Saldo.ru

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

19 мая 2024, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Версия для печати 
Шрифт:
А. Зрелов
Материал предоставлен журналом "Аудит и налогообложение"

Проверка ООО

Порядок проведения аудиторской проверки ООО регламентирует ст. 48 Федерального закона от 08.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ). Ее нормы развивают соответствующие нормативные положения, включенные законодателем в п. 4 ст. 91 ГК РФ.
Возможными целями аудиторской проверки в указанной статье названы:
- проверка и подтверждение правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества;
- проверка состояния текущих дел общества.
Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно для случаев, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Так, на основании ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в том числе в случаях, если:
- организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования;
- объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Аудитором согласно ст. 4 Закона N 307-ФЗ является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
В соответствии с требованием Закона N 14-ФЗ аудитор не должен быть связан имущественными интересами с обществом, его участниками и должностными лицами. Имущественные интересы в данном случае могут охватывать любые формы взаимоотношений, как договорных, так и вытекающих из участия в капитале друг друга.
Утверждение аудитора общества возможно уже на этапе учреждения общества на основании решения учредителей ООО, принятого с соблюдением требований пп. 2 и 4 ст. 11 Закона N 14-ФЗ.
В повседневной деятельности общества привлечение аудитора и проведение аудиторской проверки возможно:
- по решению общего собрания участников общества;
- по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества (если такая возможность предусмотрена в уставе ООО);
- по требованию любого участника общества.
Нельзя согласиться с сохраняющейся до настоящего времени позицией некоторых судов (см., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 г. N 18АП-848/2009 по делу N А34-2171/2008, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 г. по делу N А48-1748/08-11), считающих, что Законом N 14-ФЗ предусмотрено только право участника предложить общему собранию участников общества выбранную им кандидатуру аудитора для проведения соответствующей проверки, тогда как окончательное решение о назначении аудиторской проверки, вне зависимости от того, кем она инициирована, находится в исключительной компетенции общего собрания, и назначение аудиторской проверки по требованию участника общества - это его право, а не обязанность общества. Не является правомерным и вывод судов, что Закон N 14-ФЗ не предоставляет участнику общества право требовать проведения аудиторской проверки в принудительном порядке, если решение собрания участников общества отказало в принятии такого решения.
Дело в том, что комментируемая статья предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки:
1) по инициативе и за счет общества;
2) по инициативе и за счет участника общества.
В первом случае, действительно, договор о проведении аудиторской проверки заключается от имени общества его исполнительным органом, а не участником общества, если иное не предусмотрено уставом общества (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. N 17869/07 по делу N А32-5962/2007-62/129).
При проведении же аудиторской проверки по инициативе участника общества, как указал ВАС РФ в Постановлении от 13.05.2008 г. N 17869/07 по делу NА32-5962/2007-62/129, решения общего собрания участников общества не требуется. Общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки. Такое проведение аудиторской проверки является реализацией самостоятельного права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества.
Общество не должно препятствовать проведению аудиторской проверки, поскольку в противном случае будет иметь место нарушение права участника общества на реализацию предоставленного ему законом права на проведение аудита за счет собственных средств (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 г. N 18АП-848/2009 по делу N А34-2171/2008).
Данное право подлежит осуществлению и в случае, когда аудиторская проверка общества уже проведена другим аудитором, так как Закон N 14-ФЗ не ставит возможность реализации такого права участника в зависимость от проведения аудиторской проверки, назначенной самим обществом. Законные права и интересы общества при этом не нарушаются, поскольку законодатель возложил расходы по проведению такой проверки на участника, а не на общество (Постановления ФАС Поволжского округа от 26.09.2007 г. по делу N А55-17260/2006, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 г. N 07АП-179/08 по делу N А67-8748/06).
Поскольку объектом аудиторской проверки является бухгалтерская документация общества, праву участника общества о проведении аудиторской проверки корреспондирует обязанность общества предоставить бухгалтерскую документацию выбранному им аудитору (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2009 г. N Ф04-1922/2009(3601-А02-16) по делу N А02-714/2008, ФАС Поволжского округа от 29.01.2008 г. по делу N А65-15632/07).
Общество по требованию его участника обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. N 17869/07 по делу N А32-5962/2007-62/129).
В любом случае аудитор имеет право на ознакомление с уставом ООО в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. По требованию аудитора общество обязано в разумные сроки предоставить ему возможность ознакомиться с уставом общества, в том числе с изменениями.
Из этой нормы следует, что сведения, содержащиеся в уставе ООО, являются общедоступными, а устав ООО - открытым для ознакомления с ним любых заинтересованных лиц (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2005 г. по делу N А06-2626/1-6/04).
На аудитора в соответствии с п. 6 ст. 32 Закона N 14-ФЗ могут быть возложены функции ревизионной комиссии (ревизора) общества. Избрание ревизора является дополнительной формой внутреннего контроля участников общества за его финансово-хозяйственной деятельностью и деятельностью его органов управления (Постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.2002 г. N 9216/01 и N 9215/01). Под проведением ревизии в данном контексте следует понимать комплексную проверку хозяйственно-финансовой деятельности ООО. Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) в силу прямого указания в п. 6 ст. 32 Закона N 14-ФЗ обязательно для обществ, имеющих более 15 участников.
На основании п. 1 ст. 47 Закона N 14-ФЗ ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом общества. Закон не относит к компетенции общего собрания участников решение вопроса о назначении самой ревизионной проверки (Постановление ФАС ВСО от 12.09.2006 г. N А19-18719/05-53-Ф02-4676/06-С2 по делу N А19-18719/05-53).
Права ревизоров и порядок их взаимодействия с участниками и структурными органами ООО определены п. 2 ст. 47 Закона N 14-ФЗ.
Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.
Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке на основании п. 3 ст. 47 Закона N 14-ФЗ проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества. Состав документов ООО, которыми может быть урегулирована работа ревизионной комиссии (ревизора) общества, определен п. 4 ст. 47 Закона N 14-ФЗ. Согласно указанной норме порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется уставом и внутренними документами общества. Так как Законом N 14-ФЗ не предусмотрено иное, то расходы, связанные с деятельностью ревизионной комиссии, несет само общество.
Невыполнение обществом, для которого законом не предусмотрено обязательное избрание ревизора, положений устава, касающихся деятельности этого органа, не может являться нарушением, за которое общество подлежит принудительной ликвидации (Постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.2002 г. N 9216/01, от 27.02.2002 г. N 9215/01).


Голосов: 8 Средний бал: 3.62
Оцените статью: