Saldo.ru

Публикации

28 марта 2024, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
М. В. Подкопаев
Материал предоставлен журналом "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 39-ФЗ

Принят Федеральный закон от 05.04.2013 N 39 ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон N 39 ФЗ), проект которого первоначально почти не содержал никаких налоговых норм. Однако по ходу рассмотрения проекта данного закона депутатами появилась необходимость дополнить его некоторыми принципиальными новинками, касающимися именно налогообложения, что даже отразилось на названии этого закона после принятия его в окончательном третьем чтении.
Федеральный закон N 39-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 08.04.2013 и с этой даты вступил в силу, за исключением отдельных положений.

Премии поставщикам и налоговая база

Так, законодатели затронули тему, которая давно уже нуждалась в определенном регулировании. Речь идет о премиях (вознаграждениях), выплачиваемых продавцом товаров их покупателю за достижение определенного договором объема закупок товаров и соблюдение других условий, устанавливаемых продавцом для покупателя в договоре поставки.
У налогоплательщиков возникали вопросы, в частности, касающиеся возможности уменьшения продавцом облагаемой НДС базы на сумму указанных премий. О том, какая позиция в этом отношении сложилась у контролеров в последнее время, лучше всего свидетельствует Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03 07 15/120, так как оно было направлено Письмом ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15464@ территориальным налоговым органам и в качестве обязательного для исполнения размещено на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) (данная позиция также изложена Минфином в письмах от 16.08.2012 N 03 07 11/301, от 07.09.2012 N 03 07 11/364, от 06.09.2012 N 03 07 11/356, от 31.08.2012 N 03 07 11/342).
На основании общих норм, установленных ст. 154 НК РФ, Минфин пришел к выводу, что если договор поставки товаров содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких либо услуг, за которые продавец выплачивает покупателю премии (вознаграждения), то обложение реализации этих услуг НДС производится в общеустановленном порядке.
Финансисты допустили, что налоговая база по НДС у продавца и сумма налоговых вычетов у покупателя товаров могут корректироваться, но это зависит от условий выплаты таких премий (вознаграждений) продавцом покупателю, а также от категории товаров, при реализации которых выплачиваются премии (вознаграждения), поскольку по продовольственным и непродовольственным товарам применяются различные положения действующих нормативных правовых актов.
Так, по мнению чиновников, премии (вознаграждения) за достижение определенного объема закупок продовольственных товаров не могут изменять стоимость ранее поставленных товаров и корректировка налоговой базы по ним не производится. Что примечательно, данный порядок не зависит от условий договора.
В обоснование этого финансисты сослались на п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Он предусматривает, что размер данного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров.
А вот в отношении непродовольственных товаров подобных ограничений нет. Поэтому, по мнению Минфина, в случае перечисления продавцом непродовольственных товаров их покупателю какой либо премии (вознаграждения) такая премия (вознаграждение), исходя из условий договора, может как изменять стоимость ранее поставленных товаров, так и не изменять ее.
Кроме того, финансисты с учетом выводов, сделанных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11637/11, призвали учитывать рассматриваемые премии (вознаграждения) в каждом конкретном случае в качестве формы торговой скидки с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.
Можно сказать, что теперь, в результате изменения, внесенного Федеральным законом N 39 ФЗ в ст. 154 НК РФ (она дополнена п. 2.1), данное условие конкретизировано.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 39-ФЗ п. 2.1 ст. 154 НК РФ вступает в силу с 01.07.2013.
Если договором предусмотрена выплата указанной премии, ее сумма уменьшает налоговую базу продавца и, соответственно, ведет к пересмотру в сторону увеличения суммы налоговых вычетов у покупателя. Если в договоре ничего не сказано о возможности такой выплаты, то, даже если фактически она имела место, не изменятся ни налоговая база, ни сумма налоговых вычетов.

Уточнение порядка применения корректировочных счетов-фактур

Существенное изменение произошло также в п. 10 ст. 154 НК РФ. Согласно абз. 2 п. 13 ст. 171 НК РФ, если стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (далее - товаров) увеличилась, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров.
В данном случае продавец выставляет в адрес покупателя корректировочный счет-фактуру на сумму разницы, указанной в п. 13 ст. 171 НК РФ (п. 10 ст. 172 НК РФ). Но вычет по нему возможен только при наличии документа (договора, соглашения), подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров.
При этом продавец должен увеличить свою налоговую базу. Ранее п. 10 ст. 154 НК РФ было установлено, что это надо сделать при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров. Поэтому, если увеличение их стоимости произошло не в том периоде, когда была отгрузка, требовалось представить уточненную декларацию за период отгрузки.
Теперь налоговая база в данной ситуации должна корректироваться за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основаниями для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ. Речь идет о документах, упомянутых в п. 10 ст. 172 НК РФ, то есть о тех, которые подтверждают согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров. За соответствующий период и должна представляться налоговая декларация.
В абзаце 2 пп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ до сих пор указывалось, что в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав соответствующая разница между суммами налога, исчисленными до и после их изменения, указывается в корректировочном счете-фактуре со знаком минус. Данная норма была введена в Налоговый кодекс Федеральным законом от 19.07.2011 N 245 ФЗ вместе со всем п. 5.2 ст. 169 НК РФ, устанавливающим порядок применения корректировочного счета-фактуры, тогда и появилось это понятие.
Видимо, законодатели в тот момент предполагали, что норма об указании отрицательного знака в соответствующих счетах-фактурах появится и в новом порядке их заполнения. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137), доведенное до сведения налогоплательщиков позднее.
Однако данный документ предусматривает указание в корректировочном счете-фактуре только положительных значений. Законодатели учли это обстоятельство и устранили в пп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ указание на возможность внесения в корректировочный счет-фактуру отрицательных значений.
Зато в этом абзаце теперь есть новое правило. Если стоимость отгруженных товаров изменяется не в одном счете-фактуре, составленном ранее, а в двух или более, то теперь можно будет составить один объединенный корректировочный счет-фактуру на все товары, стоимость которых изменяется.
Соответствующие поправки внесены в пп. 2, 5, 8, 12 и 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ, в результате чего уточнен порядок заполнения корректировочного счета-фактуры для случаев, когда он заполняется на основании нескольких счетов-фактур. Это значит, что в корректировочном счете-фактуре в такой ситуации надо указать:
- порядковые номера и даты составления счетов-фактур, по которым осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров;
- количество (объем) товаров по счетам-фактурам до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров;
- стоимость всего количества товаров по счетам-фактурам без налога до и после внесенных изменений;
- стоимость всего количества товаров по счетам-фактурам с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров;
- разницу между показателями счетов-фактур, по которым осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров.
Что касается указания количества (объема) товаров, то, по нашему мнению, если в разных счетах-фактурах есть товар одного на.именования, его можно указать в корректировочном счете-фактуре, объединив в одной строке и отразив общее количество (объем).
Конечно, необходимо внести изменения и в Постановление N 1137, это оперативно должно сделать Правительство РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 39-ФЗ изменения в порядке оформления корректировочных счетов-фактур вступают в силу с 01.07.2013.

Внесение поправок в трансфертное ценообразование задним числом

Некоторое время назад Федеральным законом от 18.07.2011 N 227 ФЗ (далее - Федеральный закон N 227 ФЗ) были внесены серьезные изменения в Налоговый кодекс, касающиеся трансфертного ценообразования. В пункте 5 ст. 4 данного закона было обозначено, что положения НК РФ в редакции этого закона применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ со дня его вступления в силу, то есть с 01.01.2012, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Теперь согласно ст. 2 Федерального закона N 39 ФЗ в данной норме стало возможно исключение. Оно приведено в новой ч. 5.1 этой же статьи.
Это исключение коснулось некоторых сделок по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии. Имеются в виду те из них, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ после 01.01.2012. Несмотря на то, что признание доходов (расходов) по этим сделкам происходит после начала нового порядка контроля за трансфертным ценообразованием, этот порядок на них не распространяется, если соответствующие договоры заключены до 01.01.2012.
При этом должно соблюдаться одно условие: условия по данным сделкам не должны быть изменены после дня вступления в силу Федерального закона N 227 ФЗ. Очевидно, имеются в виду именно условия о порядке признания доходов (расходов).
Еще одна поправка внесена в п. 8 Федерального закона N 227 ФЗ. До сих пор он предусматривал, что решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном гл. 14.5 НК РФ, в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ в 2012 году, можно было принять не позднее 31 декабря 2013 года.
Видимо, налоговым органам такой срок показался недостаточным, и теперь он продлен до 30 июня 2014 года. Тем более что срок направления уведомления о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 году, также продлен - до 20 ноября 2013 года (в ст. 4 Федерального закона N 227 ФЗ появилась новая ч. 8.1). Напомним, что в общем порядке согласно п. 2 ст. 105.16 НК РФ такие уведомления следует направлять не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Получается, если ничего не изменится, данная норма сможет работать только с 2014 года при направлении в налоговые органы уведомлений за 2013 год.
Зато теперь указанная в п. 1 ст. 105.15 НК РФ документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ в 2012 году, может быть истребована налоговиками у налогоплательщика не ранее 1 декабря 2013 года (ст. 4 Федерального закона N 227 ФЗ дополнена новой ч. 8.2). Такую документацию налоговый орган может запросить у налогоплательщика относительно конкретной сделки (группы однородных сделок).
Согласно п. 3 ст. 105.15 НК РФ в общем порядке эта документация истребуется не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Действие ч. 5 и 5.1 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.

И еще немного изменений...

Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Теперь уточнено, что действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
С 1 января 2013 года утратил силу пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ. Он предусматривал, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которые получены от размещения временно свободных денежных средств.
Одновременно утратил силу п. 48.9 ст. 270 НК РФ, согласно которому не учитываются в расходах затраты, понесенные в связи с размещением указанных временно свободных денежных средств.
Окончание действия данных норм именно 31.12.2012 было пре.дусмотрено ст. 7 Федерального закона от 01.12.2008 N 225 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который и ввел их в действие, распространив на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Действие этих норм согласно ст. 4 Федерального закона N 39 ФЗ продлено до 31.12.2015.
В подпункте 95 п. 1 ст. 333.33 НК РФ указываются размеры пошлин за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности на право проведения работ в области использования атомной энергии. В частности, 15 000 руб. надо уплатить за предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации пункта хранения, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
Теперь уточнено, что имеются в виду пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радио.активных отходов. Добавлено также, что данная плата взимается при предоставлении лицензии на закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов.
Государственная пошлина в размере 5 000 руб. взималась до сих пор за предоставление лицензии на использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при выполнении НИОКР, проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, осуществление деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами.
Данная норма теперь звучит иначе: указанная пошлина взимается за предоставление лицензии на использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при выполнении
НИОКР, на проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (выделена измененная часть).
Изменение в порядке уплаты государственной пошлины вступает в силу по истечении месяца со дня опубликования Федерального закона N 39-ФЗ.
Данное изменение сделано для приведения Налогового кодекса в соответствие перечню видов деятельности в области использования атомной энергии, подлежащих лицензированию, приведенному в ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170 ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 347 ФЗ).


Голосов: 16 Средний бал: 4.56
Оцените статью: