Saldo.ru

Публикации

15 июля 2020, Среда
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Консультационный отдел МКПЦН
Материал предоставлен журналом "Аудит и налогообложение"

Вопросы и ответы.

Какие налоговые последствия возникают у гостиницы при вручении в качестве подарков гостям, приглашенным на юбилей организации, товаров с логотипами гостиницы, а также при использовании для деловой переписки бланков и конвертов с ее логотипом?
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 г. ≤ 108-ФЗ "О рекламе" рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Если приобретенные товары с логотипом гостиницы (например, часы, футболки, бейсболки, галстуки) предназначены для вручения в качестве подарков гостям, приглашенным в соответствии с утвержденным списком на юбилей гостиницы (то есть определенному кругу лиц), то о распространении рекламы говорить не приходится, так как исходя из приведенного выше определения не соблюдается условие о ее предоставлении неограниченному кругу лиц. Следовательно, стоимость таких товаров не будет являться объектом обложения налогом на рекламу.
Передача подарков является безвозмездной, что влечет соответствующие налоговые последствия по:
 - НДС: согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, со стоимости переданных подарков необходимо исчислить НДС. При этом налог, уплаченный при покупке товаров, подлежит вычету;
 - налог на прибыль: согласно п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
 - налог на доходы физических лиц: в случае безвозмездной передачи товаров физическим лицам возникает необходимость удержать сумму налога с полученного дохода (подпункт 2 п. 2 ст. 211 НК РФ) и представить сведения в налоговый орган о полученных физическим лицом доходах по форме 2-НДФЛ. При невозможности удержать исчисленную сумму налога у налогового агента возникает обязанность в течение одного месяца с момента передачи подарка письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Обращаем внимание, что налогообложению подлежит стоимость подарка, превышающая 2 000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Использование для деловой переписки бланков писем и конвертов с логотипом и необходимыми реквизитами гостиницы обусловлено обычаем делового оборота, не несет информации о виде деятельности организации и не поддерживает интереса неопределенного круга лиц к услугам гостиницы. Таким образом, расходы по их приобретению не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на рекламу.
Расходы, связанные с приобретением указанных бланков писем и конвертов, являются управленческими и относятся в бухгалтерском учете к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99), в налоговом учете - к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 18 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Какие документы подтверждают правомерность отнесения материальных затрат к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль?
Для целей налогообложения прибыли расходами согласно ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Пунктом 100 Методический указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 г. ≤ 119н, предусмотрено, что первичными учетными документами по отпуску материалов со склада являются:
 - лимитно-заборная карта (форма М-8) - при наличии лимита на отпуск материалов;
 - требование-накладная (форма М-11) - для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;
 - накладная (форма М-15) - отпуск материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории или сторонним организациям.
На основании указанных документов осуществляется отпуск материальных ценностей в производство или на хозяйственные нужды с отражением их движения в карточке учета материалов (форма М-17).
Исходя из изложенного, для документального подтверждения произведенных расходов в виде стоимости отпущенных материалов в целях исчисления налога на прибыль достаточно оформить указанную операцию требованием-накладной (форма М-11) с отражением в карточке учета материалов (форма М-17).

Организация за плату доставляет своих сотрудников на работу и с работы служебным автотранспортом, при этом стоимость проезда ниже себестоимости. Никаких государственных субсидий с целью компенсации убытков организация не получает. Какой порядок получения субсидии из бюджета Москвы на покрытие убытка, образующегося при оказании услуг по доставке сотрудников на работу и обратно внутриведомственным транспортом и какие налоговые последствия возникают при оказании таких услуг?
Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. ≤ 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования (тарифов)" (далее - Постановление ≤ 239) утвержден перечень услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование, и надбавки. В перечне указаны транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Правительство г. Москвы Постановлением от 29.04.2003 г. ≤ 304-ПП "О мерах по совершенствованию ценовой и тарифной политики в отраслях города в условиях рыночных отношений" (далее - Постановление ≤ 304-ПП) также установило государственное регулирование цен на транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта.
Пунктом 4.1 Постановления ≤ 304-ПП предусмотрено, что государственное регулирование цен транспортных услуг осуществляет Региональная энергетическая комиссия г. Москвы, которая, в свою очередь, Постановлением от 17.03.2004 г. ≤ 10 установила тарифы на перевозку пассажиров и багажа только организациям ГУП "Мосгортранс" и ОАО "Зелиноградский автокомбинат".
Таким образом, право на получение субсидии из бюджета Москвы на покрытие убытков по перевозке пассажиров имеют только названные организации, остальные организации устанавливают стоимость проезда работникам на служебном транспорте самостоятельно.
Рассмотрим налоговые последствия, если стоимость услуги по перевозке работников окажется ниже ее себестоимости.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В рассматриваемой ситуации у работников не возникает дохода в виде материальной выгоды. Подтверждением тому является следующее.
В соответствии со ст. 212 НК РФ доходом, полученным в виде материальной выгоды, для исчисления НДФЛ признается:
 - материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций;
 - материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
 - материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
Таким образом, материальная выгода, полученная работником от приобретения по гражданско-правовому договору услуг у организации, возникает только в том случае, если организация и работник будут признаны взаимозависимыми (п. 2 ст. 20 НК РФ).

Налог на прибыль организаций.
Глава 25 НК РФ не предусматривает возникновение объекта обложения налогом на прибыль при реализации товаров (работ, услуг) ниже себестоимости. Для признания расходом в целях исчисления налога на прибыль должны быть выполнены условия, предусмотренные ст. 252 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Для их обоснования рекомендуем:
 - в коллективных (трудовых) договорах предусмотреть обязанность организации оказывать услуги по доставке работников до места работы и обратно ведомственным транспортом;
 - подготовить материалы (режим работы организации, маршрут следования транспорта) с подтверждением, что вышеуказанные перевозки необходимы в силу технологических особенностей производства, например в ночное время, когда не работает транспорт общего пользования, либо по выбранному работниками маршруту отсутствует прямое транспортное сообщение;
 - стоимость транспортных услуг установить на уровне тарифа по проезду общественным транспортом либо ниже тарифа, но не более чем на 20%. Колебание стоимости оказанных услуг более чем на 20% подпадает под объект проверки налоговым органом на предмет правильности применения рыночных цен согласно ст. 40 НК РФ.
Если организация будет использовать служебный транспорт не только в целях доставки сотрудников до места работы и обратно, но и в других производственных (управленческих) целях, то данное обстоятельство будет являться дополнительным аргументом для признания расходов по таким услугам в налоговом учете.
При соблюдении вышеуказанных условий расходы по доставке работников до места работы и обратно ведомственным транспортом, учитываются для целей налогообложения прибыли независимо от полученного результата (прибыли или убытка) по этому виду деятельности.

Налог на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация услуг на территории Российской Федерации включается в объект обложения НДС. Организации необходимо формировать стоимость этой услуги с учетом НДС.
Рассмотрим вариант, когда организация осуществляет доставку работников до места работы и обратно и трудовыми (коллективными) договорами предусмотрено, что расходы по оплате проезда несет организация.
Пунктом 26 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами).
Таким образом, расходы, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и наоборот, предусмотренные трудовым договором, включаются в расходы на оплату труда согласно п. 25 ст. 255 НК РФ и учитываются в налоговом учете.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы для удержания НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика (физического лица), полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе (подпункт 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Со стоимости транспортных услуг необходимо заплатить единый социальный налог (пп. 1, 3 ст. 236 НК РФ) и исчислить с них страховые взносы в Пенсионный фонд согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В случае если расходы по оплате проезда к месту работы и обратно работников не будут предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами, затраты, связанные с оказанием этих услуг, не признаются расходами в целях исчисления налога на прибыль (п. 26 ст. 270 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 236 НК РФ, если выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то данные выплаты не признаются объектом обложения ЕСН.
Для работника оказанная услуга признается доходом в натуральной форме, подлежащим обложению НДФЛ.
Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций признается объектом обложения НДС. Поскольку в рассматриваемой ситуации стоимость оказываемых подразделением организации услуг по доставке работников не учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль, то на стоимость этой услуги следует начислить НДС. Порядок определения налоговой базы по НДС при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд предусмотрен ст. 159 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен без включения в них НДС.

Организацией ошибочно выписан счет-фактура на большую сумму, чем отгрузка. Какой порядок исправления ошибок в счете-фактуре?
В случае обнаружения ошибки в выставленном счете-фактуре как в экземпляр покупателя, так и в собственный экземпляр вносятся соответствующие исправления.
Пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. ≤ 914, определен порядок внесения исправлений в счет-фактуру. Иправления, внесенные в счет-фактуру, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Иной порядок внесения исправлений в счет-фактуру, в частности составление и выставление отрицательного счета-фактуры, перевыставление нового счета-фактуры взамен ранее выставленного, налоговым законодательством не предусмотрен. Данной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 29.12.2003 г. ≤ 24-11/72139).
Однако на практике встречаются случаи, когда внести исправления в оба экземпляра счета-фактуры не представляется возможным в связи с тем, что ошибка обнаруживается уже после передачи счета-фактуры покупателю. В этом случае возможно выставление покупателю счета-фактуры с правильными данными взамен ошибочного (с новыми номером, датой внесения исправлений и соответствующей отметкой о произведенной замене). При этом счет-фактура направляется покупателю с сопроводительным письмом, в котором указывается, что выставленный ранее счет-фактуру следует считать недействительным.
Порядок исправления записей в книгах покупок и продаж нормативно не установлен, и организация может самостоятельно его разработать и закрепить распорядительным документом.
В данном случае в книге продаж следует сделать сторнировочную запись на предыдущий счет-фактуру и зарегистрировать новый счет-фактуру с правильными данными датой обнаружения ошибки.
Не может использоваться в качестве метода внесения исправлений в счет-фактуру способ выставления счета-фактуры на исправляемую сумму (разницу между ошибочно указанной и фактической суммой) по следующим основаниям:
 - в соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должна быть указана стоимость товаров (работ, услуг) за все количество предоставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
 - в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура, выставленый продавцом на исправляемую сумму, считается выставленным с нарушением порядка, установленного п. 5 ст. 169 НК РФ, и не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Организация реализует крабовые палочки, крабовое мясо, крабовую вермишель и т.д. Правомерно ли применение 10-процентной ставки НДС?
В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ обложение НДС продовольственных товаров, поименованных в данном пункте, производится по налоговой ставке 10%.
В перечень товаров, облагаемых по ставке 10%, включены море- и рыбопродукты (код по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 92 6000), за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб, белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди, семги, спинки и теши нельмы х/к, кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов.
Изделия из фарша рыбного формованного (92 6650) и изделия из сурими: крабовые палочки, крабовая вермишель, крабовая соломка, крабовые мини-ролы, крабовый рулет (92 6600) относятся к группе "Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов)" (92 6000), поэтому указанная продукция облагается по налоговой ставке 10%.
Приведенная позиция косвенно подтверждается Письмами ГТК России. Согласно п. 2.4 Письма ГТК России от 04.06.2003 г. ≤ 01-06/22880 в отношении продовольственных товаров, приведенных в п. 1 ст. 164 части второй НК РФ, до утверждения Правительством РФ соответствующих перечней решение о применении ставки НДС в размере 10% принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании наименования этих товаров в соответствии с указанной статьей Налогового кодекса.
При этом в части применения кодов этих товаров в соответствии с ТН ВЭД России рекомендуется руководствоваться Письмом ГТК России от 13.06.2000 г. ≤ 01-06/15880 в части, не противоречащей подпункту 1 п. 2 указанной статьи.
Код ТН ВЭД 1604 20 050 0, присвоенный указанной продукции, поименован в перечне продовольственных товаров, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%.


Голосов: 6 Средний бал: 4.17
Оцените статью: