Saldo.ru

"Бераторы"

20 декабря 2024, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

"Бераторы"



Бератор - уникальное издание, призванное облегчить жизнь всем, кто ведет предпринимательскую деятельность, работает с налогами и занимается бухгалтерским учетом. Мы рассылаем подписчикам обновления, в них подробно указано, какие листы устарели и какими из новых их нужно заменить. Поэтому бераторы всегда актуальны. Материалы всех бераторов написаны по принципу: "смотри на пример и делай так же". Информация воспринимается легко, "на одном дыхании". Издания содержат конкрентные практические советы, как поступать в той или иной ситуации, поэтому бератором может пользоваться человек с любым уровнем профессиональной подготовки.


Версия для печати 
Шрифт:
Бератор "Налог на прибыль от А до Я"
Материал предоставлен редакцией бератора "Налог на прибыль от А до Я"

Торговля: налоговый учет прямых расходов

Как известно, все расходы торговых фирм делятся на:
- прямые;
- косвенные.
К прямым расходам относят:
- стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;
- транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (если такие расходы не включены в цену товаров).
Остальные расходы (кроме внереализационных) относят к косвенным.
Облагаемую прибыль фирмы уменьшают только на те прямые расходы, которые относят к реализованным товарам. Косвенные и внереализационные расходы учитывают при налогообложении полностью.

Стоимость реализованных товаров
В бухгалтерском и налоговом учете фактическую себестоимость купленных товаров формируют по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в их фактическую себестоимость, а по правилам налогового учета . нет.

Вот как учитывают расходы при покупке товаров:
Вид расходовУчет расходов
Суммы, уплаченные продавцу товаров (за исключением НДС, который принимают к вычету)Включают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01)То же
Невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением товаровВключают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01) То же
Таможенные пошлины, уплаченные при ввозе товаров в РоссиюВключают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01) Учитывают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ)
Суммы, уплаченные за посреднические услуги, связанные с покупкой товаровВключают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01) Учитывают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ)
Расходы на транспортировку товаров до складаВключают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01) Если такие затраты включены в цену товаров, то на них увеличивают фактическую себестоимость ценностей.Если такие затраты оплачивают отдельно, то их учитывают в составе прочих расходов (ст. 320 НК РФ)
Суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой товаровВключают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01) Учитывают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ)
Проценты по кредитам, полученным для покупки товаров, начисленные до их оприходования на балансе фирмыВключают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01) Учитывают в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ)
Отрицательные суммовые разницы, возникшие до оприходования товаровВключают в их фактическую себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01) Учитывают в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ)
Отрицательные суммовые разницы, возникшие после оприходования товаровУчитывают в составе прочих расходовУчитывают в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ)

Как видно из таблицы, по правилам налогового учета в фактическую себестоимость товаров не включают:
- таможенные пошлины, уплаченные при ввозе товаров в Россию;
- посреднические услуги, связанные с покупкой товаров;
- транспортные расходы по доставке товаров до склада фирмы (если они не включены в их покупную цену);
- суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой товаров;
- проценты по кредитам, полученным для покупки товаров;
- отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой товаров.

Стоимость проданных товаров списывают одним из четырех методов:
- по стоимости каждой единицы товаров;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Конкретный порядок списания товаров закрепляют в качестве элемента бухгалтерской и налоговой учетной политики фирмы.

Списание по стоимости каждой единицы товаров
Этим методом списывают товары, которые учитывают в особом порядке. К таким товарам относят драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия, предметы искусства и т. д.
Единица этих товаров, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.
Как применять этот способ на практике, покажет пример.

Пример
ЗАО "Актив" занимается продажей ювелирных изделий и списывает товары по себестоимости каждой единицы.
В январе "Актив" приобрел:
- 30 обручальных колец по цене 800 руб./шт. (без НДС);
- 10 золотых цепочек по цене 1200 руб./шт. (без НДС).
В этом же месяце фирма продала:
- 10 обручальных колец;
- 3 золотые цепочки.
"Актив" должен включить в состав прямых расходов 11 600 руб. (10 шт. Х 800 руб. + 3 шт. Х 1200 руб.), в том числе:
- 8000 руб. . стоимость обручальных колец;
- 3600 руб. . стоимость золотых цепочек.

Списание по средней стоимости
При использовании этого метода нужно определить среднюю стоимость единицы товаров.
Ее рассчитывают отдельно по каждому наименованию товаров (например, столы, стулья, шкафы и т. д.). Обратите внимание: инспекторы рекомендуют определять среднюю стоимость товаров после каждой продажи.
Среднюю стоимость определяют так:
Средняя стоимость единицы товаров =
(Стоимость остатка товаров на дату списания + Стоимость поступивших товаров)
(Количество товаров, оставшихся на дату списания + Количество поступивших товаров)
Общую себестоимость товаров, которая должна быть списана, определяют так:
Стоимость товаров, подлежащая списанию =
Средняя стоимость единицы товаров Х Количество проданных товаров

Пример
По состоянию на 1 января на складе торговой фирмы ЗАО "Актив" числится 80 шкафов "Березка" общей стоимостью 240 000 руб. В январе ЗАО "Актив" купило две партии шкафов "Березка".
Первую партию (50 штук) приобрели 4 января. Общая стоимость шкафов . 155 000 руб. (без НДС).
Вторую (20 штук) . 15 января. Общая стоимость шкафов . 64 000 руб. (без НДС).
28 января продали 130 шкафов.
Средняя стоимость одного шкафа составит:
(240 000 руб. + 155 000 руб. + 64 000 руб.) : (80 шт. + 50 шт. + + 20 шт.) = 3060 руб.
Стоимость проданных шкафов будет равна:
3060 руб. Х 130 шт. = 397 800 руб.
Эту сумму включают в состав прямых расходов "Актива".

Списание товаров методами ФИФО и ЛИФО

По методу ФИФО товары, поступившие раньше других, списывают первыми. Например, если товары были куплены партиями, то сначала списывают первую партию, затем вторую и т. д. Если товаров в первой партии недостаточно, то списывают часть товаров из второй.
По методу ЛИФО, наоборот, товары, поступившие первыми, списывают последними.
Если товары были куплены партиями, то сначала списывают последнюю партию товаров, затем предпоследнюю и т. д. Если товаров в последней партии недостаточно, то списывают часть товаров из предыдущей.
Обратите внимание: инспекторы рекомендуют определять стоимость товаров, которая должна быть списана, после каждой продажи.

Пример
В отчетном году торговая фирма ЗАО "Актив" купила для перепродажи шкафы "Березка". Шкафы покупали тремя партиями по 100 штук в каждой.
Первую партию приобрели 1 января по цене 300 000 руб. (без НДС). Вторую . 8 января по цене 310 000 руб. (без НДС). Третью . 19 января по цене 320 000 руб. (без НДС).
25 января продали 250 шкафов.
Ситуация 1
При списании товаров "Актив" использует метод ФИФО.
Бухгалтеру "Актива" необходимо списать:
100 шкафов из первой партии стоимостью 300 000 руб.;
100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.;
50 шкафов из третьей партии стоимостью 160 000 руб. (320 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.).
Общая стоимость проданных шкафов, которую нужно списать, составит:
300 000 + 310 000 + 160 000 = 770 000 руб.
Эту сумму включают в состав прямых расходов "Актива".
Ситуация 2
При списании товаров "Актив" использует метод ЛИФО.
В этой ситуации бухгалтеру "Актива" необходимо списать:
100 шкафов из третьей партии стоимостью 320 000 руб.;
100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.;
50 шкафов из первой партии стоимостью 150 000 руб. (300 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.).
Общая стоимость шкафов, подлежащая списанию, составит:
320 000 + 310 000 + 150 000 = 780 000 руб.
Эту сумму включают в состав прямых расходов "Актива".

Транспортные расходы
В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров до склада вашей фирмы можно учитывать двумя способами:
- в составе фактической себестоимости товаров (то есть непосредственно на счете 41 "Товары");
- в составе издержек обращения (то есть на счете 44 "Расходы на продажу").
В налоговом учете расходы на доставку товаров до склада вашей компании (транспортные расходы) включают в их стоимость, если эти расходы включены в цену приобретения товаров по условиям договора. В противном случае транспортные расходы отражают в налоговом учете в составе прочих расходов.

Пример
ЗАО "Актив" приобрело компьютеры у ООО "Пассив" для перепродажи. Стоимость компьютеров . 2 360 000 руб. (в том числе НДС . 360 000 руб.). "Пассив" доставил товар до склада "Актива".

Ситуация 1
"Пассив" включил стоимость услуг по доставке товаров в их продажную стоимость. В этой ситуации фактическая себестоимость товаров в бухгалтерском и налоговом учете "Актива" составит 2 000 000 руб. (2 360 000 . 360 000).

Ситуация 2
Затраты по доставке товаров не включены в их цену, и "Актив" их оплачивает отдельно (на основании счета, выставленного "Пассивом"). Стоимость доставки . 35 400 руб. (в том числе НДС . 5400 руб.).
В этой ситуации первоначальная стоимость товаров составит:
- в бухгалтерском учете . 2 030 000 руб. (2 360 000 - 360 000 + 35 400 - 5400);
- налоговом учете . 2 000 000 руб. (2 360 000 - 360 000). Затраты по транспортировке товаров в сумме 30 000 руб. (35 400 - 5400) включают в состав прочих расходов.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, целесообразно все транспортно-заготовительные расходы по приобретению товаров отражать в бухгалтерском учете на счете 44 "Расходы на продажу" (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора; такие расходы нужно учесть непосредственно на счете 41 "Товары").
Порядок учета транспортных расходов вы должны зафиксировать в налоговой и бухгалтерской учетной политике фирмы.
Налогооблагаемую прибыль уменьшает только та часть транспортных расходов, которая относится к реализованному товару. Значит, в налоговом учете затраты по доставке товаров до склада вашей фирмы нужно распределить между реализованными и нереализованными товарами.
Чтобы это сделать, определяют средний процент прямых (транспортных) расходов за текущий месяц. Алгоритм действий описан в статье 320 Налогового кодекса РФ.
1. К расходам по доставке товаров, которые фирма понесла в текущем месяце, прибавляют транспортные затраты, приходящиеся на остаток товаров на начало месяца.
2. К покупной стоимости всех проданных за месяц товаров прибавляют покупную стоимость остатка нереализованных товаров на конец месяца.
3. Рассчитывают средний процент прямых расходов. Для этого сумму транспортных расходов (показатель п. 1) делят на стоимость товаров (показатель п. 2).
4. Средний процент прямых расходов умножают на стоимость остатка товаров на конец месяца. Так определяют, какая часть транспортных затрат приходится на непроданные товары.
5. При налогообложении прибыли можно учесть только ту часть транспортных расходов, которая относится к проданным товарам. Для того чтобы ее вычислить, нужно из общей суммы прямых расходов (показатель п. 1) вычесть те из них, которые приходятся на непроданные товары (показатель п. 4).
Обратите внимание: это правило применяют, если транспортные расходы не включены продавцом товаров в их продажную цену. В противном случае транспортные расходы учитывают в фактической себестоимости товаров.

Пример
На 1 января отчетного года сумма транспортных расходов ООО "Пассив"
составила 20 000 руб.
Сумма транспортных расходов за январь равна 120 000 руб.
Себестоимость товаров, проданных в январе, . 1 000 000 руб.
Себестоимость остатка товаров на конец января составила 200 000 руб.
Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит:
(20 000 руб. + 120 000 руб.) : (1 000 000 руб. + 200 000 руб.) = 11,67%.
Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, будет равна:
200 000 руб. Х 11,67% = 23 340 руб.
Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:
20 000 + 120 000 - 23 340 = 116 660 руб.
Эту сумму включают в состав прямых расходов "Пассива" и уменьшают на нее налогооблагаемую прибыль за январь.
Если в январе у "Пассива" были другие расходы (например, аренда торгового зала, зарплата продавцов и т. д.), их можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, нужно транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада, списывать в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Порядок списания транспортных расходов вы должны зафиксировать в бухгалтерской и налоговой учетной политике.


Голосов: 32 Средний бал: 4.09
Оцените статью:


 Ваша оценка сообщения:
Ваше имя: 
Ваш e-mail: 
Комментарий: