Saldo.ru

Публикации

21 октября 2021, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Т.А. Васильева, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен газетой "Федеральная бухгалтерская газета."

Время подвести итоги года

БАЛАНС

Не за горами сдача годовой бухгалтерской отчетности. Об особенностях заполнения бухгалтерского баланса рассказал на недавнем семинаре Владимир Иванович Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет - 2004", глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия".

Состав отчетности
В начале своего выступления Владимир Иванович перечислил состав отчетности. Как и прежде, в годовой отчет включают бухгалтерский баланс (форма ≤ 1), отчет о прибылях и убытках (форма ≤ 2), формы ≤ 3, 4 и 5, пояснительную записку и итоговую часть аудиторского заключения. Малым предприятиям разрешается сдавать "облегченный" отчет: баланс и форму ≤ 2.
Организации, которые работают на упрощенке освобождены от обязанности сдавать отчетность. Однако если такая фирма одновременно работает на упрощенке и на ЕНВД, то отчетность сдать придется. Причем ее нужно составить по всей организации в целом (письмо Минфина от 29 октября 2004 г. ≤ 03-06-05-04/40).
Лектор напомнил, что аудиторское заключение нужно представить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Кому проверяться нужно, а кому нет, написано в статье 7 Закона от 7 августа 2001 г. ≤ 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Далее г-н Мещеряков рассказал об особенностях заполнения бухгалтерского баланса. Его форма и порядок заполнения приведены в приказе Минфина от 22 июля 2003 г. ≤ 67н.

Актив
В первый раздел баланса (строки 110, 120, 130, 135, 140, 145, 150) нужно записать все данные о внеоборотных активах фирмы. В первую очередь это нематериальные активы, основные средства, "незавершенка", доходные вложения в матценности и т. д.
Владимир Иванович отметил, что порядок бухгалтерского и налогового учета многих видов амортизируемого имущества различается. Так, например, в бухучете организационные расходы и деловую репутацию считают нематериальными активами, а в налоговом - нет. Из способов амортизации в двух учетах идентичен только один - линейный. Поэтому все данные, необходимые для заполнения этих строк, нужно брать исключительно из регистров бухучета.
Первоначальную стоимость основных средств формируют на счете 08. До тех пор пока она не будет перенесена на счет 01, ее указывают не по строке 120, а по строке 130 баланса.
Имущество стоимостью менее 10 тысяч рублей можно списывать в расходы сразу после начала эксплуатации. Поэтому такие активы по строке 120 отражаться не будут. Нередко случается, что стоимость основного средства больше 10 тысяч рублей, тогда как его составные части дешевле этой суммы. В такой ситуации фирма может учесть разные части основного средства как отдельные объекты и списать в расходы единовременно. Для этого достаточно назначить им различные сроки службы. Списав основное средство единовременно, бухгалтер избавит себя от необходимости каждый месяц начислять по нему амортизацию. А фирма уменьшит налог на имущество - ведь, как и прежде, он рассчитывается по данным бухучета.
Г-н Мещеряков обратил внимание бухгалтеров, что если фирма не является малым предприятием, то бухучет нужно вести в соответствии с ПБУ 18/02. По этому документу при расхождениях бухгалтерского и налогового учета у фирмы возникают вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы.
Если фирма признает расход в бухгалтерском учете раньше, чем в налоговом, либо доход в бухучете возникает позже, чем в налоговом, то образуется вычитаемая временная разница. Например, если сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, или убыток прошлого периода был перенесен на будущее.
При образовании вычитаемой временной разницы бухгалтеру придется рассчитать отложенный налоговый актив. Для этого нужно вычитаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль. На сумму отложенного налогового актива следует сделать проводку по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту субсчета "Расчеты по налогу на прибыль" счета 68. Сальдо на 31 декабря 2004 года по счету 09 отражают в балансе по строке 145.
В разделе II "Оборотные активы" указывают данные о запасах фирмы (строка 210). Причем эта строка расшифровывается в балансе. Бухгалтеру нужно отдельно показать остатки сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т. д.
По строке 220 учитывают ту сумму НДС, которую нельзя принять к вычету. В первую очередь это налог по оприходованным, но не оплаченным ценностям. Кроме того, это НДС по тем материалам, товарам и расходам фирмы, по которым не поступили счета-фактуры от поставщиков. НДС по ним принимают к вычету только в том месяце, когда будет получен счет (письмо Минфина от 23 июня 2004 г. ≤ 03-03-11/107).

Пассив
Рассказывая о заполнении этой части баланса, Владимир Иванович привлек внимание бухгалтеров фирм, применяющих ПБУ 18/02. Таковым в строке 515 нужно отразить отложенные налоговые обязательства. Они возникнут, если у организации есть налогооблагаемые временные разницы. Они образуются, когда расходы в бухучете возникают позже, чем в налоговом, либо фирма признает доходы в бухучете раньше, чем в налоговом учете. Например, амортизация основных средств в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском.
Чтобы рассчитать сумму отложенного налогового обязательства, надо налогооблагаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль. Для учета отложенного налогового обязательства используют счет 77 "Отложенные налоговые обязательства". В строке 515 отражают сальдо по этому счету на 31 декабря 2004 года.
Лектор напомнил, что в строки 510 и 610 (данных о займах и кредитах) включают и начисленные по заемным средствам проценты. В бухучете при этом делают проводку по дебету счета 91 и кредиту счета 66 или 67. Если фирма занимала средства для покупки имущества, то начисленные до покупки проценты нужно включать в его первоначальную стоимость.
Так как баланс подразумевает равновесие, показатели левой (строка 300) и правой (строка 700) его частей должны совпадать.

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Форма ≤ 2 - это важная часть бухгалтерской отчетности, ее значение нисколько не меньше, чем баланс. Как правильно заполнить отчет о прибылях и убытках, рассказал на семинаре Владимир Иванович Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет - 2004", глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия".

Владимир Иванович указал, что форма и порядок составления отчета о прибылях и убытках утверждена приказом Минфина от 22 июля 2003 г. ≤ 67н. Форма ≤ 2 - это итоговый документ, в котором фирма показывает свои доходы и расходы по данным бухгалтерского учета. Он ведется по нормам ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Обычные доходы и расходы
В строке "Выручка (нетто) от продажи товаров..." нужно указать сумму доходов по обычным видам деятельности, которые вы получили за весь 2004 год. Такие доходы отражают по кредиту счета 90 "Продажи" в момент, когда право собственности на товары перешло к покупателю. Выручку следует уменьшить на НДС, акцизы и экспортные пошлины. Чтобы заполнить первую строку, из кредитового оборота по субсчету "Выручка" счета 90 необходимо вычесть дебетовые обороты по субсчетам "НДС", "Акцизы" и "Таможенные пошлины" этого же счета.
Далее заполняется строка "Себестоимость проданных товаров...". Г-н Мещеряков напомнил, что в ней отражают стоимость продукции или товаров, выручка от реализации которых показана строкой выше. В бухучете такие затраты списывают в дебет субсчета "Себестоимость продаж" счета 90.
Разница строки "Выручка (нетто) от продажи товаров..." и строки "Себестоимость проданных товаров...", дает следующий показатель - "Валовую прибыль". Если в результате получится отрицательная величина, ее нужно указать в круглых скобках.
Строка "Коммерческие расходы" предназначена для обобщения информации о затратах фирмы, связанных со сбытом продукции. Для учета этих затрат используют счет 44 "Расходы на продажу", по дебету которого отражают, в частности, расходы на рекламу, транспортировку товаров к месту назначения, на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи.
У торговых организаций список коммерческих расходов гораздо шире. В него включают зарплату продавцов, амортизацию основных средств, расходы на аренду складов и торговых помещений, услуги охраны и т. д. Чтобы заполнить эту строку, возьмите кредитовый оборот по счету 44 за весь 2004 год.
Владимир Иванович отметил, что пункт 9 ПБУ 10/99 коммерческие расходы фирмы за год позволяет списывать на себестоимость полностью. При этом делают проводку по дебету субсчета "Себестоимость продаж" счета 90 и кредиту счета 44. Аналогичный порядок списания предусмотрен для расходов, которые учитывают на счете 26 "Общехозяйственные расходы". В форме ≤ 2 для них отведена строка "Управленческие расходы", заполнить которую можно, взяв кредитовый оборот по счету 26 в корреспонденции с субсчетом "Себестоимость продаж" счета 90.
В строке "Прибыль (убыток) от продаж" показывают финансовый результат по обычным видам деятельности фирмы. Данные этой строки нужно получить, вычтя из строки "Валовая прибыль" значения строк "Коммерческие расходы" и "Управленческие расходы". Если фирма получила убыток, то его записывают в круглых скобках.
Лектор указал, что на этом этапе можно проверить, правильно ли вы заполнили предыдущие строки. Данные строки "Валовая прибыль" должны совпадать с оборотом по субсчету "Прибыль/убыток от продаж" счета 90 в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки".

Прочие доходы и расходы
Г-н Мещеряков пояснил, что далее нужно раскрыть данные, которые учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
По строке "Проценты к получению" указывают проценты, начисленные по облигациям и депозитам и за предоставленные фирмой займы. Лектор напомнил, что эти суммы признают доходами тогда, когда у фирмы возникло право на их получение. При этом нужно сделать проводку по дебету счета 76 и кредиту субсчета "Прочие доходы" счета 91. В строке "Проценты к уплате", наоборот, следует указать проценты, которые фирма обязана выплатить по полученным ею займам и кредитам. Начислить их нужно по дебету субсчета "Прочие расходы" счета 91 в корреспонденции со счетом, на котором учтена сумма займа (счет 66 или 67).
Поступления от сдачи имущества в аренду, прибыль от участия в простом товариществе, доходы от продажи основных средств и других активов (если такие доходы не вошли в раздел "Доходы и расходы по обычным видам деятельности") указывают по строке "Прочие операционные доходы". Из этих доходов нужно исключить начисленные НДС и акцизы.
К операционным расходам ПБУ 10/99 относит амортизацию основных средств, сданных в аренду, остаточную стоимость проданных основных средств и других активов, оплату банковских услуг, налог на имущество, налог на рекламу и другие прямые налоги. Так как данные строки "Прочие операционные расходы" вычитаются, то значения указывают в круглых скобках.
Владимир Иванович отметил, что в отчете о прибылях и убытках строк "Чрезвычайные доходы" и "Чрезвычайные расходы" нет. Поэтому тем, у кого в 2004 году подобные доходы (расходы) были, придется дополнить форму ≤ 2 этими строчками. Чрезвычайные доходы и расходы могут возникнуть у фирмы в результате стихийных бедствий, пожара, аварии и т. п.
В частности, к чрезвычайным доходам можно отнести стоимость материальных ценностей, оприходованных после списания пострадавшего от стихийного бедствия имущества, а также выплаченное страховой компанией возмещение убытков. Как чрезвычайные расходы можно учесть стоимость имущества, выбывшего в результате стихийного бедствия, и затраты, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств.

Отложенные доходы и расходы
В ходе семинара лектору задавали много вопросов, как правильно заполнить строки "Отложенные налоговые активы" и "Отложенные налоговые обязательства". Например, будут ли они идентичны одноименным строкам баланса. На это автор книги "Годовой отчет - 2004" ответил отрицательно. Он пояснил, что если в балансе указывают только сальдо по счетам 09 и 77 на конец года, то в форме ≤ 2 отражают обороты по этим счетам за прошедший год. Поскольку строка "Отложенные налоговые обязательства" при расчете чистой прибыли будет учитываться со знаком "минус", бухгалтеру следует записать ее значение в круглых скобках.
В строку "Текущий налог на прибыль" нужно поставить сальдо субсчета "Расчеты по налогу на прибыль" счета 68. Если все проводки по ПБУ 18/02 сделаны верно, то кредитовое сальдо этого субсчета на 31 декабря 2004 года будет равно налогу на прибыль, начисленному по итогам года.


Голосов: 2 Средний бал: 5.00
Оцените статью: