Saldo.ru

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

07 мая 2024, Вторник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Версия для печати 
Шрифт:
М. Панов
Материал предоставлен журналом "Аудит и налогобложение"

Отчетность некоммерческих организаций

Некоммерческие организации, как и другие экономические субъекты, обязаны составлять и представлять установленные формы отчетности, которые используются, в частности, при осуществлении государственного контроля.
Следует отметить, что в отношении некоммерческих организаций установлены как общеустановленные формы отчетности, так и специальные, что обусловлено спецификой их деятельности.
Отчетность некоммерческих организаций можно представить в следующем составе:
бухгалтерская отчетность;
налоговая отчетность;
отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
статистическая отчетность;
специальная отчетность.
Состав отчетности некоммерческих организаций зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:
бухгалтерский баланс (форма N 1);
отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
отчет об изменениях капитала (форма N 3);
отчет о движении денежных средств (форма N 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
пояснительная записка;
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Эти организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с Приказом Минфина России от 22.07.2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности" некоммерческие организации могут не представлять форму N 3, форму N 4 и форму N 5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.
Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (форма N 1 и форма N 2) также представляется в органы государственной статистики.
Многие некоммерческие организации перешли на упрощенную систему налогообложения и в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом они должны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Учет доходов и расходов осуществляется в книге доходов и расходов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2008 г. N 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:
налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).
Новая форма декларации по НДС утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 г. и применяется с отчетности за IV квартал 2009 года.
В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация применяется в редакции Приказа Минфина России от 16.12.2009 г. N 135н.
Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что установлено ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание, что если ранее организация, не имевшая объектов обложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять "нулевую" налоговую отчетность по налогу на имущество, то теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 г. N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.
В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).
Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).
Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 226 НК РФ. Самый простой пример - это отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.
Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось своим правом перехода на этот налоговый режим.
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и п. 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).
Применение "упрощенки" обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением данной системы налогообложения, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 г. N 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года.
Отмена с 1 января 2010 г. Федеральными законами от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ и N 213-ФЗ единого социального налога и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесло определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.
Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России и Фонду социального страхования.
В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:
до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);
до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ.
Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 г. N 894н.
Отчетность в ФСС РФ несколько изменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 года должен быть представлен по форме 4 ФСС РФ, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 г. N 871н.
Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился: в 2010 году их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г.), а начиная с 2011 года - четыре раза в год ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческая организация представляет в органы государственной статистики сведения по специализированным формам статистического наблюдения.
Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует отметить, что в отношении них установлена специальная форма статистического наблюдения - форма N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации", утвержденная Приказом Росстата от 02.10.2009 г. N 213. Эта форма является единовременной и действует для отчета в 2010 году.
В отношении некоммерческих организаций действует также форма N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций", утвержденная Приказом Росстата от 14.08.2008 г. N 189.
Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Сейчас такие сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме N ОН0001 "Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212. Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
С 1 января 2010 г. вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в Интернете или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В настоящее время существует достаточно много форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.
Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.95 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом. Помимо этого они обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичная обязанность закреплена и за религиозными организациями (ст. 9 Федерального закона от 26.09.97 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях").
Благотворительные организации, также являясь некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет, содержащий сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований данного Закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований указанного Закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Закона N 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Примечание. До какого момента необходимо уплачивать налог на имущество в случае прекращения деятельности организации
В условиях спада производства и отсутствия заказов некоторые компании принимают решение об остановке производства продукции и сокращении рабочих мест.
Организация, обратившаяся с запросом в Минфин России, приняла решение о прекращении деятельности и продаже использовавшихся в производстве основных средств (до этого они не эксплуатировались уже более 12 месяцев). Однако поиск покупателей и сама реализация могут занять длительное время. В связи с этим у компании возник вопрос: вправе ли она перевести предназначенное для продажи оборудование в категорию "товары" и не уплачивать по нему налог на имущество?
В Письме от 02.03.2010 г. N 03-05-05-01/04 Минфин дал отрицательный ответ на этот вопрос. При этом финансовое ведомство привело два аргумента.
Во-первых, согласно п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н) основные средства подлежат списанию с бухучета при их выбытии, в частности при продаже.
Во-вторых, в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утверждено Приказом Минфина России от 02.07.2002 г. N 66н) активы могут быть отнесены к прекращаемой деятельности в том случае, если они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате прекращения части деятельности организации.
Деятельность же признается прекращаемой (п. 7 ПБУ 16/02) при условии принятия организацией соответствующего решения на наиболее раннюю из дат: либо на момент заключения договора купли-продажи активов, без которых прекращаемая деятельность не может осуществляться, либо на день доведения решения о прекращении деятельности до сведения юридических и физических лиц, интересы которых могут быть затронуты (акционеров, работников организации, поставщиков и пр.).
Именно поэтому, считает Минфин России, налог на имущество должен уплачиваться по данным активам вплоть до момента их выбытия.


Голосов: 98 Средний бал: 3.65
Оцените статью: