Saldo.ru

Издательский дом ⌠Бухгалтерия и банки■.

30 декабря 2024, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Издательский дом ⌠Бухгалтерия и банки■.

Издательский дом ⌠Бухгалтерия и банки■.

Версия для печати 
Шрифт:
Л..Иоффе
Материал предоставлен журналом "Практический бухгалтерский учет"

Ошибки в платёжке на перечисление страховых взносов

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В течение расчётного периода страхователю надлежит уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (п. 4 ст. 15 закона N 212-ФЗ). Ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам исчисляются по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчётного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчётного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 3 ст. 15 закона N 212-ФЗ).
Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. При этом сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля (п. 7 и 8 ст. 15 закона N 212-ФЗ).
Уплатить ежемесячный обязательный платёж страхователю надлежит в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который он был начислен (п. 5 ст. 15 закона N 212-ФЗ).
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют в отношении страховых взносов:
на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование - Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы (п. 1 ст. 3 закона N 212-ФЗ).
В связи с этим ПФР является администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а ФСС России - администратором доходов бюджета Фонда социального страхования РФ соответственно (приложения 1 к федеральным законам:
от 10.12.10 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
от 08.12.10 N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
от 08.12.10 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", а также приложение 1 к приказу Минфина России от 28.12.10 N 190н).
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной страхователем, в частности, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счёта плательщика страховых взносов в банке при наличии на нём достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 1 п. 5 ст. 18 закона N 212-ФЗ).
В случае же неправильного указания в поручении на перечисление суммы страховых взносов:
номера счёта Федерального казначейства, или
кода бюджетной классификации, или
наименования банка получателя, - повлёкшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства, обязанность страхователя по уплате страховых взносов не признаётся исполненной (подп. 4 п. 6 ст. 18 закона N 212-ФЗ).

Примечание. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчётными документами, направляемыми в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

Требования по заполнению

В своё время Пенсионный фонд РФ выпустил Памятку для руководителей и бухгалтерских работников организаций и предприятий по заполнению расчётных документов на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования (письмо ПФР от 08.12.09 N 30/187). В памятке пенсионщики разъяснили отдельные вопросы заполнения платёжных документов на перечисление страховых взносов. К указанной памятке были приложены образцы заполнения платёжных поручений.
Платёжки на перечисление страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС страхователям при перечислении платежей со своих счетов предложено оформлять в соответствии с требованиями, установленными:
Положением о безналичных расчётах в Российской Федерации (утв. Банком России от 03.10.02 N 2-П), а также
Правилами указания в полях расчётных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 24.11.04 N 106н).
Последний документ представляет собой пять приложений. Страхователям же при заполнении платёжных поручений понадобятся Правила указания информации, идентифицирующей в расчётных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации:
плательщика и получателя средств (приложение N 1 к приказу, далее - правила 1);
платёж (приложение N 2 к приказу, далее - правила 2);
лицо или орган, оформившие расчётный документ (приложение N 5 к приказу, далее - правила 5).

Примечание. Пункт 2.10 положения N 2-П предписывает, что в расчётных документах на перечисление налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101-110 должны быть заполнены с учётом требований Минфина России, ФНС России и ФТС России, определённых в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.

В поле 101 платёжного поручения необходимо указать статус лица, непосредственно оформившего расчётный документ. Показатели статуса определены в правилах 5. Для этого используется двузначный код с 01 по 20. Из приведённых в этих правилах возможных вариантов статуса лица, оформляющего платёжный документ, при перечислении страховых взносов, на наш взгляд, могут использоваться:
01 - плательщиком - юридическим лицом;
09 - индивидуальным предпринимателем;
10 - нотариусом, занимающимся частной практикой;
11 - адвокатом, учредившим адвокатский кабинет;
12 - главой крестьянского (фермерского) хозяйства;
13 - иным физическим лицом.
Заметим, что в правилах 5 предусмотрен также и показатель 08, который предназначен для плательщиков иных платежей, осуществляющих перечисление платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами). И логично было бы именно его указывать страхователям-организациям при перечислении страховых взносов.
Налоговики в своё время настоятельно рекомендовали плательщикам ЕСН при оформлении платёжного поручения на перечисление налога, начисленного с доходов физических лиц, указывать в поле 101 код 14 (плательщик, производящий выплаты физическим лицам в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ).
О возможности использования организациями-страхователями именно этого кода в рассматриваемом поле документа руководство Пенсионного фонда РФ указало в письме от 29.10.09 N 30-18/871. Не будет ошибкой для организаций-страхователей проставление в поле 101 кода 01.

Примечание. При уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в поле "ИНН" получателя (61) и "КПП" получателя (103) указывается значение ИНН соответствующего отделения Пенсионного фонда РФ, являющегося администратором доходов бюджета ПФР, ФФОМС и ТФОМС в соответствии с законодательством РФ.

Правилами 1 определяется порядок заполнения полей "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Наименование плательщика" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103) и "Получатель" (16). В первых трёх полях из указанных - 60, 102 и 8 - плательщик приводит свой идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учёт (организации) и наименование (индивидуальный предприниматель - фамилию, имя, отчество).
В поле "Получатель" (16) приводится наименование органа Федерального казначейства, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, и в скобках - наименование отделения Пенсионного фонда РФ, являющегося администратором доходов указанных бюджетов.
При перечислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в поле "ИНН" получателя (61) и "КПП" получателя (103) указывается значение ИНН соответствующего отделения Фонда социального страхования РФ, являющегося администратором доходов бюджета ФСС России в соответствии с законодательством РФ. В поле "Получатель" (16) приводится наименование органа Федерального казначейства, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, и в скобках - наименование отделения ФСС России, являющегося администратором доходов указанного бюджета.
В поле 104 платёжного поручения проставляется код бюджетной классификации (КБК).
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представляется в виде четырёх составных частей (приказ Минфина России N 190н):
главного администратора доходов бюджета (1-3-й разряды КБК);
вида доходов (10 разрядов с 4-го по 13-й);
подвида доходов (14-17-й разряды);
классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (18-20-й разряды).
Главный администратор доходов бюджета внебюджетных фондов - определённый законом о бюджете орган управления государственным внебюджетным фондом, определяющий перечень подотчётных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета. Как было сказано выше, ПФР и ФСС России являются администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования РФ.
Код главного администратора доходов бюджета соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета в соответствии с законодательством РФ. Главным администраторам страховых взносов во внебюджетные фонды присвоены следующие коды:
392 - Пенсионному фонду РФ,
393 - Фонду социального страхования РФ (для сведения: Федеральному фонду обязательного медицинского страхования присвоен код 394).
Код вида доходов включает:
группу - 4-й разряд КБК;
подгруппу - 5-й и 6-й разряды;
статью - 7-й и 8-й разряды;
подстатью - 9-11-й разряды;
элемент- 12-й и 13-й разряды.
Налоговые и неналоговые доходы отнесены в первую группу. Взносы на социальные нужды включены во вторую подгруппу. Поэтому для страховых взносов наличие "102" в 4-6-м разрядах КБК обязательно.
Шестнадцатая подгруппа предназначена для доходов в виде штрафов, санкций и возмещений ущерба. Следовательно, признаком перечисления денежных средств в счёт взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и их территориальными отделениями в соответствии с законодательством РФ, является "116" в 4-6-м разрядах КБК.
Возможно десять вариантов кодов элементов доходов - от 01 до 10. Из них четыре предназначены для бюджетов государственных внебюджетных фондов. Если в 12-м и 13-м разрядах приводится:
06, то это означает направление средств в бюджет Пенсионного фонда РФ;
07 - в бюджет Фонда социального страхования РФ;
08 - в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 - в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования.
По доходам от взимания налогов, сборов, страховых взносов, иных платежей первый знак кода подвида (14-й разряд) доходов используется для раздельного учёта обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу.
При перечислении страховых взносов в 14-17-м разрядах КБК указывается 1000. При перечислении пеней по страховым взносам в эти разряды заносится 2000. Если же перечисляется штраф по страховым взносам, установленный законодательством РФ, то в указанных разрядах КБК приводится 3000.
Наличие в 18-20-м разрядах КБК 160 является признаком взносов на социальные нужды. При перечислении же штрафов в этих разрядах КБК надлежит указать 140, поскольку они, как известно, относятся к суммам принудительного изъятия.
С учётом вышеприведённого установлены КБК для страховых взносов, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды. Их значения в текущем году приведены в таблице.
В поле 105 платёжного поручения указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства (значение территориального управления ПФР (ФСС России)).
В поле 106 приводится значение основания платежа, который имеет 2 знака. Из 11 возможных вариантов обозначений основания платежа, приведённых в правилах 2, пенсионщики для перечисления страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС рекомендовали использовать:
ТП - при перечислении платежей текущего года;
ЗД - при добровольном погашении задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от территориальных отделений ПФР (ФСС России);
БФ - при перечислении текущих платежей физических лиц - клиентов банка (владельцев счёта), уплачиваемых со своего банковского счёта;
ТР - при погашении задолженности по требованию территориальных отделений ПФР (ФСС России) об уплате страховых взносов;
АП - при погашении задолженности по акту проверки;
АР - при погашении задолженности по исполнительному документу.
КБК Назначение платежа
392 1 02 02010 06 1000 160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
392 1 02 02020 06 1000 160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии
392 1 02 02080 06 1000 160 Взносы организаций, использующих труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в ПФР на выплату доплат к пенсии
392 1 02 02120 06 1000 160 Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности в бюджет ПФР на выплату доплаты к пенсии
392 1 02 02100 06 1000 160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
392 1 02 02110 06 1000 160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии
392 1 02 02041 06 1100 160* Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые застрахованными лицами самостоятельно или через работодателя в ПФР
392 1 02 02041 06 1200 160* Взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР
392 1 09 10010 06 1000 160 Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (по расчётным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)
392 1 09 10020 06 1000 160 Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (по расчётным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)
392 1 16 20050 01 3000 140 Денежные взыскания (штрафы), налагаемые ПФР и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 закона N 212-ФЗ
392 1 16 20010 06 3000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в части бюджета ПФР
393 1 02 02090 07 1000 160** Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зачисляемые в ФСС России
393 1 02 02050 07 1000 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в ФСС России
392 1 02 02100 08 1000 160** Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ФФОМС
392 1 02 02110 09 1000 160** Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ТФОМС
393 1 16 20020 07 3000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета ФСС России)
392 1 16 20030 08 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета ФФОМС)
392 1 16 20040 09 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов ТФОМС)
Платежи за периоды, истекшие до 1 января 2010 года
182 1 02 02010 06 1000 160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
182 1 02 02020 06 0000 160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии
182 1 09 08020 06 0000 140 Недоимка, пени и штрафы по взносам в ПФР
182 1 09 08030 07 0000 140 Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФСС России
182 1 09 08040 08 0000 140 Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС
181 1 09 08050 09 0000 140 Недоимка, пени и штрафы по взносам в ТФОМС
182 1 09 09020 07 1000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет ФСС России
182 1 09 09030 08 1000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет ФФОМС
182 1 09 09040 09 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в бюджеты ТФОМС
* Информационное письмо ПФР от 25.01.11 "Об изменении кодов бюджетной классификации".
** Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, при уплате страховых взносов в ФФОМС, ТФОМС и в ФСС России (в случае добровольной их уплаты в связи с вступлением в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) при оформлении платёжных документов на их перечисление указывают приведённые в таблице КБК по соответствующим взносам.

В одном расчётном документе по КБК не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа.
Эти же обозначения основания платежа следует использовать и при оформлении платёжных поручений на перечисление страховых взносов в ФСС России.
В поле 107 приводится показатель периода уплаты, который имеет 10 знаков. Это поле заполняется так же, как и при перечислении налогов, уплачиваемых за месяц. Поскольку страхователи-работодатели уплачивают ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам, то в первых двух знаках указывается "МС" (месячные платежи).
Например, при оформлении платёжного поручения на перечисление страховых взносов за сентябрь 2011 года в поле 107 указывается МС.09.2011.
В поле 107 предложено указывать ноль (0) при осуществлении платежа:
в счёт погашения задолженности по требованию контролирующего органа (ТР в поле 106), или
по акту проведённой проверки (АП в поле 106), или
по исполнительному документу (АР в поле 106).

Примечание. При осуществлении платежей в счёт добровольного погашения задолженности (ЗД в поле 106) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января 2010 года в поле 107 пенсионщики рекомендуют внести ГД.00.2009.

В поле 108 приводится номер соответствующего документа в зависимости от показателя, занесённого в поле 106. Так, при показателе в поле 106:
ТР в поле 108 приводится номер требования территориального отделения ПФР (ФСС России) об уплате страховых взносов;
АП - номер акта проверки;
АР - номер исполнительного документа и возбуждённого на основании него исполнительного производства.
В поле 109 указывается дата соответствующего документа, на основании которого осуществлён платёж.
В поле 110 заносится показатель типа платежа, который имеет два знака. Из приведённых в правилах 2 возможных значений этого показателя пенсионщики рекомендовали использовать:
ВЗ - при перечислении страховых взносов (код подвида дохода КБК (14-17-й разряды) 1000);
ПЕ - при уплате пеней (14-17-й разряды КБК 2000);
АШ - при направлении административного штрафа (14-17-й разряды КБК 3000);
ИШ - при перечислении иных штрафов, установленных соответствующими законодательными или иными нормативными актами (14-17-й разряды КБК 3000);
ПЦ - при направлении процентов (14-17-й разряды КБК 5000).
В поле назначения платежа (24) указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа. Таковым в первую очередь является регистрационный номер плательщика в территориальном отделении:
ПФР - при оформлении платёжных поручений по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
ТФОМС - при оформлении платёжных поручений по перечислению страховых взносов в ФФОМС И ТФОМС;
ФСС России - при оформлении платёжных поручений по перечислению страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.
Также в этом поле пенсионщики рекомендуют подробно описать назначение перечисляемой суммы.
В расчётном документе на перечисление страховых взносов указанные поля 101-110 должны быть заполнены. Отметим, что заполненное поле 101 платёжного поручения является знаковым для работников банка, поскольку влечёт за собой проверку на обязательное указание информации в полях 102-110. Платёжные поручения, в которых эти поля оформлены с нарушением приведённых выше требований, операционисты вправе не принимать (п. 2.16 положения N 2-П).

Ошибки в указании

- КБК

Как было сказано выше, в случае когда в платёжном поручении на перечисление страховых взносов допущена ошибка в номере счёта Федерального казначейства, КБК и (или) наименовании банка получателя, которая повлекла за собой непоступление денежных средств в бюджет нужного государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства, обязанность по их уплате считается невыполненной.
К примеру, такое случится, если при оформлении платёжки на перечисление страховых взносов в ФФОМС будет указан КБК 393 1 02 02050 07 1000 160, относящийся к ФСС России.
Не столь уж редко страхователи при оформлении первого платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование прошлого года указывали в платёжке КБК налогового органа (являющегося администратором по указанным страховым взносам по платежам до 2010 года) вместо КБК ПФР (ставшего администратором с наступлением указанного года). Денежная сумма всё же поступила на счёт Федерального казначейства.
Минфин России в письме от 04.03.11 N 03-02-07/1-64 попытался разъяснить сложившуюся ситуацию.
Согласно пункту 47 Порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ (утв. приказом Минфина России от 05.09.08 N 92н) в случае если в выписку из лицевого счёта администратора доходов бюджета включены поступления, администратором которых он не является, то он должен направить в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Указанные же поступления при получении такого уведомления учитываются по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
При получении от администратора доходов бюджета указанных поступлений уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, такие поступления отражаются на лицевом счёте администратора доходов бюджета, направившего это уведомление, по уточнённому КБК.
Уточнение сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечисленных за январь 2010 года на счёт налогового органа, по мнению финансистов, может быть произведено органом Федерального казначейства после представления этим налоговым органом в соответствующий орган Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, а также о том, что он не является администратором указанной суммы страховых взносов.
Страхователю же следует обратиться в соответствующий налоговый орган и территориальное отделение ПФР с просьбой об уточнении ошибочно перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по КБК налогового органа вместо КБК ПФР.
Не всякая ошибка в указании КБК обязательно оборачивается непоступлением денежных средств на соответствующий счёт бюджета внебюджетного фонда. Довольно часто страховщики неверно указывают КБК по платежам в ПФР, направляемым на страховую и накопительную части трудовой пенсии. В этом случае денежные средства зачисляются на страховую часть трудовой пенсии вместо накопительной или наоборот.
Администрирование пенсионных взносов до 2010 года, как было сказано выше, было возложено на налоговиков. Однако обязанность по возвращению сумм, если в отношении таковых невозможно определить, за кого именно они уплачены, возлагалась на ПФР (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Однако ни процедура возврата (зачёта) взносов, ни порядок уточнения платежа законом N 167-ФЗ не регламентировались. В связи с этим представители ПФР рекомендовали по этим вопросам обращаться к налоговикам. Последние же в свою очередь с подачи представителей финансового ведомства поясняли, что указанные процедуры, предусмотренные НК РФ, рассчитаны исключительно на налоги, коими пенсионные взносы не являются (письма Минфина России от 29.01.07 N 03-02-07/1-22, ФНС России от 17.03.06 N ММ-6-02/287). В итоге добиваться хоть какого-то разрешения ситуации страхователям приходилось в суде.
Чиновники в 2008 году, учитывая сложившуюся арбитражную практику (постановление Президиума ВАС России от 05.06.06 N 4240/06, определение ВАС России от 20.03.08 N 3722/08), мнение своё изменили. В письме Минфина России от 12.05.08 N 03-02-07/2-87 разъяснялось, что вплоть до внесения изменений в законодательство налоговики вполне могут воспользоваться положениями НК РФ в целях зачёта (возврата) страховых взносов, а также уточнения платежа по таковым.
Однако с начала 2010 года в связи с отменой ЕСН администрирование пенсионных взносов вернулось к ПФР. Взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии перечисляются на один счёт Федерального казначейства, но по разным КБК. Указание КБК страховой части при перечислении денежных средств, направляемых на накопительную часть, не приводит к непоступлению денежных средств на соответствующий счёт. И логично было бы считать обязанность страхователя по уплате причитающейся суммы страховых взносов исполненной.
Фактически же в подобной ситуации за страхователем числится переплата по страховой части страховых взносов и недоимка по накопительной. Причём на вторую часть страховщик начисляет пени.
Пенсионщики зачастую отказывались произвести зачёт переплаты по одной части трудовой пенсии в счёт недоимки по другой, ссылаясь на то, что подобной процедуры между накопительной и страховой частями законодательством о страховых взносах не предусмотрено. Добиваться же признания взносов уплаченными страхователям приходилось через суд.
И нередко судьи поддерживали страхователей. Так, ФАС Поволжского округа посчитал, что с 2010 года территориальное отделение ПФР должно самостоятельно уточнять назначение платежа при неправильном указании КБК в платёжном поручении.
В рассматриваемом деле спор возник между страхователем и ПФР по поводу уплаты пенсионных взносов. При частичном погашении в 2009 году суммы недоимки по взносам, возникшей годом раньше (в 2008 году), страхователь ошибочно указал в платёжном поручении не тот КБК. Сумма поступила в бюджет ПФР и была зачислена вместо страховой части трудовой пенсии на накопительную по причине указания в платёжном документе КБК, соответствующего накопительной части трудовой пенсии. В связи с этим территориальное отделение ПФР посчитало, что взносы на страховую часть за спорный период страхователем не уплачены, и обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании непогашенной недоимки с индивидуального предпринимателя.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований страховщика, сославшись на то, что сам факт неправильного указания КБК не свидетельствует о неисполнении обязанности по уплате взносов.
Аргументация же пенсионщиков зиждилась на упомянутой норме подпункта 4 пункта 6 статьи 18 закона N 212-ФЗ.
Судьи ФАС Поволжского округа с доводами страховщика не согласились, поскольку средства фактически поступили на счёт ПФР. Пенсионщики не оспаривали факт поступления платежа. Законом N 212-ФЗ (на тот период) и не был установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. Однако статьёй 160.1 БК РФ администратору доходов бюджета предоставляется возможность по принятию решения о зачёте (уточнении) платежей в различные бюджеты и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Поэтому ПФР как администратор пенсионных взносов с 2010 года, по мнению судей, обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что в законе N 212-ФЗ такое действие прямо не предусмотрено (постановление ФАС Поволжского округа от 15.09.10 N А55-38000/2009, определением ВАС России от 19.01.11 N ВАС-18053/10 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора).
Идентичные аргументы изложены судьями и в постановлении ФАС Поволжского округа от 15.09.10 N А55-38937/2009. Разница в рассматриваемых делах была лишь в том, что страхователь при погашении недоимки за 2008 год в 2010 году вместо КБК 182 1 02 02010 06 1000 160 (как надлежаще исполненное обязательство по уплате страховых взносов за 2008 год) указал КБК 392 1 02 02010 06 1000 160. Пенсионщики же, несмотря на то что в назначении платежа плательщиком было указано "страховые взносы за 2008 год", зачислили поступившие денежные средства в счёт уплаты текущих платежей 2010 года (определением ВАС России от 08.12.10 N ВАС-16954/10 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора).

- иных обязательных показателей

В платёжке помимо КБК, как было выше показано, приводится немало иной информации, ошибочное указание которой в соответствующих её полях (при условии что поручение банк принял к исполнению) хоть и не приводит к тому, что денежные средства вовсе не поступят в бюджет соответствующего фонда, но вполне могут быть отнесены Федеральным казначейством в разряд невыясненных. За плательщиком страховых взносов в этом случае числится недоимка, на которую страховщик начисляет пени. Ведь платёжный документ, не позволяющий идентифицировать платёж (отправителя, получателя, период уплаты и пр.), не даёт контролирующему органу отразить его перечисление в лицевом счёте страхователя. В налоговом законодательстве эта проблема давно решена. Однако то, что она может возникнуть применительно и к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, законодатель как-то поначалу упустил из виду.
Разрешить эту проблему чиновники пытались ещё в прошлом году. Так, Минздравсоцразвития России в письме от 14.12.10 N 3758-19 разъяснило, что неправильное указание КПП и ИНН получателя не влечёт неперечисление требуемых сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих фондов. Следовательно, обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов может быть признана исполненной.
Неверно указанный в платёжном поручении на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование идентификационный номер плательщика, по мнению руководства ПФР, не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной. Поэтому начисление пеней за период уточнения платежей не основано на нормах закона N 212-ФЗ (письмо ПФР от 25.10.10 N ТМ-30-25/11272).
С начала же текущего года статья 18 закона N 212-ФЗ дополнена пунктами 8-12 (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 08.12.10 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Так, нормой пункта 8 предусматривается возможность уточнения платежа страхователем, если им при заполнении платёжного поручения были допущены ошибки, не приводящие к непоступлению средств на соответствующий счёт внебюджетного фонда. Для того чтобы воспользоваться подобной процедурой, ему необходимо подать в соответствующий фонд заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчётного (расчётного) периода или статуса плательщика взносов.
ПФР в начале апреля рекомендовал образец заявления, которое организации и предприниматели могут представить в своё территориальное отделение ПФР в случае обнаружения ошибки в платёжке на уплату страховых взносов (штрафов или пеней) (письмо ПФР от 06.04.11 N ТМ-30-25/3445).
Пенсионщики в форме заявления перечислили основные показатели, которые можно уточнить: ИНН плательщика, КПП плательщика, статус плательщика страховых взносов, КБК, основание платежа, отчётный (расчётный) период, тип платежа.
Дополнительно, на наш взгляд, можно уточнить также неправильно указанные ИНН и КПП получателя платежа, номер страхователя в поле 24 "Назначение платежа" и т.д. Таким образом, уточнить можно практически любой реквизит в платёжке, если взносы попали во внебюджетный фонд. К заявлению надлежит приложить копию платёжки.
Этой формой заявления можно воспользоваться и для уточнения платежей в ФСС России, изменив в заявлении название фонда.
При уточнении платежа может быть проведена общая сверка расчётов с фондом по инициативе как страхователя, так и страховщика (п. 9 ст. 18 закона N 212-ФЗ). Контролирующий орган также вправе затребовать у банка копию платёжки на перечисление взносов, оформленной на бумажном носителе. Её кредитная организация обязана представить в течение пяти рабочих дней с момента получения требования (п. 10 ст. 18 закона N 212-ФЗ).
После уточнения платежа территориальное отделение внебюджетного фонда должно уведомить страхователя о принятом решении в течение пяти рабочих дней. При этом страховщиком производится пересчёт пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства до дня принятия им решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
Приведённые выше правила по уточнению платежа применяются также в отношении пеней и штрафов (п. 11 и 12 ст. 18 закона N 212-ФЗ).


Голосов: 85 Средний бал: 3.96
Оцените статью: