Saldo.ru

Публикации

17 октября 2018, Среда
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А. Гусев
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Письму Минфина РФ от 07.11.2013 N 02-10-010/47612

В соответствии со ст. 306.1 БК РФ под бюджетным нарушением понимается произведенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого в гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
За совершение бюджетного нарушения финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о принятии бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля должны приниматься бюджетные меры принуждения.
В комментируемом Письме от 07.11.2013 N 02-10-010/47612 Минфином разъяснены отдельные вопросы, связанные с определением порядка применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения.
В силу ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. При этом под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Порядок принятия и исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления устанавливается финансовым органом. В случае наделения финансового органа полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ, состав его структурных подразделений должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения, то есть структурные подразделения (должностные лица), осуществляющие указанные полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения соответствующих бюджетов. Уведомления в данном случае должны направляться структурным подразделением (должностным лицом) финансового органа, осуществляющим полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в адрес структурного подразделения (должностного лица), осуществляющего составление и организацию исполнения бюджета.
Напомним, что под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (органами местной администрации), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований). К полномочиям указанных органов будут относиться (за исключением Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований)):
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о принятии предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о принятии таких мер;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Вместе с тем необходимо отметить, что в силу ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных ст. 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ.
В целях устранения противоречий между положениями Бюджетного кодекса, предусматривающими бюджетные меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств бюджета (ст. 306.2, 306.4 - 306.8 БК РФ), и ст. 239 БК РФ, предусматривающей иммунитет бюджетов, Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" внесены изменения в ст. 166.1 БК РФ, согласно которым Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат в случаях, установленных БК РФ, в том числе ст. 306.4 - 306.8 БК РФ.
При этом в соответствии с данными нормами за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения: в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета.
По мнению Минфина, при принятии решения о применении указанных бюджетных мер принуждения следует обеспечить достижение цели мер принуждения, то есть возмещения использованных с нарушением средств бюджета, с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета. В целях создания предсказуемой и прозрачной системы бюджетных мер принуждения в субъекте РФ (муниципальном образовании) в порядке исполнения решения следует предусмотреть четкое разграничение случаев и последовательности их применения с учетом положений БК РФ.
В отношении реализации механизма приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 136 БК РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, определенных бюджетным законодательством РФ, а также при нарушении предельных значений, установленных п. 3 ст. 92.1 и ст. 107 БК РФ, финансовые органы субъектов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам без уведомлений органов государственного финансового контроля.
Учитывая, что механизм реализации решений финансовых органов, принятых в соответствии со ст. 306.3 и ч. 5 ст. 136 БК РФ, тождествен, целесообразно учесть положения ч. 5 ст. 136 БК РФ и установленный механизм их реализации при подготовке порядка исполнения решения в части приостановления предоставления межбюджетных трансфертов. На федеральном уровне в настоящее время Порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов РФ условий их предоставления согласно ст. 130 БК РФ утвержден Приказом Минфина РФ от 12.11.2007 N 105н.
Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета.
Сокращение предоставления межбюджетных трансфертов предполагает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов соответствующему субъекту РФ (муниципальному образованию), допустившему нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов:
- при формировании проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), - если в следующем финансовом году предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления межбюджетных трансфертов, по которым нарушены условия их предоставления;
- при внесении изменений в утвержденные показатели сводной бюджетной росписи на текущий финансовый год путем уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления других межбюджетных трансфертов, - если на следующий финансовый год бюджетные ассигнования для предоставления межбюджетных трансфертов, по которым нарушены условия их предоставления, не предусмотрены.
При этом на основании ст. 217 БК РФ, устанавливающей право в соответствии с решениями руководителя финансового органа вносить изменения в сводную бюджетную роспись, законом (решением) о бюджете могут быть установлены основания, по которым показатели сводной бюджетной росписи бюджета могут быть изменены, в том числе за счет уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов, в случае нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов либо может быть установлена норма, гласящая о том, что уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов, подлежит утверждению законом (решением) о бюджете.
В отношении вопроса о бесспорном взыскании средств бюджета можно принять во внимание механизм бесспорного взыскания, реализованный в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов РФ и муниципальных районов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 12.11.2007 N 104н.


Голосов: 19 Средний бал: 4.26
Оцените статью: