Saldo.ru

Публикации

22 октября 2021, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Парфенова Г.Ч.Парфенова Г.Ч.
Материал предоставлен журналом"Бухгалтерский учет и налоги"

Налог на прибыль с доходов от сдачи в аренду объектов федеральной собственности (на примере музея)

При проведении многочисленных как выездных, так и камеральных налоговых проверок некоммерческих бюджетных организаций (в частности, музеев) выяснилось, что до сих пор для многих главных бухгалтеров не ясен вопрос - подлежат ли налогообложению у бюджетной организации(например, музея) доходы, полученные от сдачи в аренду объектов (недвижимого имущества) федеральной собственности, принадлежащих организации (музею) на праве оперативного управления?. Если подлежат, то каким образом, начиная с 2000 года, а также в 2001 году и по 2003 год включительно (2001-2003 годы - период возможной налоговойпроверки, ожидаемой в 2004 году)?
Ответ на поставленные вопросы содержится в данной статье, которая рассматривает проблемные ситуации на примере одного из государственных музеев.
Так, например, оспариваемая позиция бухгалтерской и юридической служб Музея N в части правильности определения указанной организацией текущей налоговой базы приисчислении налога на прибыль за 2001-2003 годы сводится к следующему:

  • Если согласно сметам доходов и расходов за 2000-2003 годы доходы Музея от аренды федерального имущества в полном объеме учитываются как дополнительное бюджетное финансирование и направляются исключительно на решение уставных задач, то эти доходы не являются доходами от коммерческой деятельности.
  • Музей не имел права в 2000-2003 годах учитывать доходы от аренды в составе внереализационных доходов в силу законодательных установлений и обязательных к исполнению требований Минфина России об учете поступающих от аренды средств как дополнительного бюджетного финансирования. По мнению Музея, доходы от сдачи в аренду госимущества становятся бюджетными доходами Музея лишь после их выделения по дополнительной смете доходов и расходов, утверждаемой главным распорядителем.

  • Положения Федерального закона от 29.05.02 ≤ 57-ФЗ в части налога на прибыль, касающиеся поправок в ст.42 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) устанавливающих порядок уплаты арендной платы и иных неналоговых доходов, вводятся не ранее, чем с 1 января 2003 года.

  • Резюме налогоплательщика:
    Музей неосуществляет сдачу имущества в аренду в качестве коммерческой деятельности и неполучает доходы от аренды, так как данные суммы зачисляются в бюджет в полномобъеме и перечисляются Музею из бюджета лишь в качестве дополнительногобюджетного финансирования.
    В связи с этимМузей не имел права в 2000-2003 годах учитывать доходы от аренды в составевнереализационных доходов в силу законодательных установлений и обязательных кисполнению требований Минфина России об учете поступающих от аренды средств какдополнительного бюджетного финансирования.

    Кроме того, в2000-2003 годах подлежат освобождению от налогообложения доходы, поступающие отсдачи в аренду недвижимого имущества (не являющейся в данном случаепредпринимательской деятельностью), как расходуемые на уставные цели Музея(основание: статья 47 Основ законодательства о культуре (далее - Основы) (утв.ВС РФ 09.10.92 ≤ 3612-1).
    Вывод налогоплательщика (Музея N) - если средства от арендной платы и иные доходырасходуются на основные (уставные) цели, то согласно статье 47 Основзаконодательства о культуре все полученные Музеем средства не подлежатобложению налогом на прибыль в периоде c 01.01.2000 по 31.12.03.

    Как должно быть
    Согласно статье 3Федерального закона от 26.05.96 ≤ 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерациии музеях в Российской Федерации" музей - некоммерческое учреждение культуры,созданное собственником для хранения, изучения и публичного представлениямузейных предметов и музейных коллекций.
    Хранение - одиниз основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных июридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предметаи музейной коллекции.
    Публикация - однаиз основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представленияобществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа,воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.
    Музейные предметыи музейные коллекции, определенные статьей 3 Федерального закона от 26.05.96 ≤54-ФЗ, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации согласно статье8 вышеназванного Закона, вывозу из Российской Федерации не подлежат (статья 11Закона "О Музейном фонде Российской Федерации.").
    Временный вывозданных предметов регулируется Законом РФ от 15.04.93 ≤ 4804-1 "О вывозе и ввозекультурных ценностей".
    Согласно статье27 этого Закона РФ ≤ 4804-1 временный вывоз культурных ценностей осуществляетсяв том числе музеями: для организации выставок; для осуществления реставрационныхработ и научных исследований.
    Необходимымидокументами, подтверждающими операции временного вывоза (в том числе дляпроведения выставок, осуществления реставрационных работ и научныхисследований.) музейных ценностей, являются свидетельство на право временноговывоза культурных ценностей и ходатайство о временном вывозе культурныхценностей (статьи 29 и 30 Закона РФ ≤ 4804-1).
    В соответствии сПоложением "О государственном музее N", утвержденным постановлениемПравительства РФ (далее - Положение) (имеющим силу наравне с уставнымидокументами), Государственный музей N является государственным музеем,научно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением.
    Указом ПрезидентаРФ от 18.12.91 ≤ 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России"Музей N отнесен к особо ценным объектам культурного наследия и являетсядостоянием народов Российской Федерации.
    СогласноПоложению основными задачами музея являются хранение и собирание художественныхценностей отечественной (российской) культуры и искусства,научно-исследовательская и просветительская деятельность в области культуры иискусства.
    Согласно пункту 7Положения в соответствии с основными задачами Музей:

  • осуществляет в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в его музейных, архивных и библиотечных фондах, с использованием научно обоснованных методов обеспечения сохранности культурных ценностей;
  • проводит научное изучение и систематизацию предметов, находящихся в его музейных, архивных и библиотечных фондах;
  • осуществляет научные исследования, в том числе организует археологические экспедиции;
  • осуществляет научное комплектование своих музейных, архивных и библиотечных фондов путем приобретения в установленном порядке предметов истории, культуры и искусства, получения добровольных вкладов и пожертвований от юридических и физических лиц, а также в порядке наследования;
  • осуществляет показ экспонатов из своего собрания в постоянных экспозициях, на выставках в Российской Федерации и за рубежом, а также в установленном порядке обмен выставками и отдельными экспонатами с российскими и зарубежными музеями, обеспечивает экскурсионное, лекционное и консультативное обслуживание посетителей музея, другую просветительскую и культурно-массовую деятельность;
  • проводит в установленном порядке экспертизу культурных ценностей для музеев, юридических и физических лиц, оказывает консультативную помощь коллекционерам;
  • осуществляет повышение квалификации, стажировку и обмен специалистами, оказывает по своему профилю научно-методическую помощь музеям РФ и зарубежных стран;
  • осуществляет в установленном порядке издательскую и рекламно-информационную деятельность и пр.


  • 2000-2001 годы - льготы
    Как указано выше,согласно пункту 6 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 ≤ 2116-1 "О налоге на прибыльпредприятий и организаций" прибыль отдельных государственных и муниципальныхорганизаций культуры (в частности - музеев), полученная от их основнойдеятельности, освобождена от налогообложения.
    Видыдеятельности, относимые к основной деятельности организаций, указанных в пункте6 статьи 6 вышеназванного Закона, определены Общероссийским классификаторомвидов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93, утв.постановлением Госстандарта России от 06.08.93 ≤ 17) (основание: пункт 27письма МНС России от 15.02.01 ≤ ВГ-6-02/139 "О разъяснении отдельных вопросовпо применению налогового законодательства о налогообложении").
    Согласно ОК 004-93 (в редакции изменений) 9.232.000 - классификационный шифр услуг Музеев, расшифровка услуг Музеев как основного вида их деятельности дана под шифрами с 9232100 по 9232160:
    9232100Посещение музеев;
    9232110Демонстрация музейных коллекций на выезд;
    9232120Показ экспозиций музеев;
    9232130Показ экспозиций выставок;
    9232140Создание музейных каталогов и обслуживание ими посетителей музеев;
    9232150Изготовление копий (с возможным увеличением);
    9232151Изготовление копий (с возможным увеличением) с музейных экспонатов;
    9232152Изготовление копий с документов из фондов музеев;
    9232160Выполнение исследований.

    Из Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (ф. ≤ 4) следует, что в проверяемом периоде (в 2001 году) в Музей N поступили денежные средства в сумме 100 000 000 руб., в том числе от сдачи в аренду помещений - 25 000 тыс. руб., оказания платных услуг (от продажи билетов и книгопечатной продукции - каталогов) - 30 000 тыс. руб., продажи валюты - 5000 тыс. руб., проведения выставок - 10 000 тыс. руб., спонсорской помощи - 25 000 тыс. руб., из Российского гуманитарного научного фонда на проведение научных работ - 2500 тыс. руб., прочее (банковский процент, аренда грузовика - 2500 тыс. руб.).
    В основном доходы(за исключением 32 500 тыс. руб. - арендной платы, банковского процента идоходов от продажи валюты) получены от основной деятельности Музея, прибыль откоторой льготировалась Музеем в 2000 и 2001 годах.
    Следовательно, в2000-2001 годах прибыль, полученная музеем от предпринимательской деятельности,являющейся его основной деятельностью (виды которой перечислены под шифрами с9232100 по 9232160 ОК 004-93), правомерно освобождена от обложения налогом наприбыль.
    Согласно пункту11 Положения источниками финансирования деятельности музея являются:
  • ассигнования из федерального бюджета;
  • доходы от продажи билетов на посещение музея, оказания платных услуг, выставочной, издательской, рекламной и иной творческо-производственной деятельности, от использования собственного обозначения (официального наименования), изображений и репродукций культурных ценностей, хранящихся в музее;
  • амортизационные отчисления:
  • кредиты банков;
  • добровольные взносы и дары юридических и физических лиц;
  • иные поступления в соответствии с законодательством РФ.


  • 2000-2001 годы - доходы от аренды объектов федеральной собственности
    Из Справки,представленной Музеем N, следует, что им получена от арендаторов арендная платаза сдачу помещений в здании - объекте федеральной собственности:
    в 2000 году - 22 000 000 руб. (без НДС);
    в 2001 году - 25 000 000 руб. (без НДС);
    в 2002 году - 26 000 000 руб. (без НДС);
    в 2003 году - 27 000 000 руб. (без НДС).
    Оплата аренднойплаты и возмещение коммунальных услуг арендаторами производится, как правило, всоответствии с заключенными в рамках требований Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) договорами аренды и договорами на предоставление коммунальных иэксплуатационных услуг на основании выставляемых Музеем счетов.
    В целяхвыполнения своих основных задач музей может сдавать в аренду, передавать вовременное пользование находящееся в его оперативном управлении недвижимоеимущество по согласованию с Государственным комитетом РФ по управлениюгосударственным имуществом и Министерством культуры РФ (пункт 6 Положения).
    Согласно пункту 1статьи 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственникомдля осуществления управленческих, социально-культурных или иных функцийнекоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
    Особенностиправового положения отдельных видов государственных и иных учрежденийопределяются законом и иными правовыми актами (пункт 3 статьи 120 ГК РФ).
    Права учрежденияна закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 ГКРФ.
    Статьей 296 ГК РФустановлены права собственника в отношении имущества, находящегося воперативном управлении.
    Согласно пункту 1статьи 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имуществаосуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своейдеятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения,пользования и распоряжения им.
    Учреждение невправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществоми имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (пункт 1статьи 298 ГК РФ).
    Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено правоосуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такойдеятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают всамостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
    Если учреждение с согласия собственника сдает в аренду имущество, находящееся у него в оперативном управлении, то оно должно получать арендную плату.
    Договор аренды регулируется главой 34 ГК РФ.
    В соответствии состатьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
    Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
    Учитывая, чтопередача в аренду федерального недвижимого имущества юридическим лицам наосновании заключаемых с ними договоров отнесена действующими нормативнымиправовыми актами к компетенции Мингосимущества России, которое вправе поручатьосуществление его полномочий своим территориальным агентствам, договоры арендыуказанного имущества должны заключаться Мингосимуществом России или еготерриториальными органами, действующими от имени собственника, либосогласовываться с ними.
    На территории г.Москвы полномочия Мингосимущества России осуществляет Территориальноеуправление Мингосимущества России "Агентство федерального имущества по городуМоскве". Сдача арендуемого федерального имущества в субаренду (поднаем)допускается только с письменного согласия органов Мингосимущества России.
    В соответствии сГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственнойрегистрации, если иное не установлено законом.
    Договор арендыздания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежитгосударственной регистрации и считается заключенным с момента такойрегистрации. При этом договор аренды федерального недвижимого имущества,расположенного на территории г. Москвы, подлежит государственной регистрации вМосковском городском комитете по государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним. Порядок определения величины арендной платы запользование находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями,сооружениями и отдельными помещениями утверждается соответствующимираспоряжениями Мингосимущества России.
    РаспоряжениемМингосимущества России от 14.05.99 ≤ 671-р "О порядке расчета арендной платы запользование федеральным недвижимым имуществом" установлено, что подлежащаяоплате сумма в рублях определяется по курсу условной денежной единицы,соответствующему курсу доллара США, установленному Банком России на последнеечисло месяца, предшествующего оплачиваемому.
    Статьей 161Бюджетного кодекса РФ дано определение организации, которая признаетсябюджетным учреждением.
    Согласно пунктам1 и 2 указанной статьи бюджетным учреждением признана организация, созданнаяорганами государственной власти Российской Федерации, органами субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления для осуществленияуправленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функцийнекоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующегобюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметыдоходов и расходов, и организации, наделенные государственным или муниципальнымимуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федеральногоказенного предприятия.
    В соответствии спунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением в сметедоходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета,так и от осуществления предпринимательской деятельности.
    В связи с этиморганизации, являющиеся по своей организационно-правовой форме государственнымиучреждениями, а также организации, наделенные государственным или муниципальнымимуществом на праве оперативного управления, не имеющие сметы доходов ирасходов, не являются бюджетными учреждениями. Исчисление и уплата в бюджетналога на прибыль этими организациями производится в порядке, определенномЗаконом Российской Федерации от 27.12.91 ≤ 2116-1 "О налоге на прибыльпредприятий и организаций" и Инструкцией МНС России от 15.06.2000 ≤ 62 "О порядкеисчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
    Бюджетныеучреждения (организации), частично или полностью финансируемые за счет средствбюджетов на основе сметы доходов и расходов, осуществляющие ведениебухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 30.12.99 ≤107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетныхучреждениях", исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль производят впорядке, определенном указанным выше Законом и Инструкцией ГосналогслужбыРоссии от 20.08.98 ≤ 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога наприбыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности вналоговые органы".
    Пунктом 4 статьи41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что доходыбюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности,приносящей доход, в полном объеме учитывать в смете доходов и расходовбюджетного учреждения и отражать в доходах соответствующего бюджета какненалоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственнойили муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Этиположения указывают на принадлежность доходов бюджетных учреждений ксоответствующим статьям и группам доходов бюджетов Российской Федерации и неосвобождают бюджетные организации от уплаты налогов с доходов, полученных отпредпринимательской деятельности.
    Федеральнымзаконом от 31.07.98 ≤ 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налоговогокодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие частивторой Кодекса налогообложение доходов юридических лиц производится всоответствии с законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретныхналогов.
    Таким образом,при налогообложении сумм превышения доходов над расходами (прибыли), полученныхбюджетными организациями от предпринимательской деятельности, следуетруководствоваться нормами Закона Российской Федерации от 27.12.91 ≤ 2116-1 "Оналоге на прибыль предприятий и организаций".
    При этом приисчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами)бюджетных организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основныхфондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению(пункт 16 Инструкции ≤ 48). (Основание: письмо МНС России от 18.12.01 ≤ВГ-6-02/940@ "О налогообложении бюджетных организаций и учреждений").
    Согласно письмуМНС РФ от 31.05.00 ≤ 02-3-09/02 доходы от сдачи в аренду находящегося вфедеральной собственности имущества государственных учреждений культуры иискусства (в том числе музеев), финансируемых за счет средств федеральногобюджета, на основании смет доходов и расходов, в соответствии со статьей 26Федерального закона от 31.12.99 ≤ 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" в2000 году в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета иполностью отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений иорганизаций. При этом поступающие доходы используются указанными организациямив том числе в качестве дополнительного источника бюджетного финансированиясодержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленныхстатьей 36 Федерального закона ≤ 227-ФЗ, и проводятся через лицевые счетауказанных организаций в территориальных органах федерального казначействаМинфина России.
    Такой же порядокзачисления в бюджет доходов от арендной платы находящегося в федеральнойсобственности имущества государственных учреждений культуры и искусства (в томчисле музеев) и в 2001 году по Федеральному закону "О федеральном бюджете на2001год".

    2000-2001 годы - расходы
    Согласно пункту2.12 Инструкции МНС России от 15.06.2000 ≤ 62 "О порядке исчисления и уплаты вбюджет налога на прибыль предприятий и организаций" в составе доходов ирасходов бюджетных и других некоммерческих организаций не учитываются доходы,образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанныхорганизаций, поступившие от других предприятий и граждан, членскиевступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этихорганизаций) и расходы, производимые за счет этих средств.
    Ведение учетадоходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов отпредпринимательской деятельности производится раздельно.
    Согласно пункту 2Инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 ≤ 48 "О порядке исчисления иуплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) ипредставления отчетности в налоговые органы" бюджетные организации, имеющиедоходы от предпринимательской деятельности и другие доходы, уплачивают налог ссуммы превышения доходов над расходами.
    Доходы бюджетныхорганизаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическимлицам, являются доходами от предпринимательской деятельности (кроме доходов,полученных бюджетными государственными и муниципальными музеями и пр.,полученными от их основной деятельности).
    Верховный Суд РФРешением от 24.02.99 ≤ ГКПИ 98-808, 809 признал сдачу имущества в арендувозмездным оказанием услуг.
    Согласно пункту 8 Инструкции ≤ 48 налогооблагаемая база бюджетных организаций определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации выполненных работ, услуг и других операций без налога на добавленную стоимость и акцизов и фактическими расходами, включенными в перечень расходов бюджетной классификации.
    В целяхналогообложения учет доходов и расходов от предпринимательской деятельностиведется раздельно по каждому виду предпринимательской деятельности, а также отих основной деятельности, финансируемой за счет бюджетов всех уровней.
    Распределениекоммунальных расходов, услуг связи, а также транспортных расходов по перевозкеадминистративно-управленческого персонала на бюджетную и предпринимательскуюдеятельность производится пропорционально объему средств, полученных отпредпринимательской деятельности в общей сумме средств (включая бюджетные).
    Согласно пункту 14 Инструкции ≤ 48 как другие доходы бюджетных организаций подлежат налогообложению суммы превышения доходов над расходами:
  • от реализации основных средств и иного имущества;
  • доходы от внереализационных операций (от сдачи имущества в аренду и субаренду, доходы от вложения свободных внебюджетных средств на депозитные счета, других операций и курсовые разницы).
  • Согласно пункту16 Инструкции ≤ 48 в составе доходов и расходов не учитываются доходы, образующиеся врезультате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившиеот других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этихсредств.
    Курсовые разницы,образовавшиеся по валютным счетам в связи с изменением курса рубля по отношениюк иностранным валютам, возникающие при получении бюджетными организациямииностранной валюты в качестве целевых и благотворительных взносов, неучитываются при определении сумм превышения доходов над расходами попредпринимательской деятельности и других доходов (при использовании этихсредств по целевому назначению).

    2002-2003 годы - льготы
    В 2002-2003 годахвышеуказанная льгота согласно пункту 6 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 ≤ 2116-1"О налоге на прибыль предприятий и организаций" не действовала.
    При определенииналоговой базы музея, начиная с 2002 года, следует руководствоваться главой 25НК РФ.
    Согласно пункту 1статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы организаций, в том числе музеевкак бюджетных учреждений, не учитываются следующие виды доходов:
  • в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) российской Федерации" (подпункт 6);
  • в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подпункт 8);
  • в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подпункт 14). Организации, получившие имущество в рамках целевого финансирования, не учитывают его стоимость при расчете налоговой базы при соблюдении следующего условия: они должны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
  • Согласно пункту 2статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы организаций, в том числе музеевкак бюджетных учреждений, не учитываются целевые поступления на содержаниенекоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности:
  • пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (подпункт 1 пункт 2 статья 251 НК РФ).
  • В целяхприменения подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ понятие "пожертвование"определено в статье 582 ГК РФ, согласно которой под пожертвованием признаетсядарение вещи или права в общеполезных целях физическим лицам или некоммерческиморганизациям (письмо МНС России от 23.08.02 ≤ 02-2-10/63-АБ825);
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
  • Согласноподпункту 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ средства, предоставляемые юридическим ифизическим лицам (бюджетополучателям) в виде субсидий, если они предусмотрены вбюджетной росписи на соответствующий финансовый год и использованыорганизациями-получателями по прямому назначению, не подлежат учету приопределении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо МНС России от 03.07.02≤ 02-3-07/182-Ш033).
    Организации,получившие имущество в рамках целевых поступлений, не учитывают его стоимостьпри расчете налоговой базы при соблюдении следующего условия: они должны вестираздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевыхпоступлений.

    2002-2003 годы - доходы от аренды объектов федеральной собственности
    Статьей 5Федерального закона от 29.05.02 ≤ 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений вчасть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в Бюджетный кодексРоссийской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), направленные на обеспечениеопределенности и системности норм Бюджетного кодекса и иных актов бюджетногозаконодательства, в частности, разграничивающих налоговые и неналоговые доходы бюджетов.
    В соответствии спунктом 2 статьи 41 Бюджетного кодекса все налоги и сборы, предусмотренныеналоговым законодательством, признавались налоговыми доходами и до внесения вБюджетный кодекс принятых поправок. В связи с этим перечисляемые в бюджетную системуналоги и сборы необходимо отражать в классификации доходов бюджета в полномобъеме в группе налоговых доходов по кодам соответствующих налогов и сборов.Принятие поправок должно обеспечить более точное отражение налоговых доходов вклассификации доходов бюджетов РФ.
    ПоложенияБюджетного кодекса, определяющие налоги и сборы налоговыми доходами ипредусматривающие отнесение в полном объеме к неналоговым доходам всех доходовот использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, не могутявляться основанием для неисполнения налогоплательщиками обязанности по уплатеналогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
    ПостановлениемПравительства РФ от 24.06.99 ≤ 689 "Об утверждении порядка учета в доходахфедерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимымимуществом, закрепленным за научными организациями, образовательнымиучреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями,государственными учреждениями культуры и искусства и ее использования"установлено, что арендодатель перечисляет арендную плату на лицевой счеттерриториального органа Мингосимущества России. Данный порядок подтвержденписьмом Минфина России от 10.09.99 ≤ 3-12/69 "Об отражении в учете и отчетностиоб исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральнымнедвижимым имуществом". Поступающие доходы затем перечисляются обратно изтерриториального органа Федерального казначейства и используются в качестведополнительного источника финансирования содержания и развитияматериально-технической базы музея.
    Налоговый иБюджетный кодексы Российской Федерации имеют самостоятельные предметырегулирования. Правоотношения по установлению и взиманию налогов и сбороврегулируются НК РФ. Так, например, доходы, полученные бюджетным учреждением отприносящей доход деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленномпорядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах, если иное неустановлено актами законодательства о налогах и сборах. Следовательно,бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций свышеназванных доходов в установленном порядке.
    Определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 1 января 2002 годапроизводится налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, впорядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ вредакции Федерального закона от 24.07.02 ≤ 110-ФЗ.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду являютсявнереализационными доходами организаций, если такие доходы не определяютсяналогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.
    Согласно статье247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являетсяприбыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенныхрасходов, определенных в установленном НК РФ порядке.
    Сумма налога наприбыль организаций согласно статье 284 НК РФ по установленным ставкам зачисляетсяв бюджеты трех уровней.
    Следовательно,доходы, полученные организациями от сдачи имущества в аренду, учитываютсяналогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, при определенииналоговой базы в порядке, установленном НК РФ.
    В связи с этим,положения статьи 28 Федерального Закона от 30.12.01 ≤ 194-ФЗ "О Федеральномбюджете на 2002 год" реализуются после уплаты в бюджет налога на прибыльорганизаций в порядке, установленном НК РФ (основание: письмо МНС России от06.08.02 ≤ 02-2-07/105-91376.).
    Учитываяизложенное, положение статьи 28 Федерального Закона от 24.12.02 ≤ 176-ФЗ "ОФедеральном бюджете на 2003 год" о том, что в 2003 году указанными в статьеучреждениями доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральнойсобственности и переданного учреждениями в оперативное управление, учитываютсяв доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходовуказанных учреждений в полном объеме, реализуются также после уплаты налогов исборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе иналога на прибыль, в порядке, установленном НК РФ.
    В соответствии состатьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной илинатуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, вкоторой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами"Подоходный налог с физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций","Налог на доходы от капитала" НК РФ.
    (До введения в действие части второй НК РФ ссылки в статье 41 на разделы части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на действующие Федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов (статья 4 Федерального закона от 31.07.1998 ≤ 147-ФЗ)).
    Согласно статье247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаетсяприбыль, полученная налогоплательщиком.
    При этом прибыльюдля российских организаций признается - полученные доходы, уменьшенные навеличину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с 25главой НК РФ.
    Согласно статье248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации, которыми признается выручкаот реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранееприобретенных, выручка от реализации имущественных прав и внереализационныедоходы.
    Согласно пункту 4статьи 250 НК РФ для целей налогообложения прибыли к внереализационным доходаморганизации относятся, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду(субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке,установленном статьей 249 НК РФ.
    При определенииналоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, указанные в статье251 НК РФ.
    Перечень доходов,не учитываемых в качестве облагаемых налогом на прибыль, является закрытым(раздела 4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыльорганизаций" части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.02.≤ БГ-3-02/729).
    Доходы от сдачи имущества в аренду не указаны в статье 251 НК РФ.
    Следовательно, указанные доходы в 2002-2003 годах учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль независимо от целей, на которые направляются полученные средства.
    Таким образом, доходы, полученные Музеем N от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, являются объектом обложения налогом на прибыль организаций впорядке, установленном в 2000, 2001 годах Законом Российской Федерации от27.12.91 ≤ 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и ИнструкциейГосналогслужбы России от 20.08.98 ≤ 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджетналога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представленияотчетности в налоговые органы", а в 2002-2003 годах - НК РФ (главой 25).

    2002-2003 годы - расходы
    Согласно статье256 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные,документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены дляосуществления деятельности, направленной на получение дохода.
    Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены статьей 321.1 НК РФ.
    Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
    Пунктом 3 статьи161 Бюджетного кодекса предусмотрена возможность осуществления бюджетнымиучреждениями деятельности, направленной на получение дохода (предпринимательскойили коммерческой) деятельности, в том числе путем заключения договоров обоказании платных услуг.
    Особенностиведения налогового учета бюджетными (в том числе образовательными) учреждениямиопределены статьей 321.1 НК РФ.
    Согласно пункту 1статьи 321.1 НК РФ бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетоввсех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходови расходов бюджетного учреждения, могут получать доходы от иных источников.
    Бюджетныеучреждения являются плательщиками налога на прибыль в том случае, если ониполучают доходы от коммерческой деятельности, то есть доходы, получаемые отюридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг,имущественных прав, и внереализационные доходы (пункт 1 статья 321.1 НК РФ).
    Налоговая базабюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода отреализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммойвнереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога спродаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленныхрасходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
    При этомбюджетное учреждение обязано вести раздельный учет средств, выделяемых по сметедоходов и расходов бюджетного учреждения, и средств, полученных от коммерческойдеятельности.
    Соответственноданное учреждение обязано вести раздельный учет расходов, произведенных врамках целевого финансирования и целевых поступлений и за счет иных источников(коммерческой деятельности и внереализационных доходов).
    Сумма превышениядоходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога неможет быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средствцелевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетногоучреждения (пункт 1 статьи 321.1 НК РФ).
    Музей имеет правопри определении налоговой базы принять к вычету расходы в виде амортизационныхотчислений, начисленных по имуществу, приобретенному за счет средств, полученныхот предпринимательской деятельности, а также эксплуатационных затрат(коммунальных платежей и пр.) по содержанию сданного в аренду федеральногоимущества (закрепленного на праве оперативного управления), которые подлежатвозмещению арендодателю по условиям договора аренды. При этом по основнымсредствам, приобретенным до 01.01.02, остаточная стоимость определяется какразница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммойамортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за время эксплуатациитакого объекта (пункт 4 статьи 321.1 НК РФ).
    В случаепревышения взимаемых с арендаторов средств над суммами фактическииспользованных ими коммунальных услуг, равно как при использовании указанныхсредств на иные цели, названные средства рассматриваются в качестве доходамузея-арендодателя для целей налогообложения прибыли.
    В связи сведением бюджетными учреждениями раздельного учета доходов (расходов),полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевыхпоступлений, от доходов (расходов), связанных с производством и реализацией, ивнереализационных доходов и расходов в составе прочих расходов, связанных спроизводством и реализацией, с 2002 года в порядке, установленном статьей 260НК РФ, учитываются расходы на ремонт основных средств, приобретенных за счетдоходов, полученных от коммерческой деятельности и используемых дляосуществления такой деятельности.
    Включениерасходов на ремонт основных средств, полученных бюджетными учреждениями воперативное управление, в состав прочих расходов, связанных с производством иреализацией, не предусмотрено.
    Следовательно,расходы по текущему и капитальному ремонту музейных зданий (в том числепомещений), полученных государственным музеем в оперативное управление,покрываются за счет средств целевого финансирования, предусмотренных сметойдоходов и расходов бюджетного учреждения. При недостаточности финансированияуказанные расходы не должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыльорганизаций.
    При этом расходына содержание учреждения и ведение им уставной деятельности (расходы посодержанию зданий и помещений, по содержанию и эксплуатации автотранспорта,оплате труда АУП, оплате услуг банка, командировочные и канцелярские расходы),покрываемые за счет средств целевого финансирования (в том числе из бюджета) ицелевых поступлений, некоммерческими организациями (в том числе Музеем) врасходах, связанных с производством и реализацией и внереализационных расходах,при определении налоговой базы не учитываются.
    Принедостаточности средств целевого финансирования и целевых поступлений расходыпо содержанию и ведению уставной деятельности бюджетного учреждения покрываютсяза счет источников, полученных в результате осуществления коммерческойдеятельности, оставшихся после выполнения обязательств по уплате в бюджетналога на прибыль организаций.
    Если в сметахдоходов и расходов музея предусмотрено финансирование расходов по оплатекоммунальных услуг, услуг связи транспортных расходов по обслуживаниюадминистративно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целяхналогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных отпредпринимательской деятельности и средств целевого финансирования,производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательскойдеятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываютсявнереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов посредствам на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества варенду, курсовые разницы и другие доходы).
    При проверкеарендаторов и балансодержателей федерального имущества (Музей N) по вопросамполноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет арендной платы от сдачив аренду федерального имущества налоговому органу необходимо руководствоватьсяMетодическими рекомендациями о своевременном и полном зачислении в бюджетдоходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, атакже средств от приватизации, утвержденными письмом МНС России от 18.04.2000 ≤ДЧ-6-07/300@ (разделы II и III).
    Согласно разделуII Mетодических рекомендаций базовая ставка арендной платы за 1 кв. м полезнойплощади имущества определяется комитетами по управлению имуществом иутверждается местными органами власти.
    Пунктом 4постановления Правительства РФ от 30.06.98 ≤ 685 "О мерах по обеспечениюпоступления в федеральный бюджет доходов от использования федеральногоимущества" с 1 августа 1998 г. установлен порядок внесения арендных платежей запользование арендуемым имуществом, при котором арендатор в соответствии сдоговором аренды ежемесячно, не позднее 10 числа отчетного месяца, перечисляетарендную плату на лицевой счет соответствующего территориального органаМинистерства государственного имущества Российской Федерации, открытый им ворганах федерального казначейства.
    Приказом МинфинаРоссии от 25.05.99 ≤ 38н утверждены Указания о порядке применения бюджетнойклассификации Российской Федерации.
    Учет аренднойплаты, поступившей на счета 40102 "Доходы федерального бюджета", осуществляетсяпо следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:
  • группа 2000000 "Неналоговые доходы";
  • подгруппа 2010000 "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности";
  • статья 2010200 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности";
  • подстатья 2010204 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности".
  • По отдельномудоговору арендатор должен возмещать балансодержателюкоммунально-эксплуатационные расходы.
    Статьей 26Федерального закона от 31.12.99 ≤ 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год"установлено, что в 2000 году доходы от сдачи в аренду имущества научныхорганизаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения,государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства,государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, государственныхархивных учреждений, организаций Министерства обороны Российской Федерации иМинистерства путей сообщения Российской Федерации, а также организаций научногообслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющихгосударственный статус, финансируемых за счет федерального бюджета на основаниисмет доходов и расходов федерального бюджета в полном объеме учитываются вдоходах федерального бюджета и полностью отражаются в сметах доходов и расходовуказанных учреждений и организаций.
    Учет в доходахфедерального бюджета арендной платы от сдачи в аренду недвижимого имуществанаучными организациями, образовательными учреждениями, учреждениямиздравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениямикультуры и искусства производится в соответствии с порядком, установленнымпостановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 ≤ 689 "Обутверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы запользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научнымиорганизациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения,государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, иее использования" и письмом Минфина РФ от 10.09.99 ≤ 3-12-5/69 "Об отражении вучете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы запользование федеральным недвижимым имуществом".
    Перечисление вдоход федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимымимуществом, закрепленным за указанными организациями и учреждениями,осуществляется арендатором в соответствии с заключенными договорами платежнымипоручениями 0401060 на счета по учету доходов федерального бюджета 40102"Доходы федерального бюджета", открытые органами федерального казначейства по местуоткрытия организациям-арендодателям лицевых счетов для учета операций подополнительному финансированию.
    Арендная плата,поступившая от арендаторов за пользование федеральным недвижимым имуществом,закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями,учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственнымиучреждениями культуры и искусства, зачисляется на коды подстатей классификациидоходов бюджетов Российской Федерации ≤≤ 2010205-2010208.
    До вступления всилу Порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользованиефедеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями,образовательными учреждениями, государственными музеями, государственнымиучреждениями культуры и искусства, и ее использования, утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 24.06.99 ≤ 689, арендная плата поступаланепосредственно на счета вышеназванных учреждений и организаций ииспользовалась ими самостоятельно на цели, предусмотренные соответствующимизаконодательными и нормативными правовыми актами.
    Согласно разделуIII Методических рекомендаций в случае нарушения арендатором сроковперечисления арендной платы в федеральный бюджет, установленных пунктом 4постановления Правительства РФ от 30.06.98 ≤ 685 "О мерах по обеспечениюпоступления в федеральный бюджет доходов от использования федеральногоимущества" или договором аренды, не внесенная в бюджет сумма считаетсянедоимкой, на которую начисляется пеня в размере, определенном договоромаренды.
    При наличии у арендаторовзадолженности по уплате в бюджет арендной платы за пользование федеральнымимуществом налоговым органам следует направлять комитетам по управлениюимуществом выписки из материалов проверок для взыскания в судебном порядке вфедеральный бюджет задолженности с арендаторов по арендной плате с учетомфинансовых санкций.

    Вывод: Следовательно,в 2000-2001 годах в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона РФ от 27.12.91 ≤ 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями идополнениями), пунктом 2.12 инструкции МНС России от 15.06.2000 ≤ 62 "О порядкеисчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций",пунктами 2, 7, 14 инструкции МНС России от 20.08.98 ≤ 48 "О порядке исчисленияи уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) ипредставления отчетности в налоговые органы" (в ред. приказа МНС России от12.01.99 ≤ ГБ-3-02/7) доходы в виде арендной платы от сдачи в аренду объектовфедерального имущества, находящегося у Музея на праве оперативного управления,подлежали перечислению в бюджет согласно письму Минфина России ≤ 143 иГосналогслужбы России ≤ ЮУ-4-15/194 от 08.12.93 и в 2000-2001 годах согласностатье 42 Бюджетного кодекса РФ (в старой редакции, до вступления в силуФедерального закона от 29.05.02 ≤ 57-ФЗ) в полном объеме могли учитываться вдоходах федерального бюджета и полностью отражаться в сметах доходов и расходовМузея в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержанияи развития их материально-технической базы сверх выделенных бюджетных сумм приусловии соблюдения порядка внесения в бюджет арендных платежей за пользованиеарендуемым имуществом, предусмотренного с 1 августа 1998 г. постановлениемПравительства РФ от 30.06.98 ≤ 685 "О мерах по обеспечению поступления вфедеральный бюджет доходов от использования федерального имущества". При этомуказанные доходы должны быть проведены через лицевые счета Музея втерриториальных органах федерального казначейства Минфина России.
    При несоблюдениивышеуказанного порядка сумма арендной платы подлежала включению в налоговуюбазу как внереализационный доход Музея с момента попадания средств на расчетныйсчет бюджетной организации.
    В 2002-2003 годах- согласно подпункту 4 статьи 250 НК РФ, статье 42 БК РФ (с изменениями,внесенными Федеральным законом от 29.05.02 ≤ 57-ФЗ) и статье 41 НК РФ арендныеплатежи (в части налогового дохода как экономической выгоды) от сдачи в арендуобъектов федеральной собственности учитываются Музеем при определении налоговойбазы по налогу на прибыль независимо от целей, на которые направляютсяполученные средства, и после налогового вычета зачисляются в доход бюджета какненалоговый доход.
    Таким образом,подлежит обложению налогом (в 2000-2001 годах - в случае не зачисления арендныхплатежей на лицевой бюджетный счет налогоплательщика, в 2002-2003 годах - дозачисления арендных платежей на лицевой бюджетный счет налогоплательщика)прибыль (налоговая база) как разница между доходами и расходами Музея N отпредпринимательской и иной платной деятельности (за исключением основнойдеятельности музея, льготируемой в 2000-2001 годах).


    Голосов: 3 Средний бал: 4.67
    Оцените статью: