Saldo.ru

Публикации

23 апреля 2024, Вторник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Е. С. Казаков
Материал предоставлен журналом "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Федеральному закону от 02.04.2014 N 52 ФЗ

В Налоговый кодекс Федеральным законом от 02.04.2014 N 52 ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52 ФЗ) внесены изменения, в основном касающиеся налогового администрирования.
Данный закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 02.04.2014 и вступает в силу через месяц после опубликования, за исключением некоторых положений, на которые мы укажем.

Религиозным организациям по бухучету не отчитываться
В подпункте 5 п. 1 ст. 23 НК РФ указывается, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. До сих пор исключение делалось для организаций, которые в соответствии с Законом о бухгалтерском учете не обязаны вести бухгалтерский учет.
Из части 2 ст. 6 данного закона следует, что такая возможность не предоставляется российским организациям, определенные категории которых могут рассчитывать лишь на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
К одной из таких категорий относятся НКО, если поступления денежных средств и иного имущества у них за предшествующий отчетный год не превысили 3 млн руб. Следовательно, этой возможностью обладают в числе других НКО религиозные организации, которые согласно Федеральному закону от 26.09.1997 N 125 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и п. 3 ст. 50 ГК РФ в подавляющем большинстве в такой форме и существуют, при этом сохраняя право на ведение предпринимательской деятельности.
Тем не менее в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ теперь дополнительно будет указано, что годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность сможет не представлять религиозная организация, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

Про счета больше сообщать не надо
Налогоплательщики давно уже привыкли к одной из обязанностей, возложенной на них Налоговым кодексом - сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов) (п. 2 ст. 23 НК РФ). Также индивидуальным предпринимателям необходимо было сообщать о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности, а всем налогоплательщикам - о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Теперь все указанные обязанности отменены (утратили силу пп. 1, 1.1, 3 (касавшийся нотариусов и адвокатов), п. 2, пп. 4 п. 4 (в отношении инвестиционного товарищества) ст. 23 НК РФ). Причина тому - хорошо налаженный документооборот между налоговыми органами и банками в этой части.
Соответственно, утратила силу ст. 118 НК РФ, которая предусматривала ответственность за невыполнение указанных обязанностей.

К сведению:
Также не надо будет сообщать об открытии или закрытии счетов в банках во внебюджетные фонды, об этом говорится в Федеральном законе от 02.04.2014 N 59 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Помогите госорганам
Налоговые органы признали, что им пока не удалось наладить действенный контроль за наличием у физических лиц объектов налогообложения в виде недвижимости и транспортных средств. Иначе трудно объяснить появление у физических лиц такой обязанности: они должны сообщать о наличии у них таких объектов, если ими не получены в срок налоговые уведомления в отношении данных конкретных объектов (ст. 23 НК РФ дополнена п. 2.1).
Речь в данном случае идет о том, что налоговые органы вообще могут не получить информации о наличии таких объектов от регистрирующих органов. Понятно, что если однажды они присылали налоговое уведомление, касающееся конкретного объекта, или подтверждали наличие льготы в отношении него, то такой информацией они обладают. В этом случае физическое лицо не обязано уведомлять налоговый орган о наличии объекта налогообложения, даже если в один из периодов оно не получило налоговое уведомление.
Правда, не совсем ясен порядок действий для правильного исполнения новой обязанности. Дело в том, что сообщать об объекте налогообложения предписывается в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В то же время срок уплаты, например, транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ) (с 01.01.2015 данная норма звучит иначе: налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.).
Аналогичные правила установлены в отношении земельного налога (п. 1 ст. 397 НК РФ) и налога на имущество физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"). Получается, что если налогоплательщик сообщил об имеющемся у него объекте налогообложения после наступившего срока уплаты налога, но до 31 декабря и, соответственно, с опозданием уплатил налог, то к нему не могут быть применены никакие санкции, включая пени. Ведь сохраняются правила, установленные в отношении трех перечисленных имущественных налогов, согласно которым физические лица уплачивают их только на основании налогового уведомления.
Как и ряд других, данное сообщение можно направлять в налоговый орган лично или через представителя по почте заказным письмом или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (изменен п. 7 ст. 23 НК РФ). Если его своевременно не представить, будет взыскан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства (ст. 129.1 НК РФ дополнена п. 3).
Из новой редакции п. 2 ст. 52 НК РФ следует, что в указанном случае налог по объекту налогообложения будет рассчитываться начиная с того налогового периода, в котором была исполнена обязанность, предусмотренная новым п. 2.1 ст. 23 НК РФ. По нашему мнению, это означает, что расчет не будет производиться даже в отношении предыдущего истекшего периода. Уточним, что это положение будет действовать до 01.01.2017 (п. 5 ст. 7 Федерального закона N 52 ФЗ).

Пример.
Налогоплательщик должен был получить налоговое уведомление в отношении объекта налогообложения в срок до 01.10.2015. Однако он его не получил и самостоятельно сообщил в налоговый орган о его наличии 26.11.2015.

Первый период, за который может быть рассчитан налог в отношении данного объекта, - налоговый период 2015 года. Физическое лицо будет уплачивать данный налог в срок не позднее 01.10.2016. В случае неполучения уведомления об уплате никаких обязанностей у физического лица, как в отношении уплаты налога, так и в отношении направления в налоговую инспекцию каких либо сообщений, у физического лица не возникает (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Данное изменение вступает в силу с 01.01.2015 (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 52 ФЗ), поэтому если вы не получили налогового уведомления в 2014 году, то у вас нет обязанности сообщать об объектах налогообложения в налоговый орган. В то же время штраф за невыполнение указанной обязанности будет взиматься начиная с 01.01.2017 (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 52 ФЗ).
Несколько изменен срок уплаты по налоговому уведомлению, в котором отражен пересчет суммы налога, произведенный по каким либо причинам (изменен п. 6 ст. 58 НК РФ). Сейчас это надо делать в общем порядке, то есть в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (см. Письмо Минфина России от 12.10.2011 N 03 05 06 01/71).
Теперь уплачивать налог в случае пересчета надо строго в срок, указанный в налоговом уведомлении. Причем оно должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления данного срока.

О контролируемых сделках
Два уточнения претерпел порядок контроля за сделками.
В пункте 4 ст. 105.14 НК РФ указывается, в каких условиях сделки не признаются контролируемыми даже при наличии признаков, предусмотренных п. 1 - 3 данной статьи. Теперь к таким сделкам надо относить сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114 ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Данное изменение распространяется на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2012 года (п. 6 ст. 7 Федерального закона N 52 ФЗ).
Согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Однако в связи с наличием недостоверных сведений, имевшихся в первоначально поданном уведомлении, с налогоплательщика при этом может быть взыскан штраф в размере 5 000 руб. в соответствии со ст. 129.4 НК РФ.
Теперь п. 2 ст. 105.16 НК РФ определено, что данное наказание не применяется, если уточненное уведомление подано до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, то есть, по сути, сделал это по собственной инициативе, а не потому что о недостоверности сведений стало известно налоговому органу.

Поправки, касающиеся применения спецрежимов
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСНО организациями предусматривает их освобождение, в частности, от уплаты налога на имущество организаций. Теперь уточнено, что это освобождение не распространяется на налог, уплачиваемый в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Напомним, что с 01.01.2014 налог на имущество может рассчитываться именно так в отношении некоторых категорий объектов недвижимости, но только если это было преду.смотрено законом соответствующего субъекта федерации. Пока, по нашим данным, таких субъектов федерации только три, но с 01.01.2015 ситуация может измениться.
Такая же поправка сделана для налогоплательщиков, которые перешли на уплату ЕНВД, даже если соответствующее имущество используется в деятельности, облагаемой ЕНВД (изменен п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
В пункте 3 ст. 346.12 НК РФ перечисляются категории налогоплательщиков, которые не вправе применять УСНО. В частности, это организации, в которых доля других организаций составляет более 25% (пп. 14 данного пункта). Здесь же перечислено, на какие организации данное ограничение не распространяется, например, на некоторые виды научных и образовательных учреждений.
Теперь данная норма приведена в соответствие с понятиями, которые содержатся в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральном законе от 29.12.2012 N 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Изменения, касающиеся спецрежимов, вступают в силу с 01.01.2015 (п. 4 ст. 7 Федерального закона N 52-ФЗ).

О налоге на имущество
Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Теперь уточнено, что если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, то его остаточная стоимость для целей расчета налога на имущество определяется без учета таких затрат.
Пункт 10 ст. 378.2 НК РФ дополнен следующим положением. В случае если объект недвижимости соответствует критериям, по которым налог на имущество в отношении него уплачивается по кадастровой стоимости, но в течение налогового периода с этим объектом произведены некие действия, в результате которых образовался новый, то проверяется соответствие нового объекта указанным критериям. Если он им также соответствует, то, как и первоначальный объект, он облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости.
Изменения, касающиеся налога на имущество, вступают в силу с 01.01.2015 (п. 4 ст. 7 Федерального закона N 52-ФЗ).


Голосов: 64 Средний бал: 4.08
Оцените статью: