Сегодня все больше плательщиков страховых взносов переходят на дистанционную сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронном виде. Это и понятно: отчетности меньше не становится, а времени катастрофически не хватает. И если пока это не является обязательным требованием для всех налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, то это лишь вопрос времени. На практике же плательщики страховых взносов, применяющие передовые технологии в виде сдачи отчетности в ПФР по ТКС, сталкивают с проблемами, которые приходится решать в судебном порядке.
Об этом, а также о том, какие штрафы будут начислены тем, кто сдаст отчетность в ПФР позже установленного срока, читайте в предложенном материале.
Направление отчетности по ТКС: трудности отправления
Можно только позавидовать упорству, с которым представители ПФР отстаивали свое решение о наложении штрафа на организацию, которая сдала отчетность по ТКС. Представители ПФР дошли до ВАС, хотя все предыдущие судебные инстанции им отказали. Судьи ВАС согласились с мнение своих коллег и также отказали представителям ПФР (Определение ВАС РФ от 26.02.2013 N ВАС-1568/13 по делу N А59-5580/2011).
Суть спора сводилась к следующему. Между ПФР и организацией заключено соглашение "Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи" (далее . соглашение), согласно п. 1.1 которого управление ПФР и абонент системы (организация) осуществляют обмен документами в электронном виде в рамках СЭД ПФР по ТКС. Фактом доставки электронного документа является формирование принимающей стороной квитанции о доставке электронного документа (п. 1.3 соглашения). Во исполнение условий заключенного соглашения организация 15.02.2011 направило в адрес ПФР отчет с вложением файлов со сведениями о застрахованных лицах за отчетный период . 2010 год в электронной форме, сформированный посредством электронной программы "Сбис". Данные обстоятельства подтверждаются копиями скриншотов программы "Сбис" о направлении в управление сведений, из которых усматривается, что представлен отчет (тема . "Отчетность за второе полугодие 2010 г.") с вложениями.
Материалами дела подтверждается, что 15.02.2011 страхователю пришла квитанция о получении письма ПФР, сформированная принимающей стороной, что подтверждается распечаткой реестра электронного почтового документооборота. Протокол контроля сведений, позволяющий страхователю устранить возникшие ошибки и повторить процедуру представления сведений, в установленное время от управления пенсионного фонда учреждению не направлялся, что подтверждается представленными в материалы дела документами и не опровергнуто заявителем жалобы.
Интересно, что достоверных доказательств, опровергающих факт своевременного направления организацией спорного расчета, представителями ПФР в материалы дела не представлено. При этом это не помешало ПФР наложить на организацию штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, что составило около 150 тыс. руб. штрафных санкций.
В данном случае страхователь смог отстоять свои права в судебном порядке.
Такую же позицию занял ВАС и при рассмотрении другого похожего дела (Определение ВАС РФ от 21.01.2013 N ВАС-17986/12 по делу N А55-3551/2012). Сумма штрафа также составляет около 150 тыс. руб., и суды всех предыдущих инстанций поддержали организацию.
Взыскиваемый ПФР штраф начислен обществу по результатам камеральной проверки за несвоевременное представление учреждением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-1 за 2010 год. Судами установлено и из материалов дела следует, что организация осуществляет сдачу бухгалтерской отчетности в ПФР с января 2009 года по электронному каналу через оператора связи.
Все файлы 03.02.2011 были отправлены (индивидуальные сведения и расчет по форме РСВ-1) в ПФР, о чем свидетельствует квитанция о получении отчета от 03.02.2011.
17.02.2011, не дождавшись ответа ПФР, организация повторно направила файлы с отчетами, что также подтверждается квитанцией о получении и не оспаривается ПФР.
Согласно протоколу проверки правильности присланных файлов отчета ответ отправлен ПФР в адрес страхователя только 25.02.2011, то есть за пределами установленного срока.
Согласно п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н (далее . Инструкция), при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки ПФР направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления ПФР об устранении имеющихся расхождений представляет в ПФР уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, ПФР принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что судами правомерно указано: штрафные санкции в течение указанных двух недель не применяются.
Ответчиком был скорректирован и отправлен в адрес заявителя отчет 09.03.2011. Таким образом, суды правомерно указали, что уведомление об ошибочности отчета направлено ПФР 25.02.2011, а скорректированный отчет 09.03.2011 направлен заявителем в адрес ПФР и принят им.
Оценив в совокупности и взаимной связи фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суды обоснованно пришли к выводу, что факт представления первоначальных сведений был осуществлен ответчиком в установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее . Федеральный закон N 212 ФЗ) срок. При этом наличие в первоначально представленных сведениях ошибок не имеет правового значения. Двухнедельный срок для устранения недостатков, выявленных ПФР в отчете, заявителем не нарушен.
При указанных обстоятельствах при отсутствии нарушений сроков представления сведений со стороны организации суды правомерно пришли к выводу, что в действиях ответчика отсутствует состав вменяемого ему нарушения пенсионного законодательства, основания для взыскания штрафных санкций за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год отсутствуют.
Из приведенных решений можно сделать вывод, что, если организация уверена в том, что отчетность в ПФР по ТКС была направлена в установленный действующим законодательством срок, не следует торопиться платить штрафы, начисленные ПФР за то, чего не совершали. Пусть ПФР докажет свою правоту в суде.
Расчет штрафа за пропуск сроков представления отчетности
В данном случае представляет интерес и сумма штрафа за несвоевременное представление отчетности в ПФР независимо от способа ее представления. Страхователь должен знать, что его ждет в случае пропуска установленных сроков представления отчетности в ПФР.
В деле, которое дошло до ВАС, даже судьи не сразу разобрались в суммах начисленных штрафов: решение суда первой инстанции было отменено апелляционной инстанцией, чье решение стало окончательным по данному делу (Определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-17273/12 по делу N А19-6119/2012).
Суть дела заключается в следующем. Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за девять месяцев 2011 года с нарушением установленного законодательством срока: вместо 15.11.2011 расчет представлен 24.11.2011. ПФР составлен 30.11.2011 акт камеральной проверки, согласно которому предложено привлечь общество к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212 ФЗ.
Решением ПФР общество привлечено к ответственности в связи с несвоевременным представлением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) в ПФР за девять месяцев 2011 года, сумма штрафа составила более 500 тыс. руб., а также пени.
Не согласившись с такой суммой штрафа, общество обратилось в суд.
К сведению:
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212 ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В данной редакции эта норма действует с 1 января 2012 года. До этого момента действовала формулировка, согласно которой 5% считалось от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета. Это вызывало разногласия между органами ПФР и плательщиками страховых взносов.
Интересно, что АС первой инстанции в качестве базы для начисления штрафа в рассматриваемом случае учел суммы страховых взносов, подлежащие уплате (доплате) на основе соответствующего расчета (за III квартал 2011 года), то есть, по мнению АС, базу для начисления штрафа в данном случае будет составлять сумма по строке 150 расчета РСВ-1 (остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец расчетного периода). При этом, как указал суд первой инстанции, из представленных ПФР расчетов невозможно проверить обоснованность начисления пени, доказательства направления расчетов пени на задолженность по взносам за девять месяцев 2011 года либо выставления требования на них до вынесения решения. Напомним, что данное решение было отменено.
Апелляционная инстанция приняла новое решение, которое утвердили и ФАС ВСО, и ВАС. Поскольку расчетным периодом является календарный год, на основании представленного страхователем расчета по отношению к ранее представленному расчету доплате подлежит сумма страховых взносов за последние три месяца каждого отчетного периода.
Поскольку в представленном обществом расчете сумма начисленных страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, за последние три месяца отчетного периода отражена в строке 114, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что штрафные санкции, предусмотренные п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212 ФЗ, правомерно рассчитаны ПФР исходя суммы, указанной в данной строке.
Что же касается пеней, по мнению судей, ПФР не имел правовых оснований для включения в период начисления пеней день фактической уплаты страховых взносов.
Таким образом, в случае пропуска установленного срока представления отчетности в ПФР согласно нормам Федерального закона N 212 ФЗ будет начислен штраф при отсутствии начислений страховых взносов в размере, как минимум, 1 000 руб., а при начислении страховых взносов . в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы. Например, если просрочен отчет за 2012 год, в качестве базы для начисления штрафов будет рассматриваться сумма страховых взносов, начисленных к уплате за IV квартал 2012 года.
Кроме этого, если еще и не поданы индивидуальные сведения по застрахованным лицам, которые представляются одновременно с РСВ-1, согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
Хотелось бы несколько слов сказать о том, что понимает ПФР под представлением неполных и (или) недостоверных сведений для целей индивидуального учета.
В данном случае интерес представляет Постановление ФАС ВВО от 22.10.2012 по делу N А28-2360/2012, в котором ПФР обратился в суд с заявлением о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 330 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах за I квартал 2011 года. Все три судебные инстанции отказали ПФР.
Суть дела заключалась в том, что в представленных обществом сведениях о застрахованном лице допущена ошибка в фамилии одного застрахованного лица, что, по мнению ПФР, свидетельствует о несоответствии этих сведений действительности (бухгалтерским документам, документам по учету кадров). Общество представило исправленные сведения с нарушением двухнедельного срока, в связи с чем имеются основания для привлечения его к ответственности.
В пункте 34 Инструкции установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган ПФР формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган ПФР и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений. Для этого орган ПФР направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений (п. 41 Инструкции).
Если страхователь в двухнедельный срок не устранил имеющиеся расхождения, ПФР принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
В рассматриваемом случае общество допустило описку в фамилии застрахованного лица. Иные сведения, позволяющие идентифицировать застрахованное лицо, указаны обществом верно. Суды пришли к выводу, что наличие в представленных обществом сведениях описки не может быть расценено как представление недостоверных сведений.
Будет ли являться нарушением порядка представления индивидуальных сведений ошибка в страховом стаже застрахованных лиц? Ответ на данный вопрос искали и нашли судьи ФАС ЗСО (Постановление ФАС ЗСО от 07.08.2012 по делу N А27-19503/2011). Отметим, что все три судебные инстанции единодушно поддержали страхователя.
Суть спора заключалась в том, что по результатам выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, достоверности индивидуальных сведений о начислении страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц был составлен акт и начислен штраф. Было выявлено, что в сведениях, представленных страхователем о страховом стаже в отношении застрахованных лиц (семь работников), имелись ошибки, то есть сведения о стаже не отвечают требованиям достоверности (неверно выделен в стаже отпуск без содержания, неверно указан период работы, дата увольнения, неверно не выделены периоды временной нетрудоспособности).
Как указали суды, обстоятельства, выявленные ПФР, не свидетельствуют о представлении обществом недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, неточности в сведениях о стаже не повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, что не оспаривается ПФР.
Таким образом, сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, не могут быть расценены как недостоверные.
Если же в ходе выездной проверки будет установлено занижение базы для начисления страховых взносов, это означает, что в отношении указанных лиц представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета (Постановление ФАС ЗСО от 06.09.2012 по делу N А67-5113/2011). В данном случае штрафы, начисленные ПФР, будут обоснованными.