В своем Письме от 10.12.2013 N 02-06-007/54200 Минфин разъясняет вопрос о порядке выдачи бюджетными организациями иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж.
Напомним, что под служебной командировкой подразумевается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Поскольку нормы ТК РФ регулируют исключительно трудовые отношения, в командировку могут быть направлены только работники организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях. Лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, трудовыми отношениями с организацией не связаны: данные отношения регулируются ГК РФ. Кроме того, не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины, работники, не достигшие возраста 18 лет, и работники, с которыми заключен ученический договор (ст. 259, 268 ТК РФ).
Цель командировки работника определяется руководителем учреждения и указывается в служебном задании (п. 6 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). При направлении работника в служебную командировку на территорию иностранного государства работнику возмещаются:
1. Расходы на проезд.
2. Расходы на наем жилого помещения.
3. Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
4. Иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. К указанным расходам следует относить:
. расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;
. обязательные консульские и аэродромные сборы;
. сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
. расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
. иные обязательные платежи и сборы.
В комментируем письме Минфин отмечает, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, направляющих работников в служебные командировки на территории иностранных государств, размеры суточных в иностранной валюте определены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета". Указанным постановлением предусмотрены суточные в иностранной валюте той страны, в которую работник направляется в командировку.
Однако хотим обратить внимание читателей на то, что сам Минфин неоднократно отмечал, что на бюджетные учреждения не могут распространяться положения, установленные законодательством РФ для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Приведенный вывод можно сделать из следующего. Напомним, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, предоставляемой учреждению из федерального бюджета в соответствии со ст. 78.1 БК РФ.
В силу п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основная деятельность бюджетного учреждения (то есть та, ради которой оно было создано) осуществляется на основании государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание формируется и утверждается учредителем учреждения.
На основании ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются (п. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
1. Правительством РФ . в отношении федеральных бюджетных учреждений. В настоящее время указанный порядок регламентирован Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее . Положение N 671).
2. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ . в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ.
3. Местной администрацией муниципального образования . в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Исходя из ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Необходимо отметить, что при установлении учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы), а в случае установления государственного задания одновременно на оказание государственной услуги и выполнение работы государственное задание формируется из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги и к выполнению работы (п. 2 Положения N 671).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество (в том числе земельные участки) (п. 10 Положения N 671).
В составе нормативных затрат на оказание государственных услуг учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества). Порядок определения поименованных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается учредителем по согласованию с Минфином и Минэкономразвития. Данные нормативные затраты используются для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания.
Бюджетные учреждения обязаны составлять план финансово-хозяйственной деятельности, общие требования к которому установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н. План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения является документом, определяющим направления использования бюджетными учреждениями субсидии на выполнение государственного задания. Положениями названного приказа не установлено требование о том, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане, должны соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии на выполнение государственного задания.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
При этом вышеуказанным федеральным законом не предусмотрен иной порядок санкционирования, в том числе не установлен запрет на увеличение командировочных расходов за счет экономии по другим расходам.
Таким образом, на бюджетные учреждения, получающие средства из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) или на иные цели согласно ст. 78.1 БК РФ, не могут распространяться положения, установленные законодательством РФ для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, поскольку бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета. Приведенную позицию неоднократно высказывал Минфин, разъясняя вопросы, связанные с направлением работников бюджетных учреждений в служебные командировки на территории РФ. Следовательно, размеры суточных, а также размеры средств на проживание в служебной командировке при направлении работников в служебные командировки могут быть установлены бюджетным учреждением самостоятельно.
Однако вернемся к основному вопросу, рассматриваемому в письме, . к порядку выдачи бюджетными организациями иностранной валюты на командировочные расходы. Согласно п. 8 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, установленных данным законом (например, при расчетах с физическими лицами . нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, расчетах при оказании физическим лицам . нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению).
В соответствии с пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа, являются валютными операциями.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами . резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании разрешено проведение между резидентами валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, и операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой, что, по мнению Минфина, подтверждает право работодателя выдать работнику аванс в иностранной валюте через кассу учреждения при условии открытия валютного счета.
С учетом изложенного для проведения операций с иностранной валютой бюджетному учреждению необходимо открыть в банке валютный счет. Учреждение выдает работникам, выезжающим в командировку за рубеж, аванс в иностранной валюте через кассу учреждения путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке. Покупка валюты через банк тоже предполагает наличие у бюджетного учреждения валютного счета.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции.
Порядок открытия (закрытия) валютных счетов регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И (далее . Инструкция N 28-И).
В соответствии с п. 1.2 Инструкции N 28-И основанием для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) с представлением всех документов, определенных законодательством РФ.
Согласно п. 4.1 Инструкции N 28-И для открытия расчетного счета учреждению необходимо представить в банк следующие документы:
. свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
. учредительные документы учреждения. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями;
. карточку образцов подписей. Карточка оформляется на бланке формы 0401026 по ОКУД, установленной приложением 1 к Инструкции N 28-И. Карточка заполняется с применением пишущей машинки или ЭВМ шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается;
. документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, . документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
. документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия банковского счета.
Банковский счет считается открытым с момента внесения записи об открытии соответствующего лицевого счета в книгу регистрации открытых счетов. Она должна быть сделана не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора банковского счета, вклада (депозита).
Напомним, что расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам отражаются на счете 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" (п. 212 Инструкции N 157н). Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов (расчетов по выданным денежным средствам, расчетов по полученным денежным документам) в карточке учета средств и расчетов либо в журнале по расчетам с подотчетными лицами.
Согласно п. 215 Инструкции N 157н учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах ведется одновременно в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.
При возврате сотрудником неизрасходованных подотчетных сумм в иностранной валюте они отражаются в бухгалтерском учете в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату внесения денежных средств в кассу (п. 154 Инструкции N 157н).