Saldo.ru

Публикации

03 декабря 2021, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Гейц И.В.
Материал предоставлен журналом "Бухучет и налоги в торговле и общественном питании"

Документы, обеспечивающие вычет НДС

В соответствии с положениями статьи 172 главы 21 НК РФ предусмотренные действующим законодательством вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся при наличии у предприятий торговли и общественного питания следующих документов:
выставленных продавцами в пользу предприятий счетов-фактур за реализуемые товары (работы, услуги);
документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога;
первичных документов, подтверждающих принятие соответствующих товаров (работ, услуг) на учет.

Приведенные условия для вычета сумм налога действуют вне зависимости от принятой организацией в целях налогообложения учетной политики, и в частности, вне зависимости от выбранного метода исчисления налоговой базы (по отгрузке или по оплате).
При этом сами вычеты могут производиться только в той части товаров (работ, услуг), которые использованы организациями в рамках хозяйственных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Если организация приобрела товары и использовала их для нужд, не связанных с операциями, облагаемыми налогом на добавленную стоимость, она вынуждена отнести суммы "входного" НДС на издержки обращения или за счет средств чистой прибыли.
Таким образом, в общем случае для осуществления вычета сумм НДС выступающие в роли покупателя (заказчика) торговая организация или предприятие общественного питания должны располагать счетами-фактурами, расчетными документами об оплате товаров (работ, услуг), а также первичными документами, подтверждающими принятие на учет указанных товаров (работ, услуг). Сами приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться организациями для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Также необходимо учитывать, что если выставленные поставщиками (подрядчиками) и (или) оформляемые самой организацией документы будут заполнены с нарушением установленных правил, можно утратить право на зачет сумм "входного" НДС. Поэтому сама организация . покупатель по крайней мере должна знать порядок оформления документов, обеспечивающих вычет налога, а также требовать соблюдения указанного порядка от поставщиков и иных контрагентов.
При этом в отдельных случаях, даже если все документы и будут оформлены правильно, вычет сумм налога произведен быть не может.
Согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ на увеличение стоимости приобретаемых предприятиями торговли и общественного питания товаров (работ, услуг) относятся следующие суммы налога на добавленную стоимость:
1) с приобретаемых (ввозимых) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) с приобретаемых (ввозимых) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) с приобретаемых (ввозимых) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) с приобретаемых (ввозимых) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.

Если в указанных выше случаях суммы налога на добавленную стоимость все же будут выделены и отнесены на счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и приняты после этого к зачету, то в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ они подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
При этом в бухгалтерском учете предприятий торговли и общественного питания должны быть оформлены следующие записи:
дебет счета 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" . восстановлены суммы налога, принятые к зачету при расчетах по НДС;
дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 51 "Расчетные счета" . восстановленные суммы налога перечислены по принадлежности в соответствующие бюджеты;
дебет счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 10 "Материалы" кредит счета 19 . восстановленные суммы налога отнесены на увеличение стоимости приобретенных активов, к которым они относятся;
дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 19 . восстановленные суммы налога отнесены на расходы организации.

Если в установленном порядке предприятие торговли или общественного питания переведено на упрощенную систему налогообложения, оно освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ), а потому НДС со стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) выделяться к зачету не должен.
Как указано в письме Минфина России от 6 февраля 2004 г. ≤ 04-03-11/15 при переходе организации на упрощенную систему налогообложения ей необходимо восстановить и уплатить в бюджет суммы налога по товарам (работам, услугам), которые были приобретены до перехода на указанную систему налогообложения, но продолжают использоваться в производственной деятельности, переведенной на указанный режим налогообложения.
При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, должно производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета. Восстановление указанных сумм налога необходимо осуществлять в последнем налоговом периоде перед переходом организации на упрощенную систему налогообложения.

Пример 1.
Предприятие торговли в установленном порядке с 1 января 2004 г. перешло на упрощенную систему налогообложения.
По учету организации на указанную дату числятся приобретенные до этого товары, расходы на приобретение которых составили 55200 руб. С указанных товаров предприятие произвело налоговые вычеты НДС в сумме 10670 руб.
Кроме этого, по учету организации числится транспортное, холодильное и иное используемое в хозяйственной деятельности оборудование. Первоначальная стоимость оборудования на указанную дату составила 346000 руб., а его остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета . 132000 руб. Суммы принятого к зачету НДС со стоимости указанного оборудования составили 69200 руб.

При переходе организации на упрощенную систему налогообложения в соответствии с законом должны быть в полном размере восстановлены суммы НДС со стоимости нереализованных товаров, а также часть сумм НДС со стоимости используемых объектов основных средств, определяемая исходя из соотношения остаточной и первоначальной стоимости указанных объектов.
Всего к восстановлению подлежит сумма налога 37070 руб. (10670 руб. + 69200 руб. х (132000 руб. / 346000 руб.).
В учете предприятия оформляются следующие записи:
дебет счета 19 кредит счета 68, субсчет "Расчеты по НДС" . 37070 руб. . восстановленные суммы налога на добавленную стоимость;
дебет счета 01 кредит счета 19 . 26400 руб. (69200 руб. х (132000 руб. / 346000 руб.)) . восстановленные в части используемых объектов основных средств суммы НДС на увеличение их балансовой стоимости;
дебет счета 41 кредит счета 19 . 10670 руб. . восстановленные в части нереализованных товаров суммы НДС отнесены на увеличение их учетной стоимости.

При переходе с 1 января 2004 г. на упрощенную систему налогообложения восстановление ранее принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость производится по ставкам налога, действовавшим до 1 января 2004 г., то есть в размере 20 (10) процентов. На это также указано в письме Минфина России от 6 февраля 2004 г. ≤ 04-03-11/15.
Не принимаемые к вычету в соответствии с нормами действующего законодательства указанные выше суммы налога относятся на увеличение стоимости приобретенных товаров и (или) иных активов, или же на издержки обращения (в части работ и услуг). В обоих случаях соответствующие расходы в общем порядке принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль (в том числе через начисление амортизации по приобретенным объектам основных средств или нематериальным активам).
Если предприятие торговли или общественного питания осуществляет как облагаемые, так и необлагаемые налогом на добавленную стоимость виды деятельности, оно вправе производить зачет сумм налога только в части товаров (работ, услуг), основных средств и нематериальных активов, используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
В этом случае зачет может быть произведен при условии, что можно с достаточной степенью утверждать о том, что соответствующие объекты, работы и услуги относились именно к операциям, облагаемым налогом.
Если с достаточной степенью уверенности такого утверждать нельзя, то суммы налога могут быть приняты к вычету в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом.
Указанная пропорция согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Для реализации положений о зачете сумм НДС при одновременном осуществлении операций, облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость, организация обязана вести раздельный учет имущества и (или) выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг).
Правила о таком раздельном учете закрепляются в учетной политике организации, используемой для целей налогообложения. В частности, данным документом может быть предусмотрено открытие соответствующих дополнительных субсчетов к счетам учета.
Если раздельный учет имущества организован не будет, все суммы "входного" НДС, включая имущество, используемое в рамках хозяйственных операций, облагаемых налогом, к вычету приняты быть не могут, а также не могут быть отнесены на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. Таковы требования пункта 4 статьи 170 НК РФ.
Если в каком-либо из налоговых периодов доля совокупных расходов организаций торговли и общественного питания на производство товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению налогом, составят 5 процентов и менее общей величины совокупных расходов на производство, то организация вправе принять к зачету все суммы налога, включая приходящиеся на долю операций, не подлежащих обложению налогом.
В случае, если какое-либо имущество было приобретено (то есть первоначально предназначалось) для осуществления операций, облагаемых НДС, а впоследствии использовалось в части операций, не облагаемых налогом, суммы принятого к зачету налога должны быть восстановлены. Это положение подтверждено в письме МНС России от 22 июля 2003 г. ≤ ВГ-6-03/807.
Восстановлению подлежат также суммы налога, принятые к зачету в части похищенных товаров (см. письмо Минфина России от 30 сентября 2003 г. ≤ 04-03-11/77).
В особом порядке применяются вычеты сумм налога в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Вычет производится на основании отдельно представляемой налоговой декларации с приложением к ней документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ (предусмотрено пунктом 3 статьи 172 НК РФ).

Счета-фактуры
Наличие оформленного с соблюдением положений действующего законодательства счета-фактуры является главным условием для осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость.
При этом обязанность поставщика, подрядчика и иных контрагентов выдать организации-покупателю счет-фактуру закреплена в пункте 3 статьи 168 НК РФ.
Счет-фактура должен быть выставлен в течение пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Некоторые оговорки из указанных правил содержатся в письме МНС России от 21 мая 2001 г. ≤ ВГ-6-03/404. Если предприятием торговли или общественного питания заключены договора и соглашения, предусматривающие непрерывные долгосрочные поставки (в частности, непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, газа; оказание услуг электросвязи, банковских услуг; ежедневная многократная реализация в адрес одного покупателя хлеба и хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания и т.д.), допускается составление счетов-фактур в соответствии с условиями договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров (услуг), актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов-фактур покупателям одновременно с платежно-расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
При получении от поставщика соответствующего счета-фактуры предприятие торговли или общественного питания должно организовать его проверку не только на соответствие условиям заключенных договоров (соглашений), но и на предмет его правильного оформления, и особенно в части наличия всех обязательных реквизитов.
Необходимость такой проверки обусловлена положениями пункта 2 статьи 169 НК РФ, . составленные и выставленные с нарушением установленного порядка счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету при расчетах с бюджетом.
Согласно пункту 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны следующие обязательные реквизиты:
- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
- наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
- стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
- сумма акциза по подакцизным товарам;
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
- страна происхождения товара (в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация);
- номер грузовой таможенной декларации (в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация).

Подписан счет-фактура должен быть руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Если счет-фактура выставляется индивидуальным предпринимателем, согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ она должна быть подписана данным предпринимателем с указанием реквизитов его свидетельства о государственной регистрации.
Наличие печати организации-поставщика в счет-фактуре не обязательно. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июля 2002 г. ≤ 575 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. ≤ 914" указанный реквизит из перечня обязательных изъят (несмотря на то, что в типовой форме остался реквизит "М.П.").
Как отмечено в письме МНС России от 22 июля 2003 г. ≤ ВГ-6-03/807 со ссылкой на письмо данного ведомства от 20 ноября 2002 г. ≤ 03-1-09/2941/14-АП493, согласно принятым изменениям покупатель не вправе требовать наличие на счете-фактуре печати организации, а налоговые органы не праве отказывать в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным после 1 января 2002 г., не заверенным печатью организации.
Полученные счета-фактуры должны быть зарегистрированы предприятиями торговли и общественного питания в книге покупок, форма и порядок ведения которой приведены в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. ≤ 914, в редакции последующих изменений и дополнений).
При этом регистрация счетов-фактур должна осуществляться в хронологическом порядке по мере их оплаты и принятия на учет товаров (работ, услуг), то есть наступления условий для производства вычетов по налогу.
Если счет-фактура оплачивается частично, он регистрируется в книге покупок раздельно на каждую сумму, перечисленную продавцу, с указанием реквизитов счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам) и пометкой у каждой суммы "частичная оплата".
При приобретении основных средств и (или) нематериальных активов регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия на учет указанных объектов.
Не регистрируются в книге покупок следующие счета-фактуры:
полученные при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы;
полученные комиссионером (агентом) от комитента (принципала) по переданным для реализации товарам либо от продавца товаров, выписанные на имя комиссионера (агента).

Отдельное внимание предприятия торговли и общественного питания должны обратить на то обстоятельство, что наличие счета фактуры обязательно также и в том случае, если товары (работы, услуги) оплачиваются ими за наличные средства, что подтверждено в пункте 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ.
В связи с изменением с 1 января 2004 г. общеустановленной ставки налогообложения с 20 до 18 процентов возникает вопрос: в каком порядке следует осуществлять вычет сумм налога, если счет-фактура были выставлены до 1 января 2004 г., а оплачивались они после указанной даты? Как разъяснено в письме Минфина России от 12 февраля 2004 г. ≤ 04-03-11/19 вычет сумм налога должен производиться в сумме, приведенной в счете-фактуре. При этом и сам счет-фактура должен оплачиваться с учетом налога в 20 процентов.

Расчетные документы
Другим важным условием для осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость со стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) является наличие у предприятий торговли и общественного питания документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога, включенных в стоимость соответствующих товаров (работ, услуг).
Именно с указанной целью во всех оформляемых расчетных документах (включая платежные поручения, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива) в соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ, соответствующая сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.
Отсутствие выделенных сумм налога в расчетных документах, которыми подтверждается оплата товаров (работ, услуг) может привести к проблемам с зачетом сумм налога, а потому предприятиям необходимо избегать таких ситуаций.
Если же НДС был оплачен, но соответствующая сумма не была выделена в соответствующем расчетном документе, свое право на получение вычета, как показывает судебная практика, предприятие вправе отстоять, в том числе и в судебных органах (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2003 г. ≤ А33-1446/03-С3-Ф02-3158/03-С1).
Для подтверждения своего права на вычет предприятие вправе подтвердить фактическую оплату сумм НДС путем представления иных документов (в том числе счетов-фактур, накладных и т.п.), которые бы указывали на то, что соответствующим расчетным документом была оплачена как стоимость товара (работы, услуги) без НДС, так и сумма налога (см., в частности, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2003 г. ≤ КА-А40/3194-03).
Если отдельные товары (работы, услуги) освобождаются от НДС, то в расчетных документах на их оплату, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается запись или проставляется штамп "Без налога (НДС)".
В случае, если торговое предприятие или предприятие общественного питания приобретает товары (работы, услуги) за наличный расчет, к необходимым для вычета НДС расчетным документам в обязательном порядке относится кассовый чек. В случае отсутствия кассового чека у организации-покупателя не имеется достаточных оснований для зачета сумм НДС, даже несмотря на наличие счета-фактуры и квитанции к приходному кассовому ордеру (подтверждено письмом Минфина России от 4 декабря 2003 г. ≤ 04-03-11/99 "О порядке вычета налога на добавленную стоимость").
При этом следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", отдельные организации и индивидуальные предприниматели в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но только в случае оказания услуг населению и при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Если оказывающая услуги организация выдает в счет их оплаты именно такие бланки строгой отчетности, для зачета сумм НДС они также должны быть выделены отдельной строкой в выдаваемом взамен чека документе.
Согласно разъясняющих писем Минфина России от 14 июля 2003 г. ≤ 16-00-12/24, от 5 августа 2003 г. ≤ 16-00-12/29, от 29 декабря 2003 г. ≤ 16-00-24/56, до утверждения новых форм документов строгой отчетности (квитанций и др.) действуют ранее утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы.
При этом следует учитывать, что наличие только лишь кассового чека или иного расчетного документа для зачета сумм налога явно недостаточно. Как отмечено в пункте 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ в целях подтверждения права на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретенным за наличный расчет, организации кроме кассового чека или иного документа установленной формы, подтверждающих фактическую уплату суммы налога, должна иметь оформленный в установленном порядке счет-фактуру на эти товары (работы, услуги).

Первичные документы
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость со стоимости приобретенных предприятиями торговли или общественного питания товаров (работ, услуг) могут подлежать вычету только после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных учетных документов.
Принятие же на учет товаров определяется согласно оформленным в установленном порядке первичным учетным документам.
При этом необходимо учитывать, что согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.

Формы указанных документов в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете должны быть утверждены учетной политикой организации.
Также следует учитывать, что в части приобретаемых объектов основных средств и нематериальных активов, затраты по которым первоначально отражаются на счете 08, вычет сумм налога производится только после отражения их стоимости по счету 01 "Основные средства" или счету 04 "Нематериальные активы" соответственно (см., в частности, письмо Управления МНС по г. Москве от 20 декабря 2002 г. ≤ 24-11/62592).
В части торгового оборудования, ввезенному из-за рубежа и подлежащему монтажу, вычет сумм НДС может осуществляться при его постановке на учет и отражению по счету 07 "Оборудование к установке", то есть до его фактической установки и принятия в эксплуатацию. В таких случаях вычет сумм налога осуществляется на основании пункта 1 статьи 172 НК РФ (см. материалы постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. ≤ 10865/03).
Если же торговое и (или) иное оборудование приобретается на территории Российской Федерации и предназначено для установки (монтажа), вычет сумм НДС по нему должен производится с учетом положений пункта 5 статьи 172 НК РФ, а именно по мере постановки на учет соответствующего объекта завершенного капитального строительства (основных средств), то есть отражения по счету 01, и началом начисления по данному объекта амортизации.

Особенности проведения вычета НДС в отдельных случаях
В отдельных случаях применяются специальные правила зачета сумм налога на добавленную стоимость.
К одному из них отнесены суммы налога, относящиеся к расходам на служебные командировки.
Согласно пункту 7 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на служебные командировки, включая расходы по проезду к месту командировки и обратно, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы на наем жилого помещения.
Как отмечено в письме МНС России от 4 декабря 2003 г. ≤ 03-1-08/3527/13-АТ 995 "О налоговых вычетах по НДС при командировках", основанием для вычета сумм налога, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункты отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации), является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете) отдельной строкой.
Если в указанных документах сумма налога не будет выделена, вся сумма расходов может быть принята в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, что подтверждено в письме МНС России от 4 декабря 2003 г. ≤ 03-1-08/3527/13-АТ 995, а также в письме Минфина России от 4 декабря 2003 г. ≤ 04-03-11/100 "Об учете налога на добавленную стоимость".
При оплате за наличный расчет направленными в служебную командировку лицами услуг гостиниц (относящихся к расходам на наем жилого помещения) в период служебной командировки, основанием для вычета является соответствующий бланк строгой отчетности с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога (см. пункт 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ). При отсутствии указанного бланка вычет осуществляется на основании счет-фактуры и документов, подтверждающих фактическую уплату налога (в том числе кассовых чеков с выделенной в них отдельной строкой суммой налога).
Выделение сумм НДС в соответствующих бланках строгой отчетности является обязательным. В противном случае вычет сумм НДС не производится, а вся сумма расходов относится на издержки обращения, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Для зачета сумм НДС с расходов на пользование постельными принадлежностями необходимо, чтобы соответствующая сумма налога была выделена в проездном документе или же в бланке строгой отчетности, который был выдан при приеме платежей.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в составе расходов на наем жилого помещения во время командировки и выделенные отдельной строкой в счете гостиницы, могут быть приняты к вычету в случае, если данный документ является бланком строгой отчетности, а также при наличии документа, подтверждающего оплату данных расходов (кассового чека) (см., в частности, письмо Минфина России от 25 марта 2004 г. ≤ 16-00-24/9). К указанному бланку строгой отчетности относится "Счет за проживание в гостинице" (форма ≤ 3-Г, утвержденная приказом Минфина России от 13 декабря 1993 г. ≤ 121).


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: