Saldo.ru

Публикации

12 июля 2020, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Т.А. Киселева, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен аналитической группой "РАДА"

Продажа имущества

Фирмы нередко продают свое имущество, например сырье, материалы, инвентарь и т. п. Как такие операции отразить в бухгалтерском и налоговом учете, расскажет наша статья.

Организация обнаружила, что у нее на складе накопились излишки сырья или материалов. Такое часто бывает при проведении инвентаризации. Однако практически у любых материальных ценностей существует срок хранения или годности. Если их вовремя не использовать, то испорченное сырье приходится списывать. А следовательно, предприятие может получить убыток. Чтобы этого не произошло, руководство зачастую решает продать часть сырья или материалов.

Документальное оформление
При продаже материалов оформляют накладную по форме ≤ М-15. Этот бланк утвержден постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. ≤ 71а.
Накладную выписывают в двух экземплярах:
 -  первый  -  передают на склад для отпуска материалов;
 -  второй  -  передают получателю материалов.
В графе "Материальные ценности" формы ≤ М-15 указывается номенклатурный номер материалов. Для этого можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93). Он утвержден постановлением Госстандарта от 6 августа 1993 г. ≤ 17.
Заполняя в накладной графу "Единица измерения", целесообразно обратиться к Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОК 015-94), который утвержден постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. ≤ 366. В этом документе приведены коды всех единиц измерения, используемых в России.
Кладовщик отпускает материалы на основании накладной и доверенности, выписанной на имя получателя. Оформленную накладную работник передает в бухгалтерию. Согласно статье 17 Закона от 21 ноября 1996 г. ≤ 129-ФЗ, этот документ должен храниться не менее пяти лет.

Бухгалтерский учет
Выручка от продажи материалов относится к операционным доходам фирмы. На это указано в пункте 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Бухгалтер отражает такую операцию следующим образом:
Дебет 62 Кредит 91-1
 -  отражена выручка от продажи материалов.
Расходы, которые связаны с продажей материалов, относятся к операционным (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Они отражаются по дебету счета 91-2 "Прочие расходы". А в конце месяца бухгалтер определяет финансовый результат от реализации имущества.

Пример
У ЗАО "Вымпел" образовались излишки пиломатериалов, себестоимость которых составила 60 000 руб. Руководитель фирмы принял решение продать пиломатериалы за 118 000 руб. (в том числе НДС  -  18 000 руб.).
Бухгалтер "Вымпела" должен сделать проводки:
Дебет 62 Кредит 91-1  -  118 000 руб.  -  отражена выручка от продажи материалов;
Дебет 51 Кредит 62  -  118 000 руб.  -  поступили денежные средства от покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"  -  18 000 руб.  -  начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 91-2 Кредит 10  -  60 000 руб.  -  списана себестоимость проданных материалов;
Дебет 91-9 Кредит 99  -  40 000 руб. (118 000  -  18 000  -  60 000)  -  отражена прибыль от продажи материалов.

Налоговый учет
Организация, которая продает материалы и иное имущество, может уменьшить полученный доход на стоимость его приобретения. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса. Однако расчет налога на прибыль будет различаться в зависимости от того, какое именно имущество реализует предприятие.

Продажа инструментов и инвентаря
Иногда организация продает инструменты, приборы, спецодежду, которые до этого были переданы в производство. Их покупная стоимость уже полностью учтена в составе материальных расходов предприятия в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса. То есть налоговая прибыль уже была уменьшена в тот момент.
Таким образом, покупная стоимость этого имущества будет считаться нулевой. И налог на прибыль организация должна рассчитывать со всего дохода, полученного от его продажи. Об этом говорится в письме Минфина от 22 ноября 2002 г. ≤ 04-00-11 (далее  -  Письмо ≤ 04-00-11).

Пример
ЗАО "Передовик" купило для производственных целей 10 гаечных ключей на общую сумму 4130 руб., в том числе НДС  -  630 руб. Инструменты были переданы в производство и учтены в составе материальных расходов. Через некоторое время "Передовик" решил продать пять гаечных ключей на общую сумму 2360 руб., в том числе НДС  -  360 руб.
Облагаемая налогом прибыль от продажи гаечных ключей составит:
2360 руб.  -  360 руб. = 2000 руб.

Таким же образом нужно считать налог на прибыль и в случае продажи основных средств, у которых покупная стоимость составляет менее 10 тысяч рублей. Дело в том, что такое имущество не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК). Поэтому в налоговом учете оно относится к материальным расходам в момент ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК).
Следовательно, если фирма продает малоценные основные средства, то их цена приобретения второй раз не уменьшит облагаемые доходы. Об этом говорится в письме Минфина от 1 марта 2004 г. ≤ 26-12/12865.

Продажа сырья и материалов
Сырье и материалы включаются в материальные расходы по мере их использования в производстве. При этом применяется один из четырех способов оценки (п. 8 ст. 254 НК):
 -  по стоимости единицы запасов;
 -  по средней стоимости;
 -  по стоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
 -  по стоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО).
Если организация решит продать часть купленного сырья или материалов, то она может уменьшить полученный от такой продажи доход на их покупную стоимость. Для определения этой стоимости предприятие будет использовать тот же метод оценки, который применяет при списании сырья и материалов в производство. Об этом также говорится в Письме ≤ 04-00-11.

Пример
ЗАО "Мастерица" покупает ткань для пошива одежды.
Последний раз ткань была приобретена по цене 3540 руб. за рулон, в том числе НДС  -  540 руб. Для оценки стоимости материалов при их списании в производство "Мастерица" использует метод ЛИФО.
В связи с изменением производимого ассортимента фирма продала 10 рулонов ткани на общую сумму 47 200 руб., в том числе НДС  -  7200 руб.
Таким образом, облагаемая налогом прибыль "Мастерицы" от продажи ткани составила:
47 200 руб.  -  7200 руб.  -  ((3540 руб.  -  540 руб.) х 10 рул.) = 10 000 руб.

Продажа материалов, полученных при ликвидации основных средств
При ликвидации основных средств нередко остаются детали или материалы, которые еще можно использовать. Они принимаются на учет по цене возможного использования.
Оприходованные детали и материалы учитываются в составе внереализационных доходов. На это указано в пункте 13 статьи 250 Налогового кодекса.
При продаже имущества, полученного при разборке основного средства, предприятие может уменьшить свой доход на его учетную стоимость. То есть на ту стоимость, по которой имущество было принято на учет.
Чиновники Минфина считают, что уменьшить доход от продажи на стоимость деталей, полученных при ликвидации основного средства, можно только в том случае, если это основное средство не было полностью самортизировано (см. п. 3 Письма ≤ 04-00-11). В противном случае облагаемая налогом прибыль будет уменьшена на одну и ту же сумму дважды.
По нашему мнению, это не так. Дело в том, что стоимость материалов, которые получены при ликвидации основного средства, будет учтена при расчете налога на прибыль при их оприходовании. Поэтому при продаже этих материалов можно уменьшить полученный доход на их учетную стоимость.


Голосов: 1 Средний бал: 4.00
Оцените статью: