В силу ч. 1 ст. 160.2-1 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Тем самым реализуется принцип эффективности использования бюджетных средств. Напомним: данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.
В свою очередь, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета данным администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Исходя из ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ названные органы (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях контроль за деятельностью бюджетных учреждений ведется:
- федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении федеральных бюджетных учреждений;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, - в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - учредитель, главный администратор (администратор) средств федерального бюджета) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены комментируемым Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее - Правила N 193).
Необходимо отметить, что в соответствии с Письмом Минфина РФ от 12.11.2013 N 02-11-010/48342 до введения в действие Правил N 193н при осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита учредителю следовало руководствоваться Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 146н (далее - Приказ N 146н). Указанное положение распространялось на деятельность федеральных органов исполнительной власти (субъекты финансового контроля) при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Внутренний финансовый контроль
В силу п. 2 Правил N 193 внутренний финансовый контроль непрерывно ведется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами учредителя, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Этот контроль должен осуществляться в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета в соответствии с распределением обязанностей.
Согласно п. 17 Правил N 193 главный распорядитель средств федерального бюджета, главный администратор доходов федерального бюджета и главный администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета обязаны предоставлять Росфиннадзору запрашиваемые документы и информацию в целях анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
Напомним, что Росфиннадзор и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В соответствии с п. 4 Правил N 193 должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета производят внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
- составления и представления в Минфин документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
- составления и представления главному администратору (администратору) средств федерального бюджета документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета;
- составления и представления в Федеральное казначейство документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета, расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;
- составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета;
- составления и направления в Минфин и Федеральное казначейство документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;
- составления, утверждения и ведения бюджетных смет и свода бюджетных смет;
- формирования и утверждения государственных заданий в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений;
- исполнения бюджетной сметы;
- принятия и исполнения бюджетных обязательств;
- начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в РФ);
- принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление данного возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых согласно законодательству РФ о налогах и сборах, законодательству о таможенном регулировании в РФ);
- принятия решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в РФ);
- процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- составления и представления бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
- исполнения судебных актов по искам к РФ, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Внутренний финансовый контроль ведется посредством:
- проверки оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
- авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
- сверки данных;
- сбора и анализа информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия производятся с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием этих средств автоматизации с участием должностных лиц.
Способа проведения контрольных действий два:
- сплошной - контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;
- выборочный - контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
Внутренний финансовый контроль может вестись в виде самоконтроля либо контроля по уровню подчиненности. Согласно п. 19 Правил N 193 самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам РФ, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
В свою очередь, контроль по уровню подчиненности ведет сплошным способом руководитель (заместитель руководителя) и (или) руководитель подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета (иное уполномоченное лицо) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
Указанный контроль осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета и администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа сведений о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в названных документах, а также законности совершения отдельных операций.
С целью внутреннего финансового контроля руководитель каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, формирует (актуализирует) карты внутреннего финансового контроля, которые утверждает руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляются в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает в себя следующие этапы (п. 11 Правил N 193):
- анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий;
- формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету приводятся данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год. В силу п. 14 Правил N 193 актуализация карт осуществляется:
- до начала очередного финансового года;
- при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Результаты контроля по уровню подчиненности оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо с разрешительной надписью на представленном документе.
Кроме того, выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля. Такие регистры (журналы) ведутся в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
Информацию о результатах внутреннего финансового контроля подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченное подразделение направляет руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета с установленной руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета периодичностью.
По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с проставлением сроков их выполнения, направленные (п. 25 Правил N 193):
- на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур этого контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;
- на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;
- на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;
- на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.
Внутренний финансовый аудит
Как мы уже отметили выше, помимо внутреннего финансового контроля учредитель на основе функциональной независимости должен осуществлять внутренний финансовый аудит. В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ и п. 29 Правил N 193 целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - объекты аудита), а также организация и проведение внутреннего финансового контроля.
Организация контрольной деятельности. В соответствии п. 31 Правил N 193 внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Напомним, что под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (ч. 2 ст. 267.1 БК РФ).
Плановые проверки ведутся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. План должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.
Заметим, что под внутренними бюджетными процедурами понимаются внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (п. 2 Правил N 193).
При планировании аудиторских проверок должны быть учтены:
- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств федерального бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым относятся в том числе частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
- степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году Счетной палатой РФ и Росфиннадзором контрольных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
Необходимо отметить, что Правила N 193 не содержат информацию о случаях, когда могут проводиться внеплановые аудиторские проверки. Видимо, по аналогии с Приказом Минфина РФ N 146н указанные случаи должны быть установлены субъектом аудита самостоятельно.
Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля. Заметим, что срок направления и исполнения названного запроса устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов.
Помимо прав устанавливаются обязанности субъекта внутреннего финансового аудита, к которым относятся:
- соблюдение требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проведение аудиторских проверок в соответствии с программой аудиторской проверки;
- ознакомление руководителя или уполномоченного должностное лица объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
Назначение и проведение аудита. Проводимые учредителем аудиторские проверки следует делить на:
- камеральные проверки, которые осуществляются по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
- выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
- комбинированные проверки, которые ведутся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливает главный администратор (администратор) средств федерального бюджета.
Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки к его проведению, в ходе которого, в частности, должна быть составлена и утверждена программа проведения контрольного мероприятия. Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- сроки проведения этой проверки.
Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдения - систематического изучения действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, являющегося ответом на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчета, то есть проверки точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
В ходе аудиторской проверки проводится исследование (п. 46 Правил N 193):
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
- ведения учетной политики, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- бюджетной отчетности.
При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
Оформление результатов проверки. Согласно п. 49 Правил N 193 проведение контрольного мероприятия подлежит обязательному документированию. Как и в соответствии с Приказом Минфина РФ N 146н, материалы контрольного мероприятия включают в себя акт контрольного мероприятия и рабочие документы.
Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывает руководитель аудиторской группы и вручает его представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах этих нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
Указанный отчет с приложением акта проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения данного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета вправе принять одно или несколько из решений:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в Росфиннадзор и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства РФ, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
Отчетность учредителя. В соответствии с п. 55 Правил N 193 субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита. Порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Указанная отчетность должная содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
Кроме того, напомним, что главный распорядитель средств федерального бюджета, главный администратор доходов федерального бюджета и главный администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета обязаны предоставлять Росфиннадзору запрашиваемые документы и информацию в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита. Напомним, что Росфиннадзор и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.