Saldo.ru

Публикации

21 мая 2018, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А. Гусев
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Письму Минтруда от 14.02.2013 N 14-2-291

В комментируемом письме Минтруд разъясняет отдельные вопросы, связанные с направлением работников в служебные командировки.

Документальное оформление служебной командировки. В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Поскольку нормы ТК РФ регулируют трудовые отношения, в командировку могут быть направлены только работники организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях. Лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, трудовыми отношениями с организацией не связаны - данные отношения регулируются Гражданским кодексом. Кроме того, не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины, работники, не достигшие возраста 18 лет, а также работники, с которыми заключен ученический договор (ст. 259, 268 ТК РФ).
Согласно п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. В соответствии с п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью организации, в которую командирован работник.
Направляя работника в командировку, руководитель структурного подразделения оформляет и подписывает следующие документы по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1).
1. Служебное задание. Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем (п. 6 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки). В служебном задании также делается краткий отчет о его выполнении.
Служебное задание подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом и передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку.
2. Приказ (распоряжение) о направлении в командировку. Приказ о направлении работника в командировку составляется по форме Т-9 или Т-9а. В приказе указываются фамилия и инициалы, структурное подразделение, должность (специальность, профессия) командируемого, а также цель, время и место командировки. При необходимости указываются источники оплаты командировочных расходов, другие условия направления в командировку.
3. Командировочное удостоверение. При направлении работника в командировку ему оформляется командировочное удостоверение по форме Т-10 (п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки). Оно оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки. Командировочное удостоверение необходимо для подтверждения срока пребывания работника в командировке, поэтому в нем указываются дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них). Следует отметить, что при командировании работника за пределы территории РФ командировочное удостоверение не оформляется. Оно необходимо только для командировок на территории РФ и в страны СНГ (п. 7, 15 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).
Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, используемой в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи.
В случае если работник командирован в организации, находящиеся в разных населенных пунктах, отметки в командировочном удостоверении о дате приезда и дате выезда делаются в каждой из организаций, в которые он командирован.
Согласно Письму Минфина РФ от 16.08.2011 N 03-03-06/3/7 в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности:
- приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку;
- служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении;
- проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения;
- счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.
Минтруд считает, что указанный порядок документального оформления командировочного удостоверения следует закрепить внутренним локальным документом организации.
Помимо названных документов при направлении работников в служебные командировки учреждению также не следует забывать об оформлении следующих документов:
- журнала учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (п. 1, 2 Порядка учета работников, выбывающих в служебные командировки);
- журнала учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (п. 3, 4 Порядка учета работников, выбывающих в служебные командировки);
- приказа (распоряжения) руководителя учреждения о назначении работника организации, ответственного за ведение вышеуказанных журналов, а также за осуществление отметок в командировочных удостоверениях (п. 5 Порядка учета работников, выбывающих в служебные командировки).

Однодневные командировки. В комментируемом письме Минтруд отмечает, что в настоящее время трудовым законодательством порядок оформления однодневных командировок не урегулирован. На основании п. 2 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62) командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен вернуться из командировки в тот же день, в который он был командирован.
Согласно ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Исходя из того, что ни ТК РФ, ни Положением об особенностях направления работников в служебные командировки особенности оформления командировочного удостоверения при однодневных командировках не устанавливаются, Инструкция N 62 продолжает применяться в части, не противоречащей ТК РФ и Положению об особенностях направления работников в служебные командировки.
Как мы уже отмечали, направление работника в командировку за пределы территории РФ осуществляется по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства - участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.
Вместе с тем, как было отмечено, командировочное удостоверение оформляется с целью подтверждения срока пребывания в командировке, соответственно, в случае однодневной командировки фактически отсутствует целесообразность оформления такого удостоверения, поскольку отсутствие работника будет подтверждаться проездными документами с соответствующей датой и отчетом о командировке.
В Письме от 26.05.2008 N 03-03-06/2/60 Минфин разъяснил, что оформление командировочного удостоверения при направлении работников в командировку продолжительностью свыше 1 дня на территории Российской Федерации соответствует требованиям по документальному подтверждению расходов в целях налогообложения.
На основании изложенного с целью правильного документального подтверждения командировочных расходов при исчислении налога на прибыль при направлении работника в командировку продолжительностью не более 1 дня допускается не оформлять командировочное удостоверение.

Учет рабочего времени. Минтруд указывает, что дни командировки (включая выходные) отмечаются в табеле учета рабочего времени организации (формы Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением N 1).
Дни отсутствия работника на рабочем месте по причине командировки обозначаются кодом "К" ("06" - служебная командировка), при этом количество отработанных часов не проставляется.
Если работник в командировке привлекался к работе в выходной для него по основному месту работы день, то такой день в табеле учета рабочего времени нужно дополнительно отразить буквенным кодом "РВ" или цифровым кодом "03". Указывать количество часов, отработанных в такой день, нужно, если работодатель давал ему указание о продолжительности работы в выходной день.

Возмещение расходов при направлении работников в служебную командировку. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
При направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику следующие виды расходов (ст. 168 ТК РФ):
- расходы на проезд;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с ведома или разрешения работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Вместе с тем организации, финансирующиеся за счет средств федерального бюджета, при возмещении командировочных расходов обязаны руководствоваться требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 729), а федеральные органы власти - еще и Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".
Напомним, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, предоставляемой учреждению из федерального бюджета в соответствии со ст. 78.1 БК РФ.
В силу п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании предметов и целей деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основная деятельность бюджетного учреждения (то есть та, ради которой оно и было создано) осуществляется на основании государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание формируется и утверждается учредителем учреждения.
Согласно ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются (п. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
1) Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных учреждений. В настоящее время указанный порядок регламентирован Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее - Положение N 671);
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ. Например, для бюджетных учреждений г. Санкт-Петербурга - Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 N 63 "О Порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений г. Санкт-Петербурга и порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий";
3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Например, для учреждений г. Н. Новгорода - Постановление администрации г. Н. Новгорода от 23.05.2011 N 2009 "О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода и финансового обеспечения выполнения муниципального задания".
В соответствии с ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Необходимо отметить, что при установлении учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы), а в случае установления государственного задания одновременно на оказание государственной услуги и выполнение работы государственное задание формируется из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги и выполнению работы (п. 2 Положения N 671).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п. 10 Положения N 671).
При этом в составе нормативных затрат на оказание государственных услуг учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).
Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается учредителем по согласованию с Минфином и Минэкономразвития.
Указанные нормативные затраты используются для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания.
Начиная с 01.01.2012 бюджетные учреждения, в отношении которых учредителем принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, вместо ранее составляемой бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности обязаны составлять план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план). Общие требования к плану установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее - Приказ N 81н). План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения является документом, определяющим направления использования бюджетными учреждениями субсидии на выполнение государственного задания.
Положениями Приказа N 81н не установлено требование о том, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане, должны соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии на выполнение государственного задания.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
При этом вышеуказанным федеральным законом не предусмотрен иной порядок санкционирования, в том числе не установлен запрет на увеличение командировочных расходов за счет экономии по другим расходам.
Таким образом, положения Постановления N 729, устанавливающие предельные размеры возмещения командировочных расходов для получателей средств федерального бюджета, к которым не относятся бюджетные учреждения, могут использоваться только при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Учитывая изложенное, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения на иные выплаты, в том числе на возмещение командировочных расходов, с обязательным уточнением плана. При этом указанное перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.
Согласно п. 19 Приказа N 81н в целях внесения изменений в план учреждение должно будет составить новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения. Необходимо отметить, что, по нашему мнению, утверждение нового плана должно осуществляться при наличии соответствующих обоснований и расчетов величины измененных показателей.
В случае изменения подведомственности учреждения план составляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (местного самоуправления), который после изменения подведомственности будет осуществлять в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (п. 20 Приказа N 81н).

Обратите внимание.
По мнению Минтруда, высказанному в комментируемом письме, в настоящее время на законодательном уровне не определены ни максимальные, ни минимальные размеры, которые ограничивали бы пределы расходов, закрепляемых на локальном уровне. Кроме того, трудовое законодательство не устанавливает обязанности выплачивать расходы, связанные со служебной командировкой, всем работникам в одинаковом размере. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации. Работодатель вправе своим локальным нормативным актом предусмотреть дифференцированный размер данных расходов для работников, занимающих различные должности.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве. Согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события, в частности, произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.
Заметим, что согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" под несчастным случаем на производстве понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных указанным федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Согласно ст. 228 ТК РФ при несчастных случаях, указанных в ст. 227 ТК РФ, работодатель (его представитель) обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего. Так, например, порядок извещения работодателем соответствующих органов о групповых несчастных случаях (два человека и более), тяжелых несчастных случаях или несчастных случаях со смертельным исходом установлен ст. 228.1 ТК РФ;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
В силу п. 4 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение N 73), работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем. О каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя) (п. 5 Положения N 73).
Согласно п. 25 Положения N 73 несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя - физического лица, направивших упомянутых лиц. Неприбытие или несвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.
Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя (его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.
Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным участием представителя организации, на территории которой проводилась работа.


Голосов: 10 Средний бал: 2.90
Оцените статью: