Saldo.ru

Издательство ╚Бухгалтерский учет╩

26 ноября 2024, Вторник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Издательство ╚Бухгалтерский учет╩

Издательство ╚Бухгалтерский учет╩

Версия для печати 
Шрифт:
Д. Н. Михайлова
материал предоставлен журналом "Бухгалтерский учет"

Организация переезжает: что должен делать бухгалтер

Смена юридического адреса
Общеизвестно, что налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговой инспекции по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, принадлежащего ей недвижимого имущества или по месту жительства предпринимателя. Соответственно при переезде в новое помещение организации предстоит смена налоговой инспекции. Исключение составляет лишь тот случай, когда новый юридический адрес находится в ведении той же налоговой инспекции.
При смене юридического адреса организации снятие ее с учета осуществляется той налоговой инспекцией, в которой она состояла на учете до переезда. Основанием для этой процедуры являются сведения из ЕГРЮЛ, в котором должна быть зафиксирована информация о внесении изменений в учредительные документы в связи со сменой юридического адреса.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места нахождения организации останется прежним.

Проведение сверки расчетов с налоговым органом.
При снятии налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую ему предстоит сверка расчетов с налоговым органом. Проводится такая сверка в обязательном порядке в соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (утвержден приказом ФНС России от 09.09.05 N САЭ 3 01/444@).
Для проведения сверки расчетов налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию уведомлением с указанием даты проведения сверки. Уведомление направляется по почте. В случае возврата в налоговую инспекцию уведомления с пометкой "адресат не найден по данному адресу" акт сверки расчетов налогоплательщика будет подписан должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке.
При явке налогоплательщика в инспекцию для оформления акта сверки в срок, указанный в уведомлении, в случае отсутствия расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставится подпись налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Документ составляется в трех экземплярах и визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками.
Первый экземпляр вручается налогоплательщику. На втором и третьем экземплярах ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Второй экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета, третий остается в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов налогоплательщика (передается на хранение в архив налогового органа).
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать десяти рабочих дней. При выявлении расхождений срок проведения сверки не должен превышать 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.
В случае отсутствия расхождений данных на логового органа с данными налогоплательщика на акт сверки (по ф. N 23`а (краткая) ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками.
Первый экземпляр подготовленного акта сверки в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику или направляется ему по почте. Если акт вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя). При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по ф. N 23 (полная).
При выявлении ошибки, допущенной налоговым органом, в тот же день работником налоговой инспекции готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок для исправления ошибок, отпущенный налоговикам Регламентом, . не более пяти рабочих дней. После получения служебных записок об исправлении ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки расчетов по ф. N 23 а (краткая) с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах.
В случае уклонения организации от проведения сверки акт сверки расчетов по ф. N 23 а (краткая) пересылается по почте.
Акт, согласованный в одностороннем порядке налоговым органом, уведомление, подтверждающее действия налогового органа по приглашению налогоплательщика для проведения сверки, уведомление о направлении акта сверки по почте передают в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту нахождения организации.

Если принято решение не менять юридический адрес.
Несовпадение фактического и юридического адресов у юридических лиц . нередкое явление. Руководители организаций, принимающие решение не менять юридический адрес при переезде, должны иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.01N129 ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений юридические лица несут ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц на основании ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в размере 5 000 руб.
При выявлении фактов представления недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его месте нахождения, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сотрудники налоговой инспекции вправе составлять в отношении должностных лиц организаций протоколы об административном правонарушении. В свою очередь начальник инспекции вправе рассматривать административные дела указанной категории. Такое разъяснение, в частности, было дано в письме УФНС России по г. Москве от 26.06.07 N 09`10/060223@. Нужно заметить, что представители налоговых органов обращают особое внимание на компании, у которых не совпадают их юридические адреса и адреса фактического местонахождения, полагая, что это один из признаков "неблагонадежности" юридических лиц. Нередки случаи, когда контрагентам таких организаций отказывают в вычете НДС.
Здесь нужно подчеркнуть, что арбитражные суды занимают иную позицию, указывая на то, что в ст. 169 НК РФ не содержится оснований, предоставляющих налоговому органу право отказывать в применении налогоплательщиком налогового вычета по НДС в случае несовпадения юридического и фактического адресов местонахождения организации.
В частности, к такому выводу пришли ФАС Московского округа в постановлении от 11.02.08 N КАА41/161 08 по делу N А41 К2 8043/07 и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.08.08 по делу N А56 11327/2007.
Тем не менее некоторые организации избегают заключать договоры с юридическими лицами, чье фактическое местопребывание не совпадает с их юридическими адресами, зная, что это чревато отказом в вычете по НДС. Ввязываться в судебные тяжбы с налоговыми органами руководители организаций не желают.

Учет расходов, связанных со сменой юридического адреса Государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, составляет 400 руб.
Сумму государственной пошлины, уплаченной в связи с внесением изменений в учредительные документы, организация может учитывать в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль.
Такое разъяснение было дано УФНС России по г. Москве в письме от 26.06.06 N 20-12/56686@. Аргументирована данная точка зрения следующим образом: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В бухгалтерском учете государственная пошлина за внесение изменений в учредительные документы отражается в составе прочих расходов на одноименном субсчете счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Поскольку расходы на уплату госпошлины одинаково признаются в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, не возникает разниц, требующих отражения в учете в соответствии с ПБУ 18/02.

Расходы на переезд.
При переезде в другой офис (на склад, в производственное помещение) неизбежно возникают расходы. В частности, суммы, уплачиваемые транспортным компаниям. В бухгалтерском учете их можно отражать в составе расходов по обычным видам деятельности.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает, что в целях налогообложения прибыли могут быть признаны расходы на переезд организации на новое место размещения. Однако никто не будет оспаривать, что переезд в помещение с более низкой арендной платой . мера экономически целесообразная, направленная на увеличение прибыли организации. Поэтому, по нашему мнению, такие расходы могут быть признаны как прочие расходы, связанные с производством и реализацией на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

"Двойная арендная плата".
В большинстве случаев переезд организации на новое место не происходит в одночасье. Несмотря на то что ст. 611 ГК РФ предусматривает, что арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, организация обычно вынуждена в течение некоторого времени приводить помещение в состояние, пригодное для использования. При этом приходится одновременно оплачивать аренду и старого помещения, в котором ведется деятельность, и нового помещения, в котором ведется обустройство. В бухгалтерском учете расходы на арендную плату в том и другом арендованном помещении могут отражаться в составе расходов по обычным видам деятельности. При этом, если сумма арендной платы существенна, ее следует отразить в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности имели представление о том, почему в определенный момент времени управленческие расходы организации существенно возросли. В целях налогообложения прибыли расходы на одновременную аренду двух офисных помещений, по нашему мнению, признать можно. Экономическую целесообразность аренды "старого" офиса, полагаем, оспаривать не нужно. Поскольку деятельность организации ведется, арендные платежи за помещение экономически целесообразны. И, при условии надлежащего документального подтверждения, могут быть признаны в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходы же на аренду нового офиса можно квалифицировать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. По аналогии с расходами на подготовку новых производств, цехов и агрегатов, учитываемых в целях налогообложения согласно подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ


Голосов: 19 Средний бал: 4.47
Оцените статью: