Saldo.ru

Публикации

24 мая 2018, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А. Гусев
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

Обзор изменений налогового законодательства

Кроме Налогового кодекса, наверное, не найдется ни одного другого нормативного акта, в который с такой частотой и периодичностью вносились те или иные изменения. Особенно "богатым" на такие изменения стал июль. В этом месяце Государственной думой были приняты, а Президентом РФ подписано сразу несколько федеральных законов, предусматривающих внесение изменений как в первую, так и во вторую части Налогового кодекса. В статье мы поговорим о наиболее интересных, на наш взгляд, изменениях.

Послабление налогового бремени в отношении некоторых бюджетных учреждений

Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее . Федеральный закон N 215-ФЗ) предусмотрено освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.
Также театрам, музеям, библиотекам, концертным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, предоставляется право не применять общеустановленный порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества и расходы, произведенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию. Указанные бюджетные учреждения освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, а также от представления деклараций по данному налогу по итогам отчетных периодов (I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).
Кроме того, Федеральным законом N 215-ФЗ уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Согласно внесенным изменениям первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (кроме случаев, предусмотренных НК РФ), уменьшенная на сумму расходов, произведенных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Отдельные изменения коснулись уточнения перечня имущества, не подлежащего амортизации. Напомним, что согласно п. 2 ст. 256 НК РФ, в частности, не подлежат амортизации:
. имущество бюджетных организаций, за исключением приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
. имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Федеральным законом N 215-ФЗ уточнено, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное не с использованием, а за счет бюджетных средств целевого финансирования. Как уже было сказано, имущество, приобретенное частично за счет бюджетных средств и частично за счет средств от приносящей доход деятельности, подлежит амортизации в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности;
. приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. В целях стимулирования пополнения Музейного фонда РФ законопроектом предусматривается включение в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, стоимости культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями. Так, согласно новой редакции данной нормы, стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, для пополнения Музейного фонда РФ, будет включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

Изменения порядка исчисления суммы налога

Начиная с 01.01.2014 сумма налога должна будет исчисляться в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. будет отбрасываться, а сумма налога, равная 50 коп. и более, . округляться до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ). Напомним, что в настоящее время аналогичное требование действует только в отношении НДФЛ.

"Новации" в порядке представления имущественного налогового вычета

Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ст. 220 НК РФ, регламентирующая порядок предоставления имущественных налоговых вычетов, изложена в новой редакции. В качестве наиболее значимого изменения следует отметить переход от фактически реализующегося в правоприменительной практике принципа предоставления имущественного налогового вычета в отношении приобретаемого имущества к принципу предоставления вычета налогоплательщику. Это позволит получать имущественный налоговый вычет в пределах установленного ограничения лицам, приобретающим имущество в совместную собственность. При этом, учитывая установленный запрет на повторное получение имущественного налогового вычета, участник общей долевой или общей совместной собственности, не обратившийся лично в налоговый орган за получением указанного вычета при приобретении имущества в общую долевую или общую совместную собственность, сохранит право на получение имущественного налогового вычета по другому объекту в полном объеме.
С учетом Постановления КС РФ от 01.03.2012 N 6-П законодательно закрепляется порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями) и осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей (подопечных в возрасте до 18 лет). При этом в указанных случаях несовершеннолетние дети не теряют право на получение ими в дальнейшем имущественного налогового вычета, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.
Также вводятся нормы, согласно которым налогоплательщики вправе обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета вплоть до полного его использования в предельно установленном размере.
Кроме того, единый имущественный налоговый вычет разделяется на вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение жилья и вычет в сумме, израсходованной на погашение процентов по целевым займам (кредитам). При этом имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам) ограничен суммой 3 млн руб.

Уточнение порядка истребования документов при проведении налоговых проверок

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы. Напомним, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Проводящее налоговую проверку должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения ему (его представителю) требования о представлении документов. Федеральным законом N 248-ФЗ из п. 1 ст. 93 НК РФ исключена норма, позволяющая должностному лицу выбрать способ направления указанного требования: лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Такие же права даются налоговикам при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Изменение сроков для подготовки возражений по результатам налоговых проверок

Напомним, что, если учреждение несогласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки оно вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом к письменным возражениям можно приложить или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее . Федеральный закон N 248-ФЗ) срок для представления письменных возражений по акту налоговой проверки увеличен с 15 дней до одного месяца. Также в новой редакции изложен п. 5 ст. 101.4 НК РФ, согласно которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом данное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Обжалование решений налоговых органов

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона N 153-ФЗ начиная с 01.01.2014 вводится обязательный досудебный порядок обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Заметим, что обязанность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению возникших конфликтов в сфере налогообложения внутри системы налоговых органов, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах и расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.
Федеральным законом N 153-ФЗ нормы НК РФ дополнены определением таких понятий, как "жалоба" и "апелляционная жалоба". Жалобой признается письменное обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционная жалоба . письменное обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Согласно ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба подается в тот вышестоящий налоговый орган, акты ненормативного характера которого либо действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Указанный налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. При этом жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на вступившее в законную силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Жалоба в ФНС может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или апелляционной жалобе.
В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине по заявлению лица, подающего жалобу, этот срок может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
В свою очередь, апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана в вышестоящий налоговый орган до даты вступления в силу обжалуемого решения. Указанная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня ее поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Необходимо отметить: в апелляционном порядке не может быть обжаловано решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Вынесение решений по результатам проверок

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Согласно внесенным Федеральным законом N 248-ФЗ изменениям для рассмотрения материалов дела указанному лицу необходимо подать заявление об ознакомлении с материалами дела. В этом случае налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.
Также отметим, что п. 8 ст. 101 НК РФ дополнен новой нормой, согласно которой в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).

Вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Федеральным законом N 153-ФЗ изменены сроки вступления в силу решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения. Согласно новой редакции абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ указанные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Заметим, что ранее данный срок составлял 10 дней.
Также введена специальная норма, на основании которой решение ФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). Если решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Следует отметить, что в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, данное решение вышестоящего налогового органа вступит в силу со дня его принятия.
Если же вышестоящий налоговый орган оставит апелляционную жалобу без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступи в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.


Голосов: 2 Средний бал: 5.00
Оцените статью: