Saldo.ru

Публикации

24 октября 2021, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Журнал "Главбух"
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении. Главбух . 5, 2005

Минфин не дает зачесть НДС в счет таможенного налога
Если сумма "входного" НДС превысила начисленный налог, то фирма не вправе зачесть образовавшуюся разницу в счет НДС, который нужно заплатить по импортным товарам на таможне. Делая такой вывод в своем письме от 8 февраля 2005 г. ≤ 03-04-08/16, Минфин России ссылается на статью 332 Таможенного кодекса РФ. В ней перечислены способы, которыми можно погасить задолженность по импортному НДС. По мнению финансистов, ни один из этих методов не позволяет зачесть таможенный налог за счет разницы между "входным" НДС и налогом, начисленным по реализованным товарам. Причем Минфин России приходит к столь неутешительному заключению даже несмотря на то, что статья 176 Налогового кодекса РФ, в которой как раз и идет речь о такой разнице, позволяет засчитывать ее и в счет таможенного налога. Чиновники лишь обращают внимание на противоречие между таможенным и налоговым законодательством.
Но действительно ли статья 176 Налогового кодекса РФ противоречит статье 332 Таможенного кодекса РФ? Чтобы разобраться в этом, обратимся к пункту 3 статьи 332. Там сказано, что НДС по импорту можно считать внесенным в бюджет с момента зачета излишне уплаченных налогов. Очевидно, что финансисты не признают таковыми сумму превышения вычетов над начисленным НДС. Но это далеко не бесспорно. С одной стороны, в статье 176 Налогового кодекса РФ термин "излишне уплаченный налог" не используется. Но с другой стороны, так можно назвать "входной" налог, превышающий начисленный НДС. Только уплачен он не напрямую в бюджет, а поставщикам.
Такая трактовка вполне имеет право на жизнь, поскольку понятие "излишне уплаченный налог" в Налоговом кодексе РФ не раскрыто.
Другое дело, что теперь свое право на зачет таможенного НДС за счет разницы между "входным" и начисленным налогом скорее всего придется отстаивать в суде.

Пока подобная судебная практика не сложилась.
Однако можно предположить, что шансы на победу в таком споре у предприятия высоки. Ведь существует масса прецедентов, когда судьи называли положительную разницу между суммой вычета и начисленным НДС излишне уплаченным налогом. Вот несколько примеров: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2004 г. ≤ А10-5585/03-15-Ф02-1198/04-С1, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 июля 2004 г. ≤ Ф08-3024/2004-1160А, постановление ФАС Уральского округа от 11 ноября 2003 г. ≤ Ф09-3733/03-АК.
Если дело дойдет до суда, в качестве еще одного аргумента в свою пользу можно привести норму из статьи 3 Налогового кодекса РФ. Она гласит: все неустранимые сомнения и противоречия законов трактуются в пользу налогоплательщиков. А поскольку, как мы уже сказали, законодательство определения излишне уплаченного налога не дает, таковым вполне можно считать разницу между "входным" и начисленным НДС. Другое дело, что зачесть налоги будет проблематично и в том случае, если суд согласится с возможностью такого зачета. Как нам разъяснили в Минфине России, проблема состоит в том, что у казначейства просто-напросто нет механизма зачета НДС в счет таможенного налога. Поэтому налоговики скорее вернут фирме разницу между "входным" и начисленным НДС, чем зачтут ее в счет таможенных платежей.
Письмо Минфина России от 8 февраля 2005 г. ≤ 03-04-08/16 "О порядке зачета НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации".

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 7, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 4, 2005.

Опять новые КБК - для госпошлин
Минфиновцы опять изменили КБК, но теперь не по налогам, а по госпошлинам. А именно поменялось несколько кодов, приведенных в приложении 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации (они утверждены приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. ≤ 114н). Среди новых кодов наибольший интерес для предприятий представляет КБК, который нужно записывать, уплачивая госпошлины при регистрации транспорта и оформлении различных документов на него. Новый код - 000 1 08 07140 01 0000 110 - приведен в соответствие с тем, что указан в приложении 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. ≤ 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". Напомним, что этот Закон был изменен Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. ≤ 174-ФЗ.
Также стоит обратить внимание на КБК для государственной пошлины по делам, которые рассматриваются в судах общей юрисдикции мировыми судьями. Теперь он такой - 438 1 08 03000 01 0000 110. Заметим, что этот код отличается от того, что значится в приложении 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. ≤ 115-ФЗ. Но, как нас заверили в Минфине России, в ближайшее время в этот Закон вновь внесут поправки, и расхождений между КБК не будет.
Пользоваться новыми кодами надо с 20 января 2005 года. Однако если вы уже после этой даты в платежном поручении по госпошлине указали старый КБК, переживать не стоит. Дело в том, что изменились только три первые цифры кодов, по которым устанавливают администратора бюджетных поступлений. Казначейство же распределяет поступившие платежи, ориентируясь на цифры КБК с 4-й по 11-ю. А поскольку они остались прежними, деньги в любом случае должны попасть по назначению.
Приказ Минфина России от 20 января 2005 г. ≤ 4н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. ≤ 114н".
Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 7, 2005.

Указан день, начиная с которого к возвращаемому НДС начинают прибавлять проценты
В недавно обнародованном постановлении ≤ 10848/04 Президиум ВАС РФ уточнил, когда начинают капать проценты, если налоговики вовремя не вернули фирме НДС. По мнению судей, максимальный период, в течение которого чиновники обязаны возместить налог, определяется окончанием всех сроков, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса РФ.
Вот из чего складывается этот период. Когда предприятие представит декларацию и документы, подтверждающие право на вычет, налоговая должна принять решение о возмещении налога. На это ей отводится три месяца. Далее инспекция направляет свое решение в Федеральное казначейство - с этим надо уложиться в восемь дней. И еще две недели, считая со дня получения решения, законодатель дает казначейству на то, чтобы перечислить деньги на расчетный счет фирмы.
В постановлении судьи указали, что по истечении всех этих сроков начинают начисляться проценты. То есть максимум через три месяца, две недели и восемь дней.
При этом Президиум ВАС РФ подчеркнул: момент, с которого начисляются проценты, не зависит от даты, когда вступило в силу решение суда о незаконном отказе в возмещении НДС.
На практике многие налоговики считают, что проценты надо начислять, только если за три месяца не вынесено вообще никакого решения о возврате НДС. Если же за это время чиновники отказались возместить налог, то ни о каких процентах речи быть не может. Ведь сроки для принятия решения соблюдены - считают фискалы. А если впоследствии суд признает отказ незаконным, то проценты надо считать лишь со дня, когда вердикт вступит в силу. И надо сказать, что суды в некоторых округах вставали на сторону налоговиков. Примеры - постановления ФАС Поволжского округа от 23 сентября 2004 г. по делу ≤ А55-7720/03-11 и от 6 июля 2004 г. по делу ≤ А55-1856/04-34.
Однако Президиум ВАС РФ отказался поддержать такой подход. Судьи указали: начисление процентов Налоговый кодекс РФ прямо увязывает с тем моментом, когда компания представила пакет необходимых документов.
Впрочем, к подобным выводам арбитражные суды приходили и раньше. В частности, ФАС Уральского округа в постановлениях от 23 июля 2004 г. по делу ≤ Ф09-2918/04-АК, от 1 июня 2004 г. по делу ≤ Ф09-2181/04-АК. А также ФАС Северо-Западного округа в постановлениях от 1 июля 2004 г. ≤ А56-47459/03, от 24 июня 2004 г. ≤ А56-4238/04. Но впервые их правота подкреплена прецедентом на федеральном уровне - постановлением Президиума ВАС РФ. Так что сейчас получить с налоговиков проценты будет проще. Как только истекут сроки, установленные кодексом для возврата НДС, включится "счетчик". Именно в этот момент, а не когда вступит в силу решение суда, начинают начислять проценты на сумму налога, подлежащую возмещению.
Пример
Организация 1 октября 2004 года подала в инспекцию декларацию по ставке 0 процентов и документы, подтверждающие право на возмещение НДС. Кроме того, были представлены заявление на возврат налога и акт сверки с инспекцией, подтверждающий отсутствие недоимки по налогам в федеральный бюджет. Сумма налога - 480 000 руб.
15 декабря 2004 года инспекция отказалась возмещать НДС. Фирма обратилась в суд, и 7 февраля 2005 года он вынес вердикт: действия налоговиков незаконны. 28 февраля 2005 года инспекция постановила возвратить налог. И 3 марта органы федерального казначейства перечислили его на расчетный счет организации.
Получив деньги, фирма решила взыскать с налоговиков проценты за опоздание с платежом. Начислять проценты следует с 24 января 2005 года. Ведь днем раньше истекли все сроки - три месяца, восемь дней и две недели, отведенные Налоговым кодексом РФ для принятия решения о возмещении налога и возврата его организации.
Проценты начисляют за период с 24 января по 3 марта 2005 года, то есть за 39 дней. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ равна 13 процентам. Следовательно, сумма процентов будет такой:
480 000 руб. x 13% x 39 дн. : 360 дн. = 6760 руб.
Постановление Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2004 г. по делу ≤ 10848/04.
Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 9, 2005.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: