Saldo.ru

Публикации

18 августа 2018, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Алсу ГАББАСОВА, компания "Листик и Партнеры"
Материал предоставлен журналом "Бухгалтерия и банки"

Противодействие легализации: контроль жестче, затраты больше

В конце прошлого года в Госдуму РФ был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". Он предполагает внесение изменений в ряд нормативных документов: Налоговый, Гражданский и Уголовный кодексы, КоАП РФ, законы о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Проанализируем изменения, вызванные разработкой законопроекта.

Изменения и разъяснения

Законопроект разработан во исполнение поручения Президента России от 12.01.12 N Пр-65 с целью повышения результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путём, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов.

Законопроектом предлагается внести изменения в следующие федеральные законы (см. таблицу).

Федеральный законСодержание изменений
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"Расширены основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
запрещена реорганизация юридического лица в форме присоединения к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что оно находится в процессе ликвидации
Федеральный закон "О бухгалтерском учете"Внесены требования по обеспечению сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" Устанавливается материальная ответственность контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство
Налоговый кодекс РФ и Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации"Уточняются полномочия налоговых органов;
предусматривается возможность получения налоговыми органами сведений о наличии счетов физических лиц;
закрепляется обязанность налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ
Гражданский кодекс РФ Ликвидационной комиссии предоставлено право обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Расширяется перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного закона, актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю;
в сфере страхования также расширяется перечень операций, подлежащих обязательному контролю
Федеральные законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О банках и банковской деятельности"Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну
Уголовный кодекс РФВ соответствии с рекомендациями ФАТФ УК РФ предлагается дополнить положениями,предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности и возлагающими ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств;
проектом предлагается установить уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в валюте РФ и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг

Предлагаемые законопроектом изменения законодательства состоят из двух блоков . финансово-экономического и уголовно-административного. Остановимся подробнее на финансово-экономическом блоке.

Налоговые органы: расширение полномочий

Статья 23 НК РФ "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" дополняется пунктом 8, в соответствии с которым налогоплательщики обязаны получать от организации почтовой связи почтовые отправления налоговых органов по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Статья 76 НК РФ "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" дополняется пунктом 3, который предполагает, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при возврате организацией почтовой связи почтового отправления налогового органа с отметкой об отказе организации от его получения либо об отсутствии организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
В случае возврата почтового отправления с отметкой организации почтовой связи об отказе организации от его получения приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения организацией документа, который был возвращен с почтовым отправлением.
В случае возврата почтового отправления с отметкой организации почтовой связи об отсутствии организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих, что местонахождение налогоплательщика-организации соответствует адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и получения налогоплательщиком-организацией документа, который ранее был возвращен с почтовым отправлением.
Таким образом, в законопроекте устанавливается прямая обязанность организаций получать почтовые отправления налоговых органов по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (юридическому адресу). В соответствии с законопроектом налоговые органы могут отправлять извещения налогоплательщикам только по одному адресу . адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Данные изменения позволяют исключить факты сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа.
Также отметим, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего . иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ). Фактическое местонахождение юридического лица и местонахождение, указанное в его учредительных документах, на практике часто могут не совпадать. Несмотря на это, юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Кроме того, нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Таким образом, в связи с грядущими изменениями в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, для снижения возможного риска приостановления операций по счету потребуется внесение соответствующих изменений в учредительные документы с указанием того адреса, по которому юридическое лицо фактически располагается.

Расширение перечня оснований для отказа в госрегистрации юрлиц и ИП

Предполагается внесение ряд изменений в Федеральный закон от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В частности, изменения коснутся статьи 11 "Решение о государственной регистрации". Так, законопроект не допускает реорганизации юридического лица в форме присоединения к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что оно находится в процессе ликвидации.
Не менее важные изменения предусмотрены для статьи 23 "Отказ в государственной регистрации".
Законопроект предлагает расширить перечень оснований, по которым налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим новые основания для отказа в государственной регистрации:
несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
получение регистрирующим органом возражений физических лиц относительно предстоящего внесения данных о них в ЕГРЮЛ;
если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу решение суда о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке и со дня принятия судом указанных решений не истек год, либо вступивший в законную силу приговор суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, и такой срок не истек, либо вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанное лицо привлечено к административной ответственности в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек.
Таким образом, происходит расширение оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Изменения в рамках "антиотмывочного" закона

Изменения в Федеральный закон от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" направлены на пресечение незаконных финансовых операций с учетом новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF), принятых в феврале 2012 года.
В соответствии с законопроектом изменения коснутся статьи 5 "Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом". К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, добавлены следующие:
страховые брокеры (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
общества взаимного страхования;
негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи.
Существенные изменения коснутся статьи 6 "Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю". Так, к перечню операций, подлежащих обязательному контролю, проект предполагает добавление следующих:
выдача микрофинансовой организацией займа на основании договора займа, а также возврат данного займа в наличной форме;
зачисление (списание) денежных средств на счет (со счета) на основании договора финансовой аренды (лизинга), включая сублизинг;
предоставление (получение) займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования на дату предоставления такого займа;
предоставление и (или) получение денежных средств в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику);
передача физическим лицом или юридическим лицом . членом кредитного потребительского кооператива (пайщиком) денежных средств в наличной форме для осуществления кредитным кооперативом деятельности, предусмотренной уставом;
предоставление кредитным потребительским кооперативом займа в наличной форме члену кредитного потребительского кооператива (пайщику) на основании договора займа, заключенного между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком);
возврат займа в наличной форме кредитному потребительскому кооперативу членом кредитного потребительского кооператива (пайщиком), обеспеченный поручительством, залогом, а также иными предусмотренными федеральными законами или договором займа способами.
Таким образом, происходят расширение перечня организаций, обязанных участвовать в исполнении требований закона N 115-ФЗ, а также актуализация перечня операций, подлежащих обязательному контролю.

Новые операции, подлежащие обязательному контролю в сфере страховой деятельности

Обязательному контролю в соответствии с законопроектом подлежат следующие операции в сфере страхования:
операции по переводу денежных средств, в том числе за границу, по операции перестрахования, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает её;
перечисление перестрахователем перестраховщику премии по заключенному с последним договору перестрахования риска выплаты страхового возмещения с учетом возможных вознаграждений за заключение такого договора, если размер такой операции равен или превышает 3 млн руб. либо равен сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает её;
операции по выплате физическому лицу страховой суммы или получение с него страховой премии (взноса) по договору страхования жизни (страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, пенсионного страхования, страхования жизни с условием периодических страховых выплат (рент, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика), а также операции по предоставлению по такому договору физическому лицу займа в пределах сформированного страхового резерва, выплате ему выкупной суммы или инвестиционного дохода в дополнение к страховой сумме, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 2 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 2 млн руб., или превышает её.
По иным договорам страхования обязательному контролю подлежат операции с физическими и юридическими лицами при осуществлении им выплат или при получении с них страховых премий (взносов), если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. рублей, или превышает её.

Обновление информации о клиентах, выгодоприобретателях и разработка правил внутреннего контроля
В соответствии со статьёй 7 закона N 115-ФЗ существует требование о систематическом обновлении информации о клиентах, выгодоприобретателях. Законопроект предполагает ужесточение требований в части обновления информации. Так, обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах предполагается не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
В соответствии с законопроектом правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций, в том числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, - Банком России по согласованию с уполномоченным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, утверждаются руководителем организации (коллегиальным или единоличным органом управления организации) и должны соответствовать законодательству РФ.

Смена руководителя экономического субъекта

Изменения не прошли мимо и Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступившем в силу 1 января 2013 года. Изменения касаются обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации.
Во-первых, законопроект раскрывает, что следует понимать под документами бухгалтерского учета. Так, в качестве документов бухгалтерского учета выступают первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета.
Во-вторых, законопроект предусматривает, что при смене руководителя экономического субъекта должен быть составлен акт приема-передачи документов бухгалтерского учета, удостоверительных печатей экономического субъекта вновь назначенному лицу.

Обязанность банков раскрывать информацию о счетах граждан

Предполагается внесение изменений в статью 26 "Банковская тайна" Федерального закона от 02.12.90 N 395-I "О банках и банковской деятельности". Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, налоговым органам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ, при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, на основании решения суда - органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в порядке, предусмотренном законодательством об оперативно-разыскной деятельности.
Таким образом, предполагается вменение в обязанность банков сообщать налоговым органам информацию об открытии (закрытии) счетов, изменении реквизитов счетов не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц.
Кроме того, в связи с разработанными изменениями органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.

Уголовно-административный блок

В рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях законопроектом вносятся изменения, расширяющие перечень оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
Проектом предлагается увеличить санкции статьи 16.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.
Законопроект также предполагает внесение изменений, предусматривающих конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, оптимизирующих ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.
Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
То же деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

***
Рассматриваемый законопроект . один из звеньев программы по повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и фирм-"однодневок". Систематизировав изменения, связанные с разработкой законопроекта, можно отметить их основные направления:
усиление контроля за деятельностью юридических лиц, а также за оборотом денежных средств на территории РФ;
ужесточение ответственности за легализацию денежных средств, полученных преступным путем;
снижение количества фирм-"однодневок";
недопущение к экономической деятельности лиц, которые раньше уже были лишены права заниматься предпринимательством.
Одновременно с положительными моментами в виде повышения прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ нельзя не отметить и отрицательные.
Так, для исполнения обязанностей, изложенных в законопроекте, кредитные организации, лизинговые компании должны проводить внутренний контроль над проводимыми сделками с целью выявления "операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем". Данные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию денежных средств, добытых преступным путем.
Как к кредитным организациям, так и к лизинговым компаниям обеспечено дополнительное повышенное внимание со стороны государственных органов финансового контроля. Причем для банковских групп, имеющих в своем составе лизинговые компании, закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма создает двойную нагрузку по соблюдению норм и правил, установленных им.
Изменения, изложенные в законопроекте, ведут к увеличению административных расходов внутри кредитной организации, лизинговой компании (или группы): фактически появляется необходимость введения дополнительных штатных единиц, финансовых затрат, увеличения рабочего времени на отчетность перед государственными органами.

Журнал "Бухгалтерия и банки" N3/2013

Полностью материалы журнала можно читать как в бумажном издании, распространяемом только по подписке (подписной индекс 71540 в каталоге "Роспечать), так и в одноименных приложениях для iPad и планшетников на Android http://id.buhcomp.ru/izd3/article.php?id_article=225


Голосов: 9 Средний бал: 5.00
Оцените статью: