Saldo.ru

Издательский дом "Бератор"

21 декабря 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Издательский дом "Бератор"

Издательский дом "Бератор"


Версия для печати 
Шрифт:
Д. Зеликсон
Материал предоставлен журналом "Расчет"

Пенсии вернутся в прошлое

Решение о снижении ставки страховых взносов подталкивает Минздравсоцразвития к пересмотру своей стратегии пенсионной реформы. Какие именно кардинальные меры для уменьшения дефицита бюджета Пенсионного фонда предлагают в министерстве, проанализировал Денис Зеликсон.

Долгожданное снижение ставки страховых взносов - дело решенное, резюмировал президент Дмитрий Медведев на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. С 2012 года для предпринимателей в правительстве предусмотрели следующие ставки страховых взносов: 20 процентов - для малого неторгового бизнеса, и 30 процентов - для всех остальных. Окончательное решение оказалось далеко от ожиданий бизнес-сообщества, радеющего за снижение ставок до прежних 14-26 процентов. Однако даже такой вердикт поставил вопрос о поиске новых средств для сокращения бюджетных расходов в следующем году. Не обошел стороной эту тему и премьер-министр Владимир Путин. Участникам V съезда Российского аграрного движения в Ростове он заявил: "... Выпадающие доходы бюджета в результате составят сотни миллиардов рублей. Я, сказать честно, не знаю пока, где их взять", - констатировал глава правительства.
Вот и 8 июля на обсуждении проекта бюджета на 2012-2014 годы в правительстве возникло много вопросов, связанных с исполнением обязательств ПФР. Так, чиновники готовы потратить из государственной казны на пенсии в 2012 году 2 трлн. 600 млрд рублей, а в 2014-м и того больше - 3 трлн. 150 млрд. рублей. Очевидно, что за счет средств ПФР даже сегодняшних пенсионеров прокормить сложно, не говоря уже о будущих поколениях. Многие эксперты расценивают такие планы правительства как констатацию провала существующей пенсионной системы. Конечно, финальную точку должна будет поставить Госдума, но что-то подсказывает - проблемы с утверждением бюджета быть не должно.
Между тем новая пенсионная реформа должна по плану начаться только в 2014 году, а пока страна живет по заветам Михаила Зурабова и Михаила Дмитриева. Именно они в 2002 году заложили основные принципы пенсионной системы, которые сейчас попали под критику Минздрава. В министерстве недовольны существующей пенсионной формулой, при которой размер перечисленных взносов за работника сопоставим с размером пенсии, на которую он может рассчитывать в будущем. К слову, система Зурабова уже подвергалась мелким переделкам в 2009-2010 годах, когда были введены валоризация пенсионных прав, доплаты до прожиточного минимума пенсионера, возвращение полноценных страховых взносов и так далее. Теперь, по словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, назревает кардинальная реформа.

Смена стратегии

В Минздраве еще окончательно не определились с новой концепцией, но некоторые предложения все же были публично оглашены. Всего известных нововведений должно быть четыре. Для начала министерство предлагает полностью отказаться от сложившегося принципа индексации пенсий по уровню инфляции и зафиксировать их соотношение на уровне средней заработной платы. Максимум, на что может рассчитывать будущий пенсионер, - 75 процентов от дохода, но такое возможно только при наличии 30-летнего стажа работы. Именно поэтому Минздрав указывает на положения Международной организации труда, согласно которым минимальные пенсионные права дает трудовой стаж в 15 лет, а полные - в 30 лет. Согласно ныне действующему пункту 2 статьи 7 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Такое изменение сроков стажа в пользу увеличения многие эксперты называют де-факто сродни увеличению пенсионного возраста.
Посматривают в министерстве и на увеличение потолка заработной платы, который на сегодняшний день составляет 463 тыс. рублей в год. Однако относятся к такой перспективе в ведомстве Голиковой настороженно. Ведь чем больше придется собирать с граждан, тем больше им потом придется платить в качестве зарплаты. Также в Минздраве предлагают индексировать пенсии в соответствии с темпами роста инфляции и средней зарплаты в стране. Корректировать размеры фактических пенсий будут на коэффициент, учитывающий макроэкономическую и демографическую нагрузку на пенсионную систему. Причем правительство будет иметь право вводить понижающие или повышающие коэффициенты по своему усмотрению.
Напомним, что проект стратегии долгосрочного развития пенсионной системы на Третьем ежегодном российском форуме, проходившем 16 ноября 2010 года, представлял председатель правления ПФР Антон Дроздов.
Во время ее подготовки расчеты, по его словам, делались до 2050-2060 гг. на основе прогнозов Минэкономразвития и Росстата. Окончательные предложения по формированию стратегии должны были быть готовы уже к 1 июля. Но поручение президента о снижении страховых взносов заставило Минздрав вносить новые коррективы. Теперь этот срок, по данным министерства, переносится на осень 2011 года.

Мнение экспертов

Сказать, что же все-таки ждет будущих пенсионеров после 2014 года, пока сложно. До конца не ясен вопрос количественной дифференциации пенсий, с возможным повышением кумулятивной нагрузки на работодателей после введения озвученных Минздравом инициатив, а также судьба накопительной части пенсии граждан. По последнему пункту в министерстве давно решили не церемониться и попросту отменить такой вид пенсионных сбережений. С введением накопительной части пенсии в 2002 году, по разным оценкам, в бюджете скопилось около 1 трлн. рублей. Однако потратить эти деньги на погашение текущего дефицита без согласия граждан в ПФР не могут, если только работник сам не пожелает перевести накопительную часть пенсии в страховую. Таким образом, в Минздраве активно лоббируют отмену накопительной части пенсии, говоря о бессмысленности и рискованности такого вида накоплений.
Президент юридической фирмы Lex Domus Александр Базыкин подчеркивает, что реформа пенсионного законодательства необходима и должна проводиться на долгосрочную перспективу. "Пенсионная сфера не та область, в которой возможны радикальные изменения раз в пять лет. Заслуживает внимания и вопрос о дифференциации пенсии в зависимости от стажа работы - он должен быть тщательно проработан. Ведь может получиться и так, что гражданин был лишен возможности трудиться по причинам, от него не зависящим, например, в силу отсутствия подходящей работы, длительной болезни, незаконного осуждения или содержания под стражей. На какую пенсию он может рассчитывать - большой вопрос", - говорит г-н Базыкин.
По его словам, идея о вводе повышающих или понижающих коэффициентов по усмотрению правительства препятствует транспарентности в пенсионном законодательстве. "Что касается накопительной части пенсии, то ее надо не ликвидировать, а наоборот - увеличивать. Только тогда у молодого поколения есть реальная возможность накопить на старость, приумножив сбережения с помощью негосударственных пенсионных фондов, доступ к которым должен быть у всех желающих", - заключает эксперт.

В сухом остатке

Озвученные Минздравом предложения в какой-то степени являются революционными, однако экспертов настораживает, что из них может получиться "на выходе". Налицо желание чиновников ввести патерналистскую систему пенсионного обеспечения, от которой граждане пытались уйти с 2002 года. А это значит, что государство само будет определять, сколько оно может платить в тот или иной момент. К этому можно добавить, что индексация пенсии будет происходить лишь в зависимости от инфляции. Конечно, пенсионная реформа не затронет нынешних пенсионеров, чего не скажешь про тех, кому сегодня немногим за 30. По логике представленных нововведений, они не смогут рассчитывать на зажиточную старость, какими бы ни были их текущие "белые" зарплаты.


Голосов: 5 Средний бал: 5.00
Оцените статью: