Заявительный порядок. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" предусмотрена возможность зачета (возврата) НДС, заявленного в декларации к возмещению, до завершения камеральной проверки данной декларации.
Порядок заявительного порядка возмещения НДС определен статьей 176.1 НК РФ.
Право на применение заявительного порядка возмещения налога получили:
- организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей (при этом указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет);
- налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст.176.1 НК РФ.
Применить новый порядок возмещения НДС можно начиная с 1 квартала 2010 года.
Для того, чтобы воспользоваться вышеприведенной "льготой" налогоплательщику следует не позднее 5 дней с момента представления декларации подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. В нем следует указать реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС, а также обязательство вернуть полученную сумму налога (плюс проценты, оговоренные в ст.176.1 НК РФ), если по итогам камеральной проверки в возмещении налога будет отказано. На это указано в п.7 ст.176.1 НК РФ.
По результатам представленного заявления налоговая инспекция должна принять соответствующее решение (о зачете (возврате) или об отказе). На это ей предоставлено 5 дней. О принятом решении инспекция должна уведомить налогоплательщика опять же в 5-дневный срок. При нарушении сроков возврата налогоплательщику должны выплачиваться проценты за время задержки исходя из ставки рефинансирования Центробанка России.
В случае, если по результатам проверки возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, принятое ранее решение о зачете (возврате) должно быть отменено. В данном случае на налогоплательщика возлагается обязанность в 5-дневный срок после получения соответствующего требования вернуть средства в бюджет плюс уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России. При этом данные проценты нельзя признать в целях налогообложения прибыли, о чем указано в новой редакции п.2 ст.270 НК РФ.
В соответствии с п.19 ст.176.1 НК РФ требование о возврате может быть передано руководителю организации, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами требование о возврате вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Ошибки в счете-фактуре уже не страшны
Согласно новой редакции п.2 ст.169 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ) ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Также невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Исходя из изложенного с 2010 года представляется необоснованным отказ налоговых органов от возмещения сумм НДС по таким несущественным основаниям, как "технические" ошибки в указании наименования налогоплательщика, неуказание организационно-правовой формы, указание товаров с использованием специальной аббревиатуры и т.д.
Помощь придет!
В соответствии с подп.19 п.2 ст.149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
При этом указанной льготой налогоплательщики вправе воспользоваться при представлении в налоговые органы соответствующих документов. Ранее в указанный перечень включалась и выписка банка.
До 2010 года по мнению ФНС России льгота не могла применяться в случае, если в соответствующем периоде реализация была произведена, а оплата в том же периоде получена не была. Выписка представлена быть не могла, соответственно и возможность пользования льготой была ограничена. Налоговые органы в случае представления выписки в последующих периодах применению льгот препятствовали несмотря не сложившуюся судебную практику.
С 2010 года выписка банка из перечня документов, которые необходимо представлять для подтверждения права на льготы, исключена. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ.
Бесплатное имущество
С 1 января 2010 г. согласно подп.10 п.2 ст.146 НК РФ НДС не облагается оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Данные изменения были приняты Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Новая переуступка
С 2010 года уточнено, что НДС не облагаются операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (см. подп.26 п.3 ст.149 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ).
Таким образом с нового года освобождение может применяться при переуступке прав требования, вытекающего из договора займа или кредита, а также исполнения заемщиком обязательств перед любым кредитором, к которому в результате переуступки перешло такое право требования. До 2010 года фактически освобождение могло иметь место исключительно только у первоначального кредитора, которому было уступлено право требования (см. письмо Минфина России от 12.01.2009 N 03-07-11/1).
Льготы получили РЕПО
Согласно уточненной редакции подп.15 п.3 ст.149 НК РФ от обложения НДС освобождаются операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.
Также определено, что для целей применения положений главы 21 НК РФ операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Одновременно с этим, в соответствии с подп.12 п.2 ст.149 НК РФ от обложения НДС не освобождается реализация базисного актива финансовых инструментов срочных сделок.
В новой редакции приведенные положения применяются в соответствии с положениями Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".