Saldo.ru

Публикации

19 августа 2018, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А. Гусев
Материал предоставлен журналом ""Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Приказу N 590н

В соответствии со ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Полученные в ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда результаты могут использоваться учреждениями в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- приведения наименований должностей (профессий) в соответствие с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок проведения аттестации).
Согласно п. 6 Порядка проведения аттестации аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация (юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера, заключенного с работодателем, измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда), привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Отметим, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данная аттестующая организация проводит аттестацию. Для организации и проведения аттестации учреждению необходимо создать аттестационную комиссию, состав которой вместе с графиком проведения работ по аттестации утверждается приказом по учреждению.
В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации (п. 10 Порядка проведения аттестации). Кроме того, в ее состав могут входить руководители структурных подразделений учреждения, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты учреждения, медицинские и иные работники.
На созданную аттестационную комиссию возлагаются следующие функции:
- осуществление руководства и контроля за проведением аттестации на всех ее этапах;
- формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения;
- составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, и указание факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
- подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- присвоение номера каждому рабочему месту;
- заполнение и подписание карт аттестации;
- подготовка предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по результатам аттестации разработка плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Как мы уже отмечали, в ходе проведения аттестации рабочих мест осуществляется оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п. 13 Порядка проведения аттестации оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Комментируемым Приказом N 590н в Порядок проведения аттестации внесены следующие изменения.

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации (в ранее действовавшей редакции) аттестации подлежали все рабочие места в организации. Согласно внесенным Приказом N 590н изменениям аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
- работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
- эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
- работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
- использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
- хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Сроки проведения аттестации. Согласно п. 8 Порядка проведения аттестации (в ранее действовавшей редакции) сроки проведения аттестации должны устанавливаться исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Согласно новой редакции п. 4 и 8 Порядка проведения аттестации аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест. Заметим: ранее требовалось, чтобы аттестация вновь организованных рабочих мест была начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Сроки же проведения повторной аттестации должны устанавливаться работодателем, исходя из следующего:
- на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;
- на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации в соответствии с п. 47 - 51 Порядка проведения аттестации.
Как и ранее, срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.
Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.

Порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда. Пунктом 47 Порядка проведения аттестации установлены случаи, когда должна проводиться внеплановая аттестация рабочих мест. Согласно новой редакции данного пункта к таким случаям относятся:
- обращение работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
- в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах РФ).
Напомним, что работодатель также обязан провести внеплановую аттестацию в следующих случаях (п. 48 Порядка проведения аттестации):
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- при замене производственного оборудования;
- при изменении технологического процесса;
- при изменении средств коллективной защиты.

В заключение отметим, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст. 419 ТК РФ). Так, например, согласно ст. 5.27 КоАП РФ за непроведение аттестации рабочих мест на руководителя учреждения может быть наложен административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб., а на само учреждение - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).


Голосов: 2 Средний бал: 3.50
Оцените статью: