Saldo.ru

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

19 мая 2024, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Журнал ╚Аудит и налогообложение╩

Версия для печати 
Шрифт:
Ю. Лермонтов
Материал предоставлен журналом "Аудит и налогобложение"

Контроль за уплатой страховых взносов

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), что означает для всех организаций и индивидуальных предпринимателей возникновение в дополнение к налоговому контролю еще одного вида контроля - за уплатой страховых взносов.
Контролю за уплатой страховых взносов посвящена глава 5 Закона N 212-ФЗ, налоговому контролю - глава 14 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Определение контроля за уплатой страховых взносов Закон N 212-ФЗ не устанавливает. По аналогии такой контроль следует понимать как деятельность органов контроля за уплатой страховых взносов, соблюдением, плательщиками страховых взносов законодательства о страховых взносах в порядке, установленном данным Законом.
При этом НК РФ устанавливает, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Закон N 212-ФЗ устанавливает только одну форму контроля за уплатой страховых взносов - проверку плательщиков страховых взносов.
Как и НК РФ, Закон N 212-ФЗ предусматривает два вида проверок: камеральную и выездную. Порядок проведения таких проверок фактически повторяет изложенный в НК РФ порядок проведения налоговых проверок.
В п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ указано, что территориальные органы ПФ РФ и территориальные органы ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Из анализа данной нормы следует, что ситуация, когда плательщика страховых взносов сначала проверит ФСС РФ, а затем ПФ РФ, не будет иметь место.
Согласно ст. 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится без специального решения руководителя органа контроля на основе расчета, представленного плательщиком. Период проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня представления расчета.
Пунктом 7 ст. 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что при проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следует отметить, что если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иные нарушения законодательства РФ о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается (п. 6 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
НК РФ предусматривает возможность несоставления акта камеральной налоговой проверки. Закон N 212-ФЗ также предусматривает такую возможность, но только в одном случае - если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных данным Законом, или иные нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Исходя из ст. 35 Закона N 212-ФЗ выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В рамках проверки проверяется период не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Данные положения аналогичны установленным НК РФ применительно к выездным налоговым проверкам.
Согласно пп. 7, 8 ст. 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов:
в Пенсионный фонд РФ: орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в фонд социального страхования РФ: орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Важная гарантия, аналога которой НК РФ не содержит, установлена в части 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ: выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года.
Следует отметить, что при определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Часть 15 Закона N 212-ФЗ предоставляет право органу контроля за уплатой страховых взносов приостановить проведение выездной проверки:
для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ;
для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Законом N 212-ФЗ не предусмотрено такое основание для приостановления проверки, как проведение экспертизы (подпункт 3 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Исключительно важной для плательщиков страховых взносов является часть 11 ст. 37 Закона N 212-ФЗ, в которой указано, что выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Пункт 6 ст. 89 НК РФ предоставляет право налоговому органу продлить выездную налоговую проверку до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Аналогичных положений в Законе N 212-ФЗ не установлено.
Положения ст. 37 Закона N 212-ФЗ, касающиеся истребования документов при проведении проверок, дублируют соответствующие нормы ст. 93 НК РФ. единственная разница: за отказ от представления документов ответственность наступает не по ст. 126 НК РФ, а по ст. 48 Закона N 212-ФЗ.
Следует обратить внимание, что в Законе N 212-ФЗ отсутствуют положения, аналогичные указанным в ст. 93.1 НК РФ (истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках), то есть положения о встречных проверках.
Учитывая это, можно предположить, что органы контроля за уплатой страховых взносов встречные проверки проводить не вправе.
Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по ее итогам (ст. 38, 39 Закона N 212-ФЗ) фактически не отличается от аналогичной процедуры, установленной НК РФ.

Информация

Об изменении порядка представления отчетности банками

С 2010 года вступило в силу Указание ЦБР от 12.11.2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
В новой редакции изложены формы отчетности кредитных организаций, порядок их составления и представления в ЦБР. Состав отчетности существенно не поменялся.
Больше не представляются ежеквартальные данные о средневзвешенных процентных ставках по выпущенным кредитной организацией депозитным и сберегательным сертификатам и облигациям, а также по выданным собственным векселям.
Отменено ежемесячное представление информации о переходе организаций, получающих финансирование из федерального бюджета, на обслуживание в органы федерального казначейства.
В состав квартальной публикуемой отчетности включено аудиторское заключение о ее достоверности. Аналогичное заключение прилагается и к годовой консолидированной отчетности.
Информация о проверках соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами теперь должна представляться раз в год (ранее - раз в полугодие).
Сведения о расчетах по операциям с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имущество, совершенных между резидентами и нерезидентами, направляются не позднее 17-го (а не 15-го) числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Крупные кредитные организации с широкой сетью подразделений представляют отчет по ценным бумагам не позднее 11-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным (ранее - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
Информация для расчета размера обязательных резервов представляется на 10-й рабочий день месяца, следующего за отчетным.
Суточная отчетность о процентных ставках по межбанковским кредитам действует до 1 июля 2010 г.


Голосов: 5 Средний бал: 3.00
Оцените статью: