Saldo.ru

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

19 мая 2024, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Версия для печати 
Шрифт:
Д. Лысенко
Материал предоставлен журналом "Аудит и налогообложение"

СРО аудиторов - новые реалии

За последние два десятилетия в нашей стране многое изменилось, в том числе российский рынок аудита, который быстро развивался. Профессиональное аудиторское сообщество вплотную подошло к саморегулированию, и это серьезный этап развития профессиональных отношений.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2010 г. государственное лицензирование аудиторской деятельности отменяется, и чтобы заниматься этим бизнесом, нужно будет получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций (СРО), включенных Минфином России в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. На СРО будут возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы членов СРО.
Многие участники аудиторского рынка не проявляют оптимизма по вопросу обязательного членства в СРО аудиторов. Так, по нашей оценке, около 68% участников аудиторского рынка являются противниками самой идеи саморегулирования.
В основном обеспокоенность новым Законом об аудиторской деятельности и обязательным членством в аудиторских СРО возникает у представителей малого бизнеса. По нашему мнению, около 60% представителей аудиторского сообщества не поддерживают отмену лицензирования аудиторской деятельности и считают, что деятельность саморегулируемых аудиторских объединений будет направлена на устранение с рынка малого и среднего аудиторского бизнеса, лоббирование в СРО интересов узкой группы лиц.
Конечно же, некая нервозность аудиторов вызвана и тем обстоятельством, что решение о вступление в СРО аудиторов необходимо принять в течение оставшихся шести месяцев, в период экономического спада и дефицита оборотных средств, а тут еще и обязательная перерегистрация обществ с ограниченной ответственностью.
С другой стороны, участники рынка, работающие по общепринятым правилам аудиторской деятельности, сетуют на засилье "черных аудиторов" и связанные с этим демпинг, выдачу заключений задним числом, низкое качество аудиторских проверок, что дискредитирует профессию.
Так что же лучше - регулирование аудиторского рынка или его бесконтрольное существование?
На наш взгляд, от нового закона следует ожидать скорее положительного эффекта. Преимущества здесь очевидны: СРО будут осуществлять контроль качества аудиторских услуг, соблюдение Кодекса этики, что позволит "почистить" рынок. Система саморегулирования привязывает аудиторов к выполнению общих правил и обязывает выполнять стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации. Демпинговать и проводить некачественный аудит будет сложно, так как за "вход" в профессию необходимо платить, в связи с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам.
Но независимо от того, что новый Закон об аудиторской деятельности набирает полные обороты, по нашей оценке порядка 30% участников аудиторского рынка не спешат вступать в профессиональные аудиторские объединения, а ждут появления официального списка саморегулируемых организаций аудиторов. Такое ожидание, как нам кажется, бесперспективно, так как стоимость "вхождения" в аккредитованное объединение аудиторов, включенное в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, будет существенно отличаться от сегодняшних параметров.
Минфин России подготовил перечень мероприятий и актов, которые необходимо выполнить в связи с выходом нового Закона об аудиторской деятельности. Так, в соответствии с перечнем основных мероприятий, подлежащих осуществлению согласно этому Закону и одобренных Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, рассмотрение заявлений профессиональных объединений о внесении сведений о них в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов уполномоченным органом планируется в III квартале этого года.
К моменту подачи заявления о включении в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов аудиторские объединения обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с установленными Законом об аудиторской деятельности требованиями к саморегулируемым организациям аудиторов.
В настоящее время Некоммерческое партнерство "Аудиторская ассоциация Содружество" (НП ААС) одним из первых профессиональных объединений аудиторов (в том числе аккредитованных при Минфине России) привело уставные документы в соответствие с требованиями нового Закона об аудиторской деятельности и Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315 "О саморегулируемых организациях" и вступило в завершающую стадию подготовки соответствующих документов для их представления в уполномоченный федеральный орган регулирования аудиторской деятельности - Минфин России для включения НП ААС в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.


Голосов: 1 Средний бал: 5.00
Оцените статью: