Saldo.ru

Публикации

03 декабря 2021, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
О.А. Синельникова, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Поэтажный план уменьшит ЕНВД

В розничной торговле бухгалтер рассчитывает сумму ЕНВД в зависимости от того, в каком помещении работает фирма. И хотя вариантов всего два, поводов для разногласий с налоговиками хватает. После Нового года цена этих разногласий резко возрастет.

Киоски и павильоны
На прошлой неделе в редакцию поступило письмо от имени руководителей нескольких фирм, но посвященное одной проблеме. Суть ее в следующем. Предприятия занимаются розничной торговлей. Какие-то товары они реализуют через павильоны, а какие-то - через киоски. Все торговые точки расположены на арендованных площадях. При этом одна часть площадей арендуется непосредственно в торговых залах магазинов, а другая - на территории объектов, не предназначенных для торговли: в производственных помещениях, поликлиниках, жилых домах и т.д.
Фирмы расходятся с инспекциями в оценке базовой доходности. Организации полагают, что местонахождение торговой точки не влияет на сумму налога. То есть с любых павильонов "вмененный" налог следует рассчитывать исходя из площади торгового зала, а с киосков - исходя из количества торговых мест. Налоговики же ставят базовую доходность в зависимость от того, где находится торговая точка. Они считают, что по любому объекту, расположенному в магазинах, налог надо платить исходя из всей арендуемой площади, неважно киоск это или павильон.
Кто же прав? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определить, какому виду предпринимательской деятельности соответствует та или иная форма розничной торговли. А для этого нужно четко представлять себе различия между двумя видами торговых объектов - павильонами и киосками.
По статье 346.27 Налогового кодекса павильоном называется строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Киоском признается строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца. И павильоны, и киоски считаются стационарными торговыми объектами.
По статье 346.29 Налогового кодекса базовую доходность нужно определять исходя из размера торговой площади только в отношении стационарных объектов имеющих торговые залы. В нашем случае - в отношении павильонов. Что касается стационарных объектов, которые не имеют торговых залов (киоски), базовая доходность рассчитывается исходя из количества торговых мест.
Казалось бы, если толковать положения кодекса буквально, то в рассматриваемой ситуации правы предприниматели. Однако не все так просто. Очень многое зависит от того, как составлен договор аренды.
Проблема возникает из-за нечеткого определения "площадь торгового зала", которое содержится в статье 346.27 Налогового кодекса. Забегая вперед, отметим, что 22 декабря этого года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который уточняет это понятие. Если поправки примут, то при расчете площади торгового зала не нужно будет учитывать "подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже".
Ожидаемые изменения должны положить конец спорам о размере торговых площадей. Но в лучшем случае поправки вступят в силу с 1 января. А в уходящем году торговой считается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых для торговли, в соответствии с инвентаризационными и правоустанавливающими документами. В рассматриваемой ситуации таким документом является арендный договор.

Все зависит от договора
Судя по письму, инспекторы исходят из того, что для арендатора вся арендуемая у магазина площадь является площадью торгового зала. Определенная логика в этом суждении есть. Ведь фирмы устанавливают свои торговые точки не в подсобках, а именно там, где сам магазин обслуживает посетителей. Если согласиться с таким подходом, то со всей площади, занятой павильоном или киоском, надо платить по 1200 руб. за квадратный метр.
Но, на наш взгляд, эта логика формальна. Позиция налоговиков во многом базируется на положениях методички по ЕНВД, которая была отменена приказом МНС от 1 марта 2004 г. ≤ БГ-3-22/165. На самом деле площадь торгового зала магазина вовсе не обязательно является площадью торгового зала павильона. Но чтобы избежать конфликтов с налоговиками, нужно четко составить договор с арендодателем. В нем должно быть точно прописано, подо что арендуется площадь, какие, помимо торгового зала, в нем предусмотрены помещения и сколько квадратных метров каждое из них занимает. Весомым аргументом в споре будет экспликация, или поэтажный план, где обозначены размеры этих помещений.

Пример
Фирма "Марион" арендует 100 квадратных метров площади торгового зала в супермаркете "Гулливер". В договоре аренды указано, что площади сдаются для размещения торгового павильона. В павильоне оборудуется торговый зал (70 кв. м), помещение для хранения и расфасовки товаров (20 кв. м), подсобное помещение (4 кв. м) и комната отдыха продавцов (6 кв. м). К договору приложена экспликация, на которой указаны размеры и схема расположения всех помещений павильона.
При таком оформлении договора ЕНВД надо рассчитывать только с площади в 70 кв. м. В 2004 году базовая доходность павильона составляет 84 000 руб. (1200 руб. х 70 кв. м). В 2005 году этот показатель составит 126 000 руб. (1800 руб. х 70 кв. м).

Правомерность исчисления ЕНВД с площади торговых залов, указанных в договорах аренды, подтверждается устойчивой арбитражной практикой (например, постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 26 марта 2004 г. ≤ А39-3609/2003-227/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2004 г. ≤ А19-2985/04-44-Ф02-3413/04-С1, ФАС Северо-Западного округа от 4 ноября 2004 г. ≤ А26-4157/04-25 и другими).

Если же арендный договор не позволяет определить площадь торгового зала, инспекции выигрывают споры. Судьи считают, что при небрежном оформлении договоров налог надо рассчитывать со всей арендуемой площади (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2003 г. ≤ Ф04/6074-2081/А27-2003, ФАС Волго-Вятского округа от 15 марта 2004 г. ≤ А28-9243/2003-420/21, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. ≤ А19-15873/03-30-Ф02-718/04-С1 и другие).
Когда на арендованной площади располагаются киоски и их характеристики точно указаны в договоре, платить ЕНВД следует с торгового места. В 2004 году базовая доходность по этому виду стационарных объектов составляет 6000 рублей, в 2005 году - 9000 рублей в месяц.
В зависимости от содержания договора определяется налоговая база и по тем объектам, которые оборудованы в помещениях, специально не приспособленных для торговли. В большинстве случаев торговые точки, по своим параметрам соответствующие характеристикам павильона, обретают статус магазина. Ведь как правило в них обустраиваются не только рабочие места продавцов, но и залы для обслуживания покупателей, демонстрационные стенды и витрины, примерочные, складские, административно-бытовые и подсобные помещения. По таким павильонам налог тоже надо рассчитывать исходя из площади торговых залов. Разумеется, договор должен быть составлен так, чтобы размер этой площади не вызывал сомнений.
Если же в арендуемом помещении монтируются автономные киоски, то налоговой базой будет количество торговых мест, умноженное на шесть или на девять тысяч рублей. Такие разъяснения неоднократно давал Минфин (письма от 1 сентября 2004 г. ≤ 03-06-05-05/03, от 6 сентября 2004 г. ≤ 03-06-05-04/13, от 15 октября 2004 г. ≤ 03-06-05-05/11).


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: