При формировании учетной политики большинство бухгалтеров используют шаблоны, которые можно свободно найти на бескрайних просторах Глобальной паутины. Ирина Сидорова финансовый консультант юридической компании "Налоговик", в качестве эксперимента воспользовалась некоторыми из них и выяснила, чего не хватает этим документам.
Отношение бухгалтеров к разработке учетной политики крайне неоднозначное. Одни считают этот документ совершенно бесполезным, а потому однажды и на всю жизнь утверждают правила ведения бухгалтерского и налогового учета. Часто такой способ выхода из ситуации не конкретизирует спорные моменты, свод инструкций составляется "для галочки" самостоятельно или заимствуется у коллег. Эта позиция неправильна, поскольку даже из определения по учетной политике, зафиксированного в ПБУ 1/2008, следует, что в этом документе должны быть отражены конкретные способы ведения бухгалтерского учета, выбранные из перечня законодательно возможных.
Учетная политика, пожалуй, даже важнее набора бухгалтерских правил отражения хозяйственных операций, поскольку влияет на формирование налоговых обязательств компании перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налогов. Вот почему к разработке этого документа нужно подходить внимательно, выбирая тот порядок налогового учета, который удобен фирме в разрезе ее специфики и деятельности. Многие аспекты формирования налоговой базы и ведения налогового учета законодательством однозначно не определены, следовательно, чем точнее и правильнее будет составлен этот документ, тем более защищенной будет компания при возникновении налоговых споров. Рассмотрим наиболее важные моменты, на которые стоит обратить внимание при формировании учетной политики.
Признавать расходы прямые и косвенные
Определение точной даты признания некоторых видов расходов, например - арендных платежей, оплаты за услуги связи, юридических, информационных и др., выгодно налогоплательщику, поскольку, если эти сроки не конкретизированы, инспектор может не разрешить учесть эти затраты при расчете налога на прибыль, в результате появляется риск образования просрочки по уплате налога и, как следствие, - наложение на компанию пеней и штрафов. Бухгалтеру следует выделить в отдельном пункте учетной политики конкретные сроки по ежемесячным выплатам за арендные платежи и услуги.
Прямые расходы уменьшают налогооблагаемую базу по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, а косвенные - в полном объеме относятся к расходам того периода, в котором они произведены. Казалось бы, ст. 318 НК РФ дает понять, какие виды расходов являются прямыми, а какие - косвенными; при этом закон разрешает налогоплательщику самостоятельно определять перечень прямых расходов, то есть тех, которые не сразу можно учесть при расчете налога на прибыль.
Если учетная политика налогоплательщика имеет пробел в этом вопросе - скорее всего, данный факт окажет негативное влияние на порядок расчета налога на прибыль в части его неверного исчисления. И опять же, как следствие, несовпадение мнений компании и сотрудника ФНС приведет к увеличению налоговых платежей. В одном из пунктов учетной политики следует указать перечень прямых и косвенных расходов предприятия с указанием конкретных счетов: например, прямых расходов по дебету 20 счета "Основное производство" и косвенных по дебету 25 "Общепроизводственные расходы".
Разделяй и учитывай
В Налоговом кодексе содержится требование организовывать раздельный учет в том случае, например, если компания осуществляет деятельность с товарами или и НДС, или при совмещении ЕНВД с другими системами налогообложения. К сожалению, ни порядка организации раздельного учета, ни готовой методики определения коэффициентов распределения доходов и расходов между видами деятельности в кодексе нет. Поэтому организация раздельного учета - это головная боль компании. И чем подробнее описана в учетной политике методическая часть, тем лучше. При совмещении нескольких видов деятельности необходимо ввести субсчета и не забыть отразить этот момент в учетной политике.
Основное средство в сборе
Налоговые органы требуют учитывать несколько совместно используемых объектов в составе одного основного средства (например, они просят придерживаться той версии, что компьютер, как основное средство, состоит из монитора, принтера и системного блока). В соответствии со статьей 256 НК РФ амортизируемым признают имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью дороже 40 000 рублей. Случается, что части целого имеют стоимость ниже указанного порога, а потому могут быть учтены в затратах в момент введения в эксплуатацию. Сложив кусочки, получаем актив, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта.
Прописав в учетной политике условие "при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств, состоящего из нескольких частей с разными сроками полезного использования, каждая из его частей учитывается как отдельный объект", можно избежать налоговых споров.
Ускоряем амортизацию
Нормы НК РФ не требуют отражать в учетной политике применяемые компанией понижающие и повышающие коэффициенты при расчете амортизации (ст. 259.3 НК РФ). Однако инспекторам трудно определить их суммовое значение, равно как и перечень объектов, по отношению к которым ускоренная амортизация применяется. Поэтому стоит заранее оговорить в учетной политике этот момент - как минимум указать ссылку на распорядительный документ, которым предусмотрено "ускорение".
Уменьшает прибыль текущего налогового периода применение такого инструмента, как амортизационная премия. В соответствии с пунктом 9 статьи 258 НК РФ компания имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением ОС, полученных безвозмездно). При этом в отношении объектов, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, премия может быть применена в размере 30%. Такое же право возникает у организации в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.
Решение об использовании амортизационной премии нелишне закрепить в учетной политике, чтобы избежать нареканий инспектора при проверке.
Примечание. Разные цели - разные положения
Елена Мельникова, аудитор, эксперт службы Правового консалтинга Гарант
Многие бухгалтеры еще помнят времена, когда под учетной политикой подразумевался документ, который определял совокупность способов организации именно бухгалтерского учета (ПБУ 1/98, ПБУ 1/2008). "Налоговая" учетная политика стала разрабатываться налогоплательщиками с вступлением в силу Налогового Кодекса. Очень часто работники бухгалтерии предпочитали подход, при котором положения налогового учета просто входили в состав единой учетной политики организации и применялись наравне с правилами ведения бухучета, по сути, являясь дополнением к бухгалтерской учетной политике.
Несмотря на то, что в НК РФ учетная политика как необходимый документ закрепляется в более чем в двух десятках статей, осознание его смысла и назначения пришло не сразу. И сейчас еще встречаются случаи смешения понятий при его формировании. Так, если согласно ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, то в статье 11 НК РФ дано такое понятие: учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Иными словами, назначение учетной политики для целей бухучета и для целей налогового учета различно. Причем само определение налоговой учетной политики было введено в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Тем самым законодатель, по сути, закрепил раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета. И именно в учетной политике для целей налогообложения организацией устанавливается порядок ведения учета для расчета налогов. Поэтому и разрабатывать организации следует два отдельных положения об учетной политике, утверждаемых приказом (распоряжением) руководителя.
Примечание. Коротко о разном
В соответствии с главой 25 НК РФ в учетной политике компании целесообразно прописать:
1) порядок формирования первоначальной стоимости ОС, НМА, МПЗ, товаров в целях налогообложения;
2) варианты оценки имущества при безвозмездном получении или получаемого в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам и порядок установления этих цен);
3) применяемые методы амортизации ОС и НМА;
4) методы списания МПЗ в производство для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО);
5) порядок распределения расходов в тех случаях, когда связь между доходами и расходами определяется косвенным путем.
Сомнительные деньги
Следует заранее предусмотреть создание резерва по сомнительным долгам. Это позволит учесть не погашенную вовремя задолженность в составе внереализационных расходов, уменьшая базу по налогу на прибыль (ст. 265, 266 НК РФ). За счет резерва можно списывать долги:
- возникшие при реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг;
- не погашенные в предусмотренные договором сроки;
- не обеспеченные залогом, поручительством или банковской гарантией.
Проценты по долгам
Компания вправе самостоятельно выбрать один из способов учета процентов, начисленных по долговым обязательствам (ст. 4 закона от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ), и закрепить выбранный вариант в учетной налоговой политике. При налогообложении прибыли проценты за пользование заемными (кредитными) средствами можно учесть в пределах норм (п. 1 ст. 269 НК РФ).
Предлагается два способа определения максимального учитываемого размера процентов: исходя из ставки рефинансирования, умноженной на установленный в этой статье коэффициент, либо исходя из сопоставимости долговых обязательств. Вопросы налоговых инспекторов касаются как раз сверхлимитных процентов по займам и кредитам. Налогоплательщику дано право выбрать только один из двух способов расчета предельной величины процентов, признаваемых в расходах, и применять его ко всем долговым обязательствам (письма Минфина РФ от 20 мая 2010 г. N 03-03-06/2/92, от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/83).