Saldo.ru

Публикации

16 октября 2021, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Дарья ЕВСТИГНЕЕВА
Материал предоставлен журналом "Практический бухгалтерский учет"

Милиция и налоговый контроль: пределы полномочий

Разбирая ежедневную почту, руководитель организации обнаружил странное письмо, озаглавленное "Запрос". Документ, исполненный на простом листе бумаги, снабженный неразборчивым штампом и не менее невразумительной подписью, содержит требование предоставить годовые отчеты за несколько лет. И, казалось бы, путь этому "запросу" один - в корзину. Да вот незадача: одно из разборчивых слов - "милиция".
Органы внутренних дел, а попросту - милиция, как и прочие уполномоченные органы постоянно бдят. В том числе и за тем, чтобы ни один рубль, предназначенный казне, не пропал. И в этом похвальном рвении их сотрудники часто склонны забывать о соблюдении установленных законом правил. Как говорится, беря на себя функцию правосудия, нет-нет да переступишь закон...
Причин тому масса - от низкого уровня правовой культуры сотрудников ОВД до поведения самих налогоплательщиков. Они, т. е. мы как-то привыкли к тому, что если сотрудник правоохранительных органов что-то требует, значит, имеет право. Давайте посмотрим, всегда ли это так.

Полномочия
Целью сбора и обработки информации о деятельности предприятий, учреждений и организаций является выявление нарушений налогового законодательства, уклонение от уплаты обязательных платежей. ОВД вправе и обязаны собирать и обрабатывать информацию об организациях, которые вызывают оперативный интерес с целью пресечения экономических преступлений. Они самостоятельно или совместно с налоговыми органами занимаются пресечением этих преступлений.
Для этих целей органы внутренних дел наделены широкими полномочиями:
   -   вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
   -   получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
   -   производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
   -   осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
   -   осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законом;
   -   получать от должностных лиц и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;
   -   получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения.
Однако использование сотрудниками милиции этих прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию законом.

Не ваша территория
Бухгалтер московской организации вполне может получить бумагу, скажем, из Владивостокского ОВД с ничем не мотивированным требованием предоставить сведения о размере зарплаты сотрудника или, скажем, месте его жительства.
Прежде чем брать под козырек, стоит заглянуть в закон РФ от 18.04.91 ≤ 1026-1 "О милиции" и убедиться в том, что деятельность правоохранительных органов строится строго по территориальному принципу и такие запросы неправомерны. Кроме того, сведения о сотрудниках организации не подлежат разглашению и имеют определенный порядок их передачи, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.04 ≤ 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

Нетелефонный разговор
Сотрудники ОВД довольно часто обращаются в организации с устными требованиями предоставить сведения о домашнем адресе и телефоне сотрудника. Это требование неправомерно, потому что необходимо соблюдение порядка хранения и использования персональных данных работников, установленного ТК РФ. Причем сотрудник ОВД, получивший по немотивированному запросу персональные сведения работника, вряд ли получит хотя бы выговор. А вот сотрудник организации, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 90 ТК РФ). Ответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования информации о гражданах установлена также Федеральным законом от 20.02.95 ≤ 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
Запрос должен быть оформлен надлежащим образом, на бланке соответствующего подразделения, с проставлением исходящего номера и даты отправления запроса, в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 (утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.03 ≤ 65-ст).
Немаловажен вопрос и о мотивировке. К примеру, поступил в вашу организацию запрос с требованием представить бухгалтерские документы без каких-либо объяснений и ссылок на нормативно-правовые акты. Что делать в таком случае?
По закону должностные лица ОВД могут требовать от руководителей организации и их должностных лиц предоставлять документы и сведения (ст. 11 закона РФ от 18.04.91 ≤ 1026-1 "О милиции"). Отсутствие мотивировки и необходимости предоставления указанных документов вполне может служить основанием для оставления поступившего запроса без ответа. Однако более разумно позвонить лицу, запрашивающему информацию или руководителю подразделения милиции.
Кстати, по телефону вы также вправе не сообщать какую-либо информацию, которая может подпасть под налоговую или коммерческую тайну ил относится к персональным данным работника.

Пароль: 26.9
Другое дело - запросы по делу об административном правонарушении. Любое уполномоченное лицо органа внутренних дел (милиции) может направить запрос в соответствующий территориальный орган внутренних дел для получения доказательств по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 26.9 КоАП РФ). Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса (п. 2 ст. 26.9 КоАП РФ).
Таким образом, если вы получили запрос со ссылкой на статью 26.0 КоАП РФ, то игнорировать его не рекомендуется. Все должностные лица предприятий, учреждений и организаций обязаны соблюдать требования КоАП РФ. В случае непредоставления копии акта руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение требований об устранении нарушений действующего законодательства.

Коммерческая тайна
Федеральным законом от 29.07.04 ≤ 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - закон о коммерческой тайне) урегулированы отношения, связанные с:
   -   отнесением информации к коммерческой тайне;
   -   передачей такой информации;
   -   охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции.
Определены также сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Согласно статье 6 закона о коммерческой тайне обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.
Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации. Для предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, должен быть указан срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан представлять ее по запросам:
   -   судов;
   -   органов прокуратуры;
   -   органов предварительного следствия;
   -   органов дознания по делам, находящимся в их производстве.
Закон также предусматривает также возможность получения информации, составляющей коммерческую тайну, и в судебном порядке. Если обладатель такой информации отказывается сообщить ее уполномоченному органу, то последний вправе затребовать ее в судебном порядке (п. 2 ст. 6 закона о коммерческой тайне). Очевидно, что для организации такие рода иски могут обернуться большими неприятностями.
Однако следует помнить, что право "засекречивать" информацию, т. е. определить, что она относится к коммерческой тайне, предоставлено обладателю такой информации. Поэтому при предоставлении такой информации вы должны нанести гриф "Коммерческая тайна" с указанием:
   -   для юридических лиц - полного наименования и местонахождения;
   -   для индивидуальных предпринимателей - фамилии, имени, отчества гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем и места его жительства (п. 4 ст. 6 закона о коммерческой тайне).

Налоговая тайна
Налоговая тайна также имеет ограниченный доступ. Ее определение дано в статье 102 НК РФ.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
   -   разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
   -   об идентификационном номере налогоплательщика;
   -   о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
   -   предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел обязаны соблюдать налоговую тайну, на что, в частности, указывает пункт 5 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (утв. совместным приказом МВД России ≤ 76 и МНС России ≤ АС-3-06/37 от 22.01.04).
Следует обратить внимание и на то, что не все сотрудники ОВД вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну, в полном объеме. Перечень должностных лиц ОВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден приказом МВД России от 26.12.03 ≤ 1033. В этом перечне предусмотрен объем сведений о налогоплательщиках, к которым допущены те либо иные должностные лица милиции.

Меж двух огней
По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (п. 1 ст. 36 НК РФ).
Милиция вправе (подп. 33-35 п. 1 ст. 11 закона о милиции):
   -   участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;
   -   в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну;
   -   при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (утв. приказом МВД России ≤ 76 и МНС России ≤ АС-3-06/37 от 22.01.04) устанавливает порядок взаимодействия, подготовку к проведению выездной налоговой проверки, оформление и реализацию результатов выездной налоговой проверки.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (его заместителя) налогового органа о ее проведении (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки) вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного запроса.
В случае назначения выездных налоговых проверок на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленным вопросам.
Только на основании мотивированного запроса, подписанного руководителем (заместителем) налогового органа, сотрудники органов внутренних дел принимают участие в проведении совместных выездных налоговых проверок.
При проведении проверки и обнаружении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах проверяющими принимаются меры по сбору доказательств.
В установленном порядке производятся:
   -   снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах;
   -   истребование недостающих документов;
   -   выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации;
   -   проведение встречных проверок;
   -   допросы свидетелей и другие действия, предусмотренные НК РФ, а также другими законодательными и нормативно-правовыми актами РФ.
По результатам проверки составляется акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием сотрудников ОВД, который подписывается уполномоченными должностными лицами.
Пункт 24 указанной инструкции гласит, что руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение, копия которого вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу (их представителям) в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вынесения решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
При проведении проверки должностные лица налоговых органов и ОВД вправе составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции КоАП РФ, а также выносить по результатам проверки постановления о привлечении к административной ответственности.

Дела уголовные
В случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, должностные лица ОВД проводят дознание и предварительное следствие по уголовным делам в сфере экономических преступлений.
Дознаватель и следователь используют предусмотренные УПК РФ права и производят необходимые следственные действия. При проведении следственных мероприятий по уголовному делу производится сбор доказательств.
Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ст. 140 УПК РФ).
В порядке и в сроки, предусмотренные статьей 144 УПК РФ, осуществляется рассмотрение заявления (сообщения) о преступлении.
При проведении необходимых мероприятий дознаватель, следователь, прокурор могут производить не только истребование доказательств, требующих проверки, но и представление по соответствующим запросам вышеуказанных лиц всевозможного рода документов посредством направления запросов.
Если в вашу организацию пришел запрос, к примеру, дознавателя о предоставлении договоров, заключенных с одним из предприятий, то следует выяснить, по каким фактам требуется доказательство и насколько необходимо представление подлинников договоров. Если возбуждено уголовное дело, то дознаватель обязан представить постановление о производстве отдельного следственного действия, поскольку предоставление таких документов по запросу неправомерно.
При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и, если точно известно, где и у кого они находятся, должна производиться их выемка (ст. 182 УПК РФ). До начала производства выемки дознаватель обязан предъявить постановление о ее производстве. Если же выемка производится в процессе обыска в жилище, то необходимо судебное решение.
При производстве выемки документов должны присутствовать понятые, а также лицо, в помещении которого производится выемка документов. При производстве выемки вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится выемка документов.
При производстве данного следственного действия в обязательном порядке должен быть составлен протокол.

Обжалование
Органы внутренних дел отвечают за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 37 НК РФ).
Если при проведении мероприятий, а именно выездных налоговых проверок, предприятию, учреждению, организации причинен ущерб, а также в результате иных неправомерных действий, убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.
На действия сотрудников ОВД можно жаловаться:
   -   вышестоящему руководству;
   -   в прокуратуру;
   -   в суд.
Во всех случаях предприятие, учреждение, организация могут обратиться также в суд общей юрисдикции за возмещением причиненного ущерба, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, - в арбитражный суд по местонахождению организации.


Голосов: 3 Средний бал: 3.00
Оцените статью: