Организация на территории Российской Федерации наличного денежного обращения осуществляется в соответствии с Положением ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
Согласно абз. 1, 2 п. 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу. Касса организации должна находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.
Руководство предприятия должным образом обязано обеспечить сохранность денег при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк в соответствии с Рекомендациями по обеспечению сохранности денежных средств, приведенными в Приложении N 2. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Всем известно, что многие компании, относящиеся к малому бизнесу, не имеют оборудованного помещения кассы. Просто они не могут себе этого позволить по причине отсутствия свободного места или запрета арендодателя на перепланировку арендуемой площади или из-за отсутствия денежных средств.
Однако, отсутствие специально оборудованной кассовой комнаты, а также ее несоответствие определенным техническим параметрам может обернуться для организации большим штрафом, оспорить который будет сложно.
Центробанк и многие суды считают, что если помещение кассы не оборудовано надлежащим образом, значит, организация не соблюдаете порядок хранения свободных денежных средств, нарушая тем самым Порядок ведения кассовых операций. За это предусмотрена административная ответственность на основании ст. 15.1 КоАП РФ. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в том числе, и в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц . от 40 000 до 50 000 рублей.
Налоговики выявляют подобные правонарушения при проведении, например, выездных налоговых проверок или при проверках соблюдения законодательства о применении ККТ. Обнаружив отсутствие кассовой комнаты, инспекторы вряд ли упустят возможность наказать компанию (предпринимателя).
В случае претензий со стороны налоговых органов, руководитель может попытаться уговорить контролеров выписать штраф не на компанию, а на себя. Ведь Порядком ведения кассовых операций установлено, что обязанность оборудовать кассу лежит именно на руководителе, и он несет ответственность, если по его вине не были созданы условия для обеспечения сохранности денег. Штраф для директора в 10 раз меньше штрафа для организации. Но следует помнить, что если директору не удастся договориться, то одновременно можно получить два штрафа . и на фирму, и на руководителя. Закон не запрещает налоговикам это делать.
Законность привлечения фирмы к административной ответственности за отсутствие кассовой комнаты можно попытаться оспорить в суде. Но не стоит сильно надеяться на лояльность судов, так как арбитражная практика по таким делам неоднозначна. Положительный результат спора гарантировать невозможно.
Существует категоричное мнение судей. Так как порядок хранения свободных денежных средств включает в себя обязательное оборудование помещения кассы, отвечающего всем установленным требованиям, то какиелибо отступления от этого правила недопустимы. Это отмечено в Постановлениях ФАС ДВО от 23.11.2009 N Ф03.6318/2009, от 20.08.2009 N Ф03.3496/2009, ФАС ПО от 15.10.2009 по делу N А12.13358/2009, ФАС СКО от 21.12.2009 по делу N А53.16835/2009.
Однако, шансы избежать штрафа все же есть.
Например, в постановлении ФАС СевероКавказского округа от 29.07.2010 г. по делу N А32.53490/2009 сказано, что сам по себе факт отсутствия в организации изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состав правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ.
Так же некоторые суды (Постановления ФАС ВВО от 11.08.2009 по делу N А11.904/2009, ФАС ЗСО от 23.06.2009 N Ф04.3665/2009 (9165-А03.3), ФАС УО от 17.11.2009 N Ф09.8921/09-С1, ФАС ЦО от 11.12.2009 по делу N А09.7203/2009) могут признать это правонарушение малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Второй арбитражный апелляционный суд от 16.05.2008 по делу N А28.1884/2008.82/12 со ссылкой на п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалифицировал правонарушение в качестве малозначительного, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения. В частности, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, скольконибудь значительного ущерба государству, неблагоприятных последствий. Поэтому, малозначительными могут быть признаны совершенные организацией правонарушения на основании того, что в помещении бухгалтерии имеется сейф для хранения денег, арендуемое помещения охраняется силами сторожевой службы арендодателя, а главный бухгалтер в обязательном порядке контролирует сохранность материальных ценностей. Все эти факты действительно свидетельствуют о том, что бездействие заявителя не создало существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям.
Например, некоторые суды не принимают в качестве доказательства отсутствия вины компании то, что в проверяемом помещении имеются пожарноохранная сигнализация, видеонаблюдение и решетки на окнах. Нарушение может быть расценено судом как малозначительное и в том случае, когда изолированное помещение кассы у организации всетаки имеется, но при этом на окнах отсутствуют решетки или внутренняя дверь. Суд может сделать снисхождение на основании того, что организация не могла выполнить все установленные требования, поскольку помещение ею арендуется, и она не имеет права проводить в нем какую-либо реконструкцию без разрешения владельца. Однако, и это обстоятельство не всегда принимается во внимание.
По мнению ВАС РФ, квалифицировать правонарушение как малозначительное можно лишь в исключительных случаях. И если суд не увидит оснований, свидетельствующих об исключительности конкретного рассматриваемого случая, то и откажется признать отсутствие помещения кассы малозначительным правонарушением.
Наиболее прогрессивные суды, которых, кстати, не так много, вообще считают, что отсутствие изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, не образует состава правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ. По их мнению, прежде, чем привлекать компанию к административной ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, налоговый орган должен доказать наличие у заявителя свободных денежных средств и их размер, а также факт их хранения.
Таким образом, обращаясь в суд, организация все же имеет шанс его выиграть и избежать штрафа за отсутствие кассового помещения. Тем не менее, надо всегда помнить, что выиграв в суде, налоговики могут про вас не забыть и нанести вам повторный визит. Поэтому, чтобы не оказаться под постоянным .присмотром. контролеров, постарайтесь сделать все возможное для того, чтобы выполнить требование об оборудовании помещения кассы.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, а также права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Указанным Федеральным законом установлены сроки и периодичность проведения проверок с уведомлением органом государственного контроля (надзора) в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем специфика проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ предполагает фиксацию фактической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов в момент проверки, что не предполагает предварительного информирования объекта проверки о начале ее проведения. Таким образом, организация и проведение мероприятий контроля применения ККТ, проводимых в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций не подпадают под действие Закона N 294-ФЗ.
Обратите внимание! Если организация не ведет никаких наличных расчетов со своими контрагентами, а зарплата и другие выплаты работникам перечисляются безналичным путем, то она не обязана иметь оборудованную специальную кассовую комнату.