В 2007 году законодателем введена отдельная категория плательщиков единого социального налога - налогоплательщики-организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Таковыми признаются российские организации:
- проводящие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора;
- оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (п. 7 ст. 243 НК РФ).
Величины налоговых ставок ЕСН для этой группы налогоплательщиков, установленные пунктом 6 статьи 241 НК РФ, приведены в таблице
Таблица
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонд социального страхования РФ | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого |
Федеральный фонд | территориальные фонды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
До 75 000 руб. | 20% | 2,9% | 1,1% | 2,0% | 26,0% |
От 75 001 руб. до 600 000 руб. | 15 000 руб. + 7,9% от суммы, превышающей 75 000 руб. | 2175 руб. + 1,0% от суммы, превышающей 75 000 руб. | 825 руб. + 0,6% от суммы, превышающей 75 000 руб. | 1500 от суммы, превышающей 75 000 руб. | 19 500 руб. + 10,0% от суммы, превышающей 75 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. | 56 475 руб. + 2,0% от суммы превышающей 600 000 руб. | 7425 руб. | 3975 руб. | 4125 руб. | 72 000 руб. + 2,0% от суммы превышающей 600 000 руб. |
Как видно, размер установленных ставок составляющих ЕСН по интервалам доходов регрессивной шкалы совпадают с величинами ставок, установленных для обычных налогоплательщиков . организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, только граница между первым и вторым интервалом доходов снижена с 280 000 руб. до 75 000 руб.
Пример 1
Организация осуществляет деятельность в области информационных технологий. Работнику этой организации установлен оклад 28 500 руб.
По итогам первого квартала и двух месяцев текущего года величина облагаемой базы работника по ЕСН составила соответственно 85 500 руб. (28 500 руб./мес. х 3 мес.) и 57 000 руб. (28 500 руб. х 2 мес.). С учетом этого исчисленные суммы составляющих ЕСН по доходам работника за следующие периоды
Январь-март:
- 15 829,50 руб. (75 000 руб. х 20% + (85 500 руб. . 75 000 руб.) х 7,9%) - в федеральный бюджет;
- 2280 руб. (75 000 руб. х 2,9% + (85 500 руб. . 75 000 руб.) х 1,0%) - в ФСС РФ;
- 888 руб. (75 000 руб. х 1,1% + (85 500 руб. . 75 000 руб.) х 0,6%) - в ФФ ОМС;
- 1552,50 руб. (75 000 руб. х 2,0% + (85 500 руб. . 75 000 руб.) х 0,5%) - в ТФ ОМС.
Январь-февраль:
- 11 400 руб. (57 000 руб. х 20%) - в федеральный бюджет;
- 1653 руб. (57 000 руб. х 2,9%) - в ФСС РФ;
- 627 руб. (57 000 руб. х 1,1%) - в ФФ ОМС;
- 1140 руб. (57 000 руб. х 2,0%) - в ТФ ОМС.
Таким образом, по итогам первого квартала к доплате подлежит:
- в ФСС РФ . 627 руб. (2280 - 1653 руб.);
- в ФФ ОМС . 261 руб. (888 - 627);
- в ТФ ОМС . 412,50 руб. (1552,50 - 1140).Помимо указанных выше видов деятельности упомянутыми организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность не менее года, должны выполняться следующие условия:
- наличие у них документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Порядок выдачи такого документа устанавливается Правительством РФ;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев предшествующего года, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%;
- среднесписочная численность работников за девять месяцев предшествующего года, составляла не менее 50 человек.
Сумма доходов при этом определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 НК РФ. При определении же доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория РФ. Место же осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при её отсутствии:
- на основании места, указанного в учредительных документах организации либо
- места управления организацией либо
- местонахождения постоянно действующего исполнительного органа либо
- местонахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, приобретались через это постоянное представительство, либо
- местожительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей-иностранных лиц, являются:
- договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
Выполнение перечисленных условий позволяет организации с начала календарного года использовать льготные ставки налога
Вновь созданные организации могут воспользоваться этими ставками ЕСН и в первый год своей деятельности. Для этого ими должны выполняться приведенные выше условия только предельные величины по доходам и среднесписочной численности работников определяются по итогам отчетного (налогового) периода (п. 8 ст. 243 НК РФ).
Уплата ЕСН в федеральный бюджет
Как известно, сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Напомним, что объектом обложения страховыми взносами и налоговой базой являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН (п. 2 ст. 10 закона ≤ 167-ФЗ).
Начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, производится в общем порядке, так как никаких изменений в части интервалов доходов для них законодатель не предусмотрел.
Продолжение примера 1
Уточним условие - работник родился в 1964 году.
Исчисленные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии, за первый квартал и первые два месяца года составят соответственно 11 970 руб. (85 500 руб. х 14%) и 7980 руб. (57 000 руб. х 14%).
Осуществив вычет этих сумм из исчисленных величин составляющей ЕСН, направляемой в федеральный бюджет, получаем значения налога, которые причитались к уплате ФБ за соответствующие периоды . 3859,50 руб. (15 829,50 - 11 970) и 3420 руб. (11 400 . 7980).
Так как сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за первый отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей, то организация за март по доходу работника должна перечислить в федеральный бюджет . 439,50 руб. (3859,50 . 3420).
Верхняя граница первого интервала доходов, в котором используются максимальная величина страховых тарифов (их совокупная величина . 14%), такая же, как и у обычного налогоплательщика ЕСН - 280 000 руб.
При налоговой базе застрахованного физического лица 75 000 руб. налогоплательщик должен уплатить в федеральный бюджет 4500 руб. (75 000 руб. х 20% - 75 000 руб. х 14%). С суммы же, превышающей 75 000 руб., ЕСН начисляется по ставке 7,9%, а страховые взносы продолжают начислять по ставке 14%. В связи с чем, прирост величины вычета начинает превосходить прирост начисленной суммы налога. Поэтому достигнутое к указанному рубежу значение налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, начинает уменьшаться.
Пример 2
Используем данные примера 1.
По итогам первого полугодия и пяти месяцев текущего года величина облагаемой базы работника по ЕСН составила соответственно 171 000 руб. (28 500 руб./мес. х 6 мес.) и 142 500 руб. (28 500 руб. х 5 мес.).
С составляющими ЕСН, направляемыми в ФСС РФ, ФФ ОМС и ТФ ОМС, трудностей не возникает. Исчисленные их значения с доходов работника за период:
январь . июнь:
- 3135 руб. (75 000 руб. х 2,9% + (171 000 руб. . 75 000 руб.) х 1,0%) - в ФСС РФ;
- 1401 руб. (75 000 руб. х 1,1% + (171 000 руб. . 75 000 руб.) х 0,6%) - в ФФ ОМС;
- 1980 руб. (75 000 руб. х 2,0% + (171 000 руб. . 75 000 руб.) х 0,5%) - в ТФ ОМС.
январь . май:
- 2850 руб. (57 000 руб. х 2,9% + (142 500 руб. . 75 000 руб.) х 1,0%) - в ФСС РФ;
- 1230 руб. (57 000 руб. х 1,1% + (142 500 руб. . 75 000 руб.) х 0,6%) - в ФФ ОМС;
- 1837,50 руб. (57 000 руб. х 2,0% + (142 500 руб. . 75 000 руб.) х 0,5%) - в ТФ ОМС.
Таким образом, по итогам полугодия к доплате подлежит:
- в ФСС РФ . 285 руб. (3135 - 2850 руб.);
- в ФФ ОМС . 171 руб. (1401 - 1230);
- в ТФ ОМС . 142,50 руб. (1980 . 1837,50).
Исчисленные же значения ЕСН в федеральный бюджет за эти периоды соответственно . 22 584 руб. (75 000 руб. х 20% + (171 000 руб. . 75 000 руб.) х 7,9%) и 20 332,50 руб. (57 000 руб. х 20% + (142 500 руб. . 75 000 руб.) х 7,9%)), суммы же страховых взносов - 23 940 руб. (171 000 руб. х 14%) и 19 950 руб. (142 500 руб. х 14%).
Как видим, по итогам полугодия величина страховых взносов превзошла исчисленную значение сумму авансового платежа по ЕСН, направляемую в федеральный бюджет (23 940 > 22 584). Поэтому размер вычета принимается в этой сумме ЕСН, так как значение налогового вычета не может превышать величину налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период (п. 2 ст. 243 НК РФ). Следовательно, не возникает необходимости уплаты в федеральный бюджет.
По итогам апреля и мая величины налогового вычета - соответственно 15 960 руб. (28 500 руб./мес. х 4 мес. . 75 000 руб.) х 14%) и 19 950 руб. не достигли исчисленных сумм составляющей ЕСН в федеральный бюджет, значение которых 18 081 руб. (75 000 руб. х 20% + (28 500 руб./мес. х 4 мес. . 75 000 руб.) х 7,9%) и 20 332,50 руб. Начисленные суммы авансового платежа ЕСН в федеральный бюджет по окончании этих месяцев . 2121 руб. (18 081 . 15 960) и 382,50 руб. (20 332,50 . 19 950). Но перечислять в федеральный бюджет организации ничего не следует, так как по итогам первых трех месяцев ею было направлено туда 3859,50 руб. (1710 + 1710 + 439,50).
Как видно из примера 2 величина дохода, при которой исчисленная сумма авансового платежа по ЕСН в федеральный бюджет будет равна величине страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должна не на много превосходить 142 500 руб. Точное её значение находится из уравнения:
Д х 14% = 75 000 х 20% + (Д . 75 000) х 7,9%,
где Д и есть искомое значение.
Приведя подобные члены, вначале получаем уравнение:
Д х (14% - 7,9%) = 75 000 х (20% - 7,9%),
а затем и искомую величину:
Д = 148 770,49 руб. (75 000 руб. х 12,1% : 6,1%)
При увеличении значения налоговой базы сумма страховых взносов будет превосходить начисленную величину ЕСН, направляемую в федеральный бюджет. Поэтому налогоплательщик - страхователь должен будет перечислять только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Разница между этими величинами будет возрастать, пока значение облагаемой базы не достигнет 280 000 руб. В этот момент величина разницы достигнет 8005 руб. (39 200 . 31 195), где 39 200 руб. (280 000 руб. х 14%) . сумма страховых взносов, начисленных с дохода 280 000 руб., 31 195 руб. (75 000 руб. х 20% + (280 000 руб. . 75 000 руб.) х 7,9%) . исчисленное значение авансового платежа по ЕСН в федеральный бюджет с этой же величины налоговой базы.
При дальнейшем возрастании величины налоговой базы прирост дополнительного значения ЕСН в федеральный бюджет будет превосходить прирост величины страховых взносов. Поскольку применяемая ставка по ЕНС больше значения используемого тарифа страховых взносов . (7,9% > 5,5%)
При величине налоговой базы 600 000 руб. разница между значениями страховых взносов и исчисленной составляющей ЕСН в федеральный бюджет составит 325 руб. (56 800 . 56 475), где 56 800 руб. (280 000 руб. х 14% + (600 000 . 280 000) х 5,5%) . сумма страховых взносов, начисленная с дохода 600 000 руб., 56 475 руб. (75 000 руб. х 20% + (600 000 руб. . 75 000 руб.) х 7,9%) . исчисленное значение авансового платежа по ЕСН в федеральный бюджет с тех же 600 000 руб.
Дальнейшее увеличение облагаемой базы приводит лишь к возрастанию составляющей ЕСН в федеральный бюджет. Сумма прироста в этом случае облагается по ставке 2%, тогда как страховые взносы на данную величину не начисляются.
Равенство между величинами составляющей ЕСН в федеральный бюджет и страховых взносов произойдет при значении облагаемой базы 616 250 руб. (600 000 руб. + 325 руб. : 2%).
При дальнейшем возрастании налоговой базы исчисленная величина составляющей ЕСН в федеральный бюджет будет превосходить сумму страховых взносов. Хотя разность между этими величинами будет положительной, то есть у налогоплательщика возникает обязанность по уплате данной составляющей ЕСН, но до определенного момента организация вправе будет не перечислять денежные средства в федеральный бюджет. Поскольку ранее у него возникла переплата по этой составляющей ЕСН.
Пример 3
Используем данные примеров 1 и 2.
По итогам первых трех месяцев с дохода сотрудника 85 500 руб. организация перечислила ЕСН в федеральный бюджет в сумме 3859,50 руб. (1710 + 1710 + 439,50).
Обязанность по перечислению данной суммы у налогоплательщика вновь возникнет, когда величина дохода работника составит 809 225 руб. (616 250 руб. + 3859,50 руб. : 2%).
Для проверки исчислим сумму этой составляющей ЕСН с данного дохода. Она равна 60 659,50 руб. (56 475 руб. + (809 225 руб. . 600 000 руб.) х 2%). Уменьшив её на величину налогового вычета, размер которого - 56 800 руб., получаем исходную сумму . 3859,50 руб. (60 659,50 руб. . 56 800).
Таким образом, у организации возникнет обязанность по перечислению дополнительной суммы ЕСН в федеральный бюджет только, когда размер налоговой базы работника превысит 809 225 руб.
Диапазон величин, попадание в который совокупного дохода работника влечет за собой необходимость перечисления денежных средств в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет (первого или после некоторого перерыва), лежит в пределах от 616 250 руб. до 841 250 руб. Минимальная и максимальная величина вытекают из возможного размера ежемесячного дохода работника.
Если при первоначальном исчислении налога доход работника, включаемый в облагаемую базу по ЕСН, превысит упомянутую выше сумму 148 770,49 руб., то первое перечисление ЕСН в федеральный бюджет последует лишь, когда величина налоговой базы превысит 616 250 руб.
Пример 4
Работнику установлен оклад 150 000 руб.
В январе исчисленная величина ЕСН в федеральный бюджет составит 20 925 руб. (75 000 руб. х 20% + (150 000 руб. . 75 000 руб.) х 7,9%). И она окажется меньше суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 21 000 руб. (150 000 руб. х 14%) > 20 925 руб. Таким образом, перечисление денежных средств ЕСН в федеральный бюджет по итогам января с дохода работника налогоплательщик не совершает.
Организация не будет осуществлять такие платежи ещё в течение следующих трех месяцев, так как в этот период размер налоговой базы . 300 000 руб. (150 000 руб./мес. х 2 мес.), 450 000 руб. (150 000 руб./мес. х 3 мес.) и 600 000 руб. (150 000 руб./мес. х 4 мес.) не достигнет 616 215 руб. А это в сою очередь означает, что суммы страховых взносов превосходят значения составляющих ЕСН в федеральный бюджет. И лишь в мае, когда доход работника составит 750 000 руб. (150 000 руб./мес. х 5 мес.), организация обязана будет перечислить ЕСН в федеральный бюджет в сумме 2675 руб. (56 475 руб. + (750 000 руб. . 600 000 руб.) х 2%) - 56 800 руб.).
Если же величина налоговой базы при одном из исчислений налога будет равна 75 000 руб., то после уплаты исчисленной суммы ЕСН в федеральный бюджет с этого значения, обязанность следующего перечисления возникает, когда доход работника превысит максимальное значение упомянутого диапазона величин . 841 250 руб.
Пример 5
Работнику установлен оклад 75 000 руб.
По итогам января исчисленная величина ЕСН в федеральный бюджет - 15 000 руб. (75 000 руб. х 20%) превзойдет сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 500 руб. (75 000 руб. х 14%) на 4500 руб. (15 000 . 10 500). Поэтому организация обязана перечислить эту сумму ЕСН в федеральный бюджет.
Следующее перечисление будет осуществлено организацией лишь по окончании декабря, когда величина дохода, включаемого в облагаемую базу, составит 900 000 руб. (75 000 руб./мес. х 12 мес.). Причитающаяся в этом случае к уплате сумма - 1175 руб. (56 475 руб. + (900 000 руб. . 600 000 руб.) х 2%) - 56 800 руб. . 4500 руб.).
По итогам же ноября совокупность значений налогового вычета и перечисленной суммы налога в федеральный бюджет за январь . 60 975 руб. (56 800 + 4500) будет превосходить исчисленную величину этой составляющей ЕСН . 59 475 (56 475 руб. + (75 000 руб./мес. х 11 мес. . 600 000 руб.) х 2%).
Из вышеприведенного следует, что если сумма годового дохода, включаемого в облагаемую базу при исчислении ЕСН, у большинства сотрудников организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, лежит в пределах от 100 000 руб. до 600 000 руб., то у налогоплательщика по итогам года, скорее всего, будет возникать переплата по составляющей ЕСН, направляемой в федеральный бюджет.
Вычет: в целом по организации или по каждому физическому лицу?
Вводя упомянутое выше ограничение на размер налогового вычета ".сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период" законодатель не упомянул порядок определения суммы налога, с которой должна сравниваться начисленная величина страховых взносов. Она может определяться как в целом по организации, так и по каждому физическому лицу в отдельности.
Пример 6
В организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, по итогам отчетного периода вознаграждения по трудовым договорам выплачены 55 физическим лицам. Общая их сумма - 7 722 000 руб. Доходы пяти работников при этом составил 150 000 руб. и более. Им соответственно начислено: 210 000 руб., 189 000 руб., 180 000 руб., 168 000 руб. и 150 000 руб.
Общие суммы доходов:
- пяти упомянутых работников . 897 000 руб. (210 000 + 189 000 + 180 000 + 168 000 + 150 000);
- остальных работников . 6 825 000 руб. (7 722 000 руб. . 897 000).
Величины составляющей ЕСН, направляемой в федеральный бюджет, по группам упомянутых физических лиц и в целом по организации составят соответственно:
- 116 238 руб. (75 000 руб. х 5 х 20% + (897 000 руб. - 75 000 руб. х 5) х 7,9%) . по доходам пяти работников;
- 1 365 000 руб. (6 825 000 руб. х 20%) . по доходам остальных работников;
- 1 481 238 руб. (116 238 + 1 365 000) - по организации в целом.
Суммы же страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленные с доходов по группам упомянутых физических лиц и в целом по организации: 125 580 руб. (897 000 руб. х 14%), 955 500 руб. (6 825 000 руб. х 14%) и 1 081 080 руб. (7 722 000 руб. х 14%).
Как видим, по итогам отчетного периода общая исчисленная величина ЕСН в федеральный бюджет превосходит начисленную сумму страховых взносов - 1 481 238 > 1 081 080.
Если исходить, что вычет не должен превосходить величину налога, исчисленного в целом по организации, то размер авансового платежа по ЕСН в федеральный бюджет за отчетный период составит 400 158 руб. (1481 238 . 1 081 080).
Если же исходить из концепции, что вычет не должен превосходить величину налога, исчисленного с дохода каждого физического лица, то сумма авансового платежа по ЕСН в федеральный бюджет возрастает до 409 500 руб. (1 481 238 . 116 238 . 955 500). И связано это с тем, что величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная с доходов упомянутых пяти физических лиц, превысила сумму ЕСН в федеральный бюджет, начисленную по этим доходам - 125 580 > 116 238. Поэтому меньшая из этих сумм и принимается к вычету.
Если брать чисто экономическую сторону, то сравнение по начисленным суммам налога и страховых взносов должно осуществляться по каждому физическому лицу, которому в течение налогового периода производились выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. И это бы не вызывало никакого сомнения, если бы законодатель в приведенном выше выражении после слов "сумма налогового вычета" добавил слова "по каждому физическому лицу".
Работники налоговых органов, скорее всего, будут настаивать на сравнении "по каждому физическому лицу". В качестве аргументации такого требования налоговики по всей вероятности сошлются на установленную законодателем обязанность по ведению налогоплательщиком учета:
- сумм начисленных выплат и иных вознаграждений;
- сумм налога, относящегося к ним;
- сумм налоговых вычетов
по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4 ст. 243 НК РФ).
Потеря права
При невыполнении организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, определенных условий она теряет право на применение при исчислении ЕСН приведенных выше ставок. Данные условия установлены законодателем в пункте 8 статьи 243 НК РФ. И первое из них . это лишение её государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
Остальные же связаны с показателями величин доходов и среднесписочной численности работников, которые требовались для возможности использования указанных ставок налога. При этом эти показатели должны определяться по итогам отчетного (налогового) периода. Таким образом, если по итогам отчетного или налогового периода:
- величина доходов от реализации программных продуктов и услуг по их установке и сопровождению составила менее 90% от суммы общих доходов;
- величина доходов от реализации иностранным лицам программных продуктов и услуг по их установке и сопровождению составила менее 70% от суммы полученной доходов от реализации программных продуктов;
- среднесписочная численность работников составила менее 50 чел., -
то организация теряет право на применение "льготы". На наш взгляд, именно такие требования и будут предъявлять налоговики ко всем организациям.
Хотя дословное прочтение этой нормы распространяет перечисленные условия только на вновь образованные организации. Поскольку законодатель, устанавливая эту норму, решил не перечислять условия конкретно, а осуществил отсылку к абзацам этого пункта, в которых установлены условия для возможности применения льготируемых ставок налога. Действующие же организаций, как известно, право на их использование получают, если их показатели по доходам и среднесписочной численности, исчисленные за девять месяцев года, предшествующего году перехода, превосходят установленные пороговые цифры. И эти цифры остаются неизменными в течение всех последующих отчетных или налоговых периодов.
Пример 7
Используем данные примера 6, несколько уточнив их: указанные доходы работников начислены им за первые пять месяцев. За первое полугодие суммы доходов по соответствующим группам работников и организации в целом 1 078 000 руб., 8 198 000 руб. и 9 276 000 руб. По итогам полугодия среднесписочная численность упала до 43 чел.
По итогам полугодия организация должна пересчитать исчисленный суммы составляющих ЕСН с применением обычной градации интервалов доходов, так как ею в этом отчетном периоде не было выполнено условия по среднесписочной численности.
За январь - май при использовании установленных ставок ЕСН для налогоплательщиков . организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, с доходов работников было начислено:
- 1 481 238 руб. ((75 000 руб. х 5 + 6 825 000 руб.) х 20% + (897 000 руб. . 75 000 руб. х 5) х 7,9%) . в качестве ЕСН в федеральный бюджет;
- 214 020 руб. ((75 000 руб. х 5 + 6 825 000 руб.) х 2,9% + (897 000 руб. . 75 000 руб. х 5) х 1,0%) . ЕСН в ФСС РФ;
- 82 332 руб. ((75 000 руб. х 5 + 6 825 000 руб.) х 1,1% + (897 000 руб. . 75 000 руб. х 5) х 0,6%) . ЕСН в ФФ ОМС;
- 146 610 руб. ((75 000 руб. х 5 + 6 825 000 руб.) х 2,0% + (897 000 руб. . 75 000 руб. х 5) х 0,5%) . ЕСН в ТФ ОМС;
- 1 081 080 руб. (7 722 000 руб. х 14%) . в виде страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
- 409 500 руб. (1 481 238 . 116 238 . 955 500) . к уплате ЕСН в федеральный бюджет.
По итогам первого полугодия при исчислении ЕСН налогоплательщик должен применять обычную шкалу доходов для регресса. Поэтому значения составляющих ЕСН достигнут:
- 1 855 200 руб. (9 276 000 руб. х 20%) (федеральный бюджет);
- 269 004 руб. (9 276 000 руб. х 2,9%) (ФСС РФ);
- 102 036 руб. (9 276 000 руб. х 1,1%) (ФФОМС);
- 185 520 руб. (9 276 000 руб. х 2,0%) (ТФОМС).
Сумма же начисленных страховых взносов . 1 298 640 руб. (9 276 000 руб. х 14%). С учетом этого подлежит уплате в федеральный бюджет . 556 560 руб. (1 855 200 . 1 298 640).
К доплате по итогам полугодия подлежит:
- в федеральный бюджет . 147 060 руб. (556 560 . 409 500);
- в ФСС РФ . 54 984 руб. (269 004 . 214 020);
- в ФФ ОМС . 19 706 руб. (102 036 . 82 332);
- в ТФ ОМС . 38 910 руб. (185 520 . 146 610).
Общая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование социальной и накопительной частей трудовой пенсии, подлежащая перечислению за июнь . 217 560 руб. (1 298 640 - 1 081 080).