой политики. Непосредственно участвовал в разработке глав НК РФ по региональным и местным налогам, а также связанных с ними изменений.
Наиболее заметные поправки в Налоговый кодекс, принимаемые по традиции под конец года, внес Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ. На сегодняшний день это один из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе документов. И не только потому, что с его принятием у ряда компаний существенно вырастут налоговые платежи в бюджет. Но и потому, что скорость прохождения поправок привела к ряду упущений. О них мы поговорили с Алексеем Валентиновичем Сорокиным, начальником отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Алексей Валентинович, для каких целей принимался Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ (далее . Закон N 307-ФЗ)?
Цель закона . реформирование имущественного налогообложения на территории РФ. Реформа началась еще в 1994 г., она продолжается уже почти 20 лет. В первую очередь, ее целью является переход на так называемую справедливую оценку объектов налогообложения, основанную на рыночных показателях. Она должна заменить инвентаризационную и балансовую стоимости, используемые в качестве базы налогообложения имущества физических лиц и организаций. Таким образом, указанный переход касается налогообложения имущества как физических, так и юридических лиц.
К сожалению, инициатива в отношении налогообложения физических лиц реализована в будущем году не будет, а переносится на 2015 г. в рамках Основных направлений налоговой политики. Что касается юридических лиц, для них тоже предусмотрен переход на кадастровую систему налогообложения. Правда, согласно Основным направлениям налоговой политики срок перехода к налогообложению всего недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости для них предусмотрен с 2018 г.
Закон N 307-ФЗ вписывается в реформу имущественного налогообложения, но является промежуточным. Ведь он касается отдельных объектов налогообложения и действует наряду со старой системой, в которой налоговой базой является среднегодовая стоимость как движимого, так и недвижимого имущества, не подпадающего под действие Закона N 307-ФЗ.
Поскольку налог региональный, новый порядок определения налоговой базы делегирован субъектам РФ как право, а не как обязательная норма. Это вытекает из поправок в ст. 12 НК РФ. Наряду с такими элементами, как установление налоговой ставки, порядка уплаты, налоговых льгот субъекту РФ также предоставляется право устанавливать особенности определения налоговой базы. Их и регулирует Закон N 307-ФЗ в рамках ст. 378.2 НК РФ.
Есть обязательное условие установления таких особенностей: соответствующий закон субъекта Российской Федерации может быть принят только после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Какие поправки Закон N 307-ФЗ предусматривает в отношении расчета налога на имущество?
С 1 января 2014 г. налоговой базой будет признаваться кадастровая стоимость определенных объектов. Это касается коммерческой недвижимости, к которой отнесены административно-деловые центры, торговые комплексы и помещения в них. Также к ней причислены нежилые помещения, которые согласно документам кадастрового либо инвентаризационного учета предназначены для размещения объектов торговли, офисов либо фактически используются для этих целей.
Кроме того, предусмотрена такая норма: иностранные организации, не имеющие представительства в нашей стране, но владеющие недвижимым имуществом, с 2014 г. будут определять налоговую базу не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости объекта. Данная норма является самостоятельной и не требует включения в закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Каким критериям должен соответствовать объект коммерческой недвижимости, чтобы его включили в перечень?
Критерии для объектов прописаны в пп. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ. Разумеется, будет возникать немало вопросов о том, о каких именно объектах идет речь. К нам уже поступают вопросы о налогообложении исходя из кадастровой оценки от предприятий, в зданиях которых находятся офисы. Мы отсылаем их к п. 7 названной статьи Кодекса, в которой сказано, что перечень таких объектов будет составлять орган исполнительной власти субъекта РФ до 1 января налогового периода.
Поскольку Закон N 307-ФЗ в части изменений в ст. 12 НК РФ уже вступил в силу, а его ст. 2 вступает в силу с 1 января 2014 г., у субъекта РФ право на принятие соответствующего закона уже фактически появилось. Например, Москва готова реализовать свои полномочия.
Перечни объектов недвижимого имущества, на которые будут распространяться региональные законы, разместят на сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ или на официальных сайтах субъектов РФ. Но сначала ФНС России должна определить состав сведений, которые будут в них включены. При этом из ст. 4 Закона N 307-ФЗ следует, что до утверждения состава сведений субъекты РФ будут определять их по согласованию с налоговой службой.
Уведомление собственников объектов недвижимого имущества о порядке их налогообложения не предусмотрено. Организации должны самостоятельно отследить эту информацию на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ. Если они найдут свой объект в перечне, то обязаны применять к нему новый порядок налогообложения.
Особое внимание следует обратить на норму абз. 2 п. 2 ст. 378.2 НК РФ, согласно которой те объекты недвижимого имущества, которые попадут в перечень и будут облагаться по кадастровой стоимости, впоследствии нельзя будет перевести на прежний порядок налогообложения.
Необходимо ли организации внести коррективы в учетную политику или налоговый учет в связи с новыми правилами? Новый порядок на налоговый учет никак не повлияет. Налогообложение будет основано на кадастровой стоимости, которая определяется на основании данных об оценке объекта недвижимости и вносится в кадастр.
Что касается учетной политики, менять ее также не нужно. Ведь сама по себе кадастровая оценка не влечет за собой изменения установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Сложность может возникнуть, если окажется, что на балансе у организации есть объекты из перечня и объекты, в него не попавшие: тогда по ним нужно будет вести раздельный учет.

Поправки наверняка приведут к принятию новой декларации по налогу на имущество или к изменениям в действующей форме. Когда следует ожидать нововведений?
Новая форма расчета налога на имущество уже находится на регистрации в Минюсте России. Она практически не изменилась, но в ней появился новый раздел . исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость. А схема уплаты налога, как я уже сказал, аналогична схеме уплаты земельного налога. Потому что и земля, и объекты недвижимого имущества, расположенные на ней, . все это объекты кадастрового учета. К ним применяются те же правила, которые касаются определения кадастровой оценки их стоимости.

С какого периода будет применяться новая форма расчета?
Новая форма декларации будет применяться начиная с расчета за 2013 г., а форма расчета . начиная с авансовых платежей за I квартал 2014 г. При этом раздел, введенный в связи с изменениями, внесенными Законом N 307-ФЗ, заполнять следует только начиная с авансовых платежей за 2014 г.

Справка
Столичные власти 12 ноября 2013 г. одобрили законопроект о внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций". Налоговая ставка, предусмотренная проектом, в 2014 г. составит 0,9%, а далее будет ежегодно повышаться.
При этом будут сохранены все налоговые льготы, установленные как федеральным, так и московским законодательством. Более того, будет расширен круг организаций, на которые распространяются льготы. В частности, в проекте предусмотрены льготы предприятиям, которые предоставляют медицинские и образовательные услуги.
Планируется, что в результате перехода на налогообложение исходя из кадастровой стоимости объектов в бюджет города дополнительно поступит 17 млрд рублей. (http://www.mos.ru/).

И последний вопрос. Какие проблемы могут возникнуть у налогоплательщиков при реализации положений Закона N 307- ФЗ?
Много вопросов возникает к перечню, потому что он должен быть основан на данных кадастра, но они не всегда отражают фактическое использование объектов. К примеру, сейчас не редкость, когда на участках земли, где были заводы, открываются офисные центры. Тем не менее в законе предусмотрено, что вид фактического использования будет определять орган исполнительной власти субъекта РФ, а порядок отнесения к тому или иному виду разрешенного использования будет утверждать Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России.
Соответственно, возникает еще один вопрос к закону: будет ли меняться назначение земельного участка, если изменится назначение объекта недвижимости, который на нем расположен. В данном случае критерием для перевода объектов на уплату налога по кадастровой стоимости будет наличие кадастровой и инвентаризационной документации на объект.
Отмечу, что фактическое использование с налоговой точки зрения отследить сложно. Поэтому субъекты РФ, в частности Москва и Московская область, планируют опираться все-таки на наличие соответствующей документации.
Также нет ответа на вопрос, что делать, если в течение периода изменятся вид разрешенного использования объекта или его владелец. Кроме того, как показывает практика применения гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, много нареканий вызывают и результаты самой кадастровой оценки.
В будущем мы надеемся дополнить НК РФ новой главой . "Налог на недвижимость организации". В ее рамках и можно будет окончательно реализовать реформу имущественного налогообложения и перейти к справедливому обложению.


Голосов: 4 Средний бал: 5.00
Оцените статью: