Федеральные законы
Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих мест
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426 ФЗ "О специальной оценке условий труда"
Документ вступил в силу с 01.01.2014 (за исключением отдельных положений).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также . вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями . физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодателем в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 421 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Внесены изменения в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, федеральные законы от 01.04.1996 N 27 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 24.07.1998 N 125 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 16.07.1999 N 165 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 15.12.2001 N 167 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 17.12.2001 N 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 24.07.2009 N 212 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Технические изменения внесены и в некоторые другие законы: слова "аттестация рабочих мест по условиям труда" заменены словами "специальная оценка условий труда".
Что касается изменений в КоАП РФ, то установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, и за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. Так, если спецоценка не проведена или нарушены правила ее проведения, работодателю-организации грозит штраф на сумму от 60 до 80 тыс. руб., а индивидуальному предпринимателю . от 5 до 10 тыс. руб.
В соответствии с изменениями в Федеральном законе N 212 ФЗ установлена зависимость размеров страховых взносов работодателей по дополнительным тарифам страховых взносов в Пенсионный фонд от установленных по результатам специальной оценки условий труда классов условий труда.
Текст закона и комментарий к нему читайте в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 4 и 5, 2014.
Страховые взносы
Информация ПФ РФ "Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году"
С 01.01.2014 вступает в силу Федеральный закон от 02.12.2013 N 333 ФЗ, которым будут внесены изменения в части сохранения на период до 2016 года тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 года в отношении большинства плательщиков в размере 30% в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФ РФ сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, а также в части продления периода применения льготного тарифа страховых взносов до 2018 года для малых предприятий, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, для социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптечных организаций с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков на два процентных пункта.
В 2014 году КБК по всем видам платежей, администрируемых Пенсионным фондом, остаются прежними, не изменяются.
Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2014 году составит 624 тыс. руб. плюс 10% сверх этой суммы (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 года").
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 N 351 ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФ РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в том числе 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Внесены изменения в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 ФЗ, с учетом которых устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ (например, для опасного класса условий труда, подкласс 4, установлен дополнительный тариф в размере 8%).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 358 ФЗ увеличиваются сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды.
Предусматривается, что в случае если указанная в требовании не.уплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФ РФ, 1,5 тыс. руб. для плательщиков . юридических лиц, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств со счетов плательщика может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов. Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов . организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Также законодательством установлена минимальная сумма взыскания по нескольким неисполненным требованиям на взыскание задолженности для физических лиц . 500 руб.
Внешнеэкономическая деятельность
О непредставлении документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме
Приказ ФТС России от 05.12.2013 N 2299
Таможенные органы при подаче таможенной декларации в электронной форме не должны требовать представления документа, удостоверяющего личность, для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию.
Такой приказ был издан ФТС на основании п. 1 плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р. План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования" (далее . "дорожная карта") призван упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в РФ и вывозе из РФ. Предлагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Одной из целей "дорожной карты" является сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в РФ и их вывозе из РФ.
Налог на имущество организаций
О налогообложении движимого имущества, требующего монтажа и принятого на учет в качестве ОС в 2013 году
Письмо Минфина России от 17.12.2013 N 03 05 05 01/55583
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств.
Пунктом 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) установлено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, перечисленных в данном пункте, то есть когда объект пригоден для использования в деятельности организации.
Исходя из изложенного движимое имущество, принятое организацией в установленном для ведения бухгалтерского учета порядке на баланс в 2013 году в состав основных средств, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Налог на прибыль
О порядке начисления амортизации по ОС, введенным в эксплуатацию до и после 01.12.2012
Письмо Минфина России от 25.12.2013 N 03 03 06/1/57292
В соответствии с п. 11 ст. 258 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Федеральным законом от 29.11.2012 N 206 ФЗ были внесены изменения в ст. 258 и 259 НК РФ, в соответствии с которыми условие о подаче документов на государственную регистрацию прав для начала амортизации объектов ОС было исключено. Норма вступила в силу с 01.01.2013 и распространяется на правоотношения, возникшие с указанной даты. Закон не предусматривает переходных положений применительно к объектам ОС, которые введены в эксплуатацию до 01.01.2013 и по которым не поданы документы на государственную регистрацию прав.
При этом порядок начисления амортизации по данным объектам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2013, определен ст. 3.1 указанного закона, вступившей в силу с 23.08.2013.
Таким образом, по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2012, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав).
Объекты амортизируемого имущества, которые введены в эксплуатацию в декабре 2012 года, подлежат амортизации с 01.01.2013 в порядке, установленном ст. 256 . 259.3 НК РФ, поскольку дата начала амортизации таких объектов приходится на 2013 год.
Текст письма и комментарий к нему читайте в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 4, 2014.
Специальные налоговые режимы
Внереализационные доходы, полученные ИП при применении ПСНО
Письмо ФНС России от 17.01.2014 N ГД-4-3/479
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности.
Полученные арендодателем от арендаторов в соответствии с заключенными договорами аренды нежилых помещений суммы возмещения убытков (ущерба, упущенной выгоды), неустоек (штрафов, пени), а также компенсации при расторжении договора аренды по инициативе арендатора относятся к предпринимательской деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений.
Исходя из этого если ИП осуществляет только предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений, в отношении которой применяется ПСНО, то полученный доход в виде суммы возмещения убытков (ущерба, упущенной выгоды), неустоек (штрафов, пени), а также компенсации при расторжении договора аренды по инициативе арендатора признается частью дохода, получаемого таким ИП в связи с осуществлением деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений, который, соответственно, подлежит обложению налогом, уплачиваемым в связи с применением ПСНО.
Алименты
О перечне документов, являющихся основанием для определения доходов ИП, из которых производится удержание алиментов
Приказ Минтруда России N 703н, Минфина России N 112н, Минобрнауки России N 1294 от 29.11.2013
Начало действия документа . 04.02.2014.
В данном приказе даны разъяснения о порядке применения пп. "з" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841.
В соответствии с этой нормой алименты удерживаются с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вычет указанных сумм расходов производится в случае их подтверждения индивидуальным предпринимателем вне зависимости от выбранного им режима налогообложения.
Расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также ПСНО, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Контрольно-кассовая техника
О применении ККТ при осуществлении расчетов с использованием платежных карт
Письмо ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54 ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" определено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
При этом данный закон не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения контрольно-кассовой техники или без выдачи бланков строгой отчетности в зависимости от формы осуществления таких расчетов, в частности, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при осуществлении расчетов с использованием платежных карт в обязательном порядке применяется ККТ.
Налоговое администрирование
О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы
"Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
Приказ ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@
Российские организации смогут узнавать о своих налоговых обязательствах через личный кабинет на сайте ФНС (http://lk3.nalog.ru).
Сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" позволяет налогоплательщику . юридическому лицу:
.?направлять документы, сформированные в электронном виде, для государственной регистрации юридических лиц или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в налоговый орган для осуществления процедур государственной регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ;
.?направлять в налоговый орган пакет документов, подготовленный заранее с использованием иных программных средств, содержащий сообщения налогоплательщика, об открытии (закрытии) счета (лицевого счета), об участии в российских и иностранных организациях;
.?получать услуги по постановке и снятию с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения;
.?получать услуги по постановке и снятию с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД;
.?получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об исполненных налоговым органом решениях на зачет и на возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм, о наличии невыясненных платежей и т. п.
Подробный состав функций приведен в руководстве пользователя подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", размещенном на сайте ФНС.
Государственная регистрация юридических лиц
Вопросы, связанные с достоверностью адреса юридических лиц
Письмо ФНС России от 09.01.2014 N СА-4-14/70
В связи с направлением Письма ФНС России от 12.12.2013 N СА-4-7/22406@ налоговое ведомство сообщает, что с учетом позиции Пленума ВАС, выраженной в Постановлении от 30.07.2013 N 61, последствия выявления недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица и порядок действий территориальных налоговых органов в этом случае предусмотрены Письмом от 02.12.2013 N СА-5-14/1214ДСП@.
С учетом этого обращения налоговых органов в иные государственные органы (в том числе органы прокуратуры) с предложением о предъявлении в суды требований о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений не соответствуют указанным письмам ФНС и допустимы только после согласования с ФНС в каждом конкретном случае, с обоснованием необходимости такого обращения.
Сведения о местонахождении дочерних организаций ОАО
Письмо Минфина России от 26.12.2013 N 03 01 03/57363
Государственная регистрация внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица осуществляется после фактического изменения адреса и носит заявительный характер.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения вышеуказанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Отказ в государственной регистрации внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица возможен исключительно по основаниям, предусмотренным ст. 23 названного закона.