Saldo.ru

Публикации

03 декабря 2021, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Талалаева Ю.Н.
Материал предоставлен журналом "Бухучет и налоги в торговле и общественном питании"

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. ≤ 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее . Закон ≤ 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Минздрава РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. ≤ 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, следующие полномочия:
осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Санитарные правила для организаций торговли
В настоящее время для организаций торговли действуют санитарные правила "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01 "Основные средства", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г.
Указанный документ распространяется на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.

Правилами определены санитарно-эпидемиологические требования к:
 - размещению организаций торговли. (В частности, установлено, что в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 кв. м; загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений);
 - водоснабжению и канализации. (Например, установлено, что все стационарные организации торговли должны быть оборудованы туалетами и раковинами для мытья рук персонала, а организации торговли, торговой площадью более 1000 кв. м, оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными);
 - вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда работающих;
 - планировке, размещению и устройству помещений организаций торговли;
 - оборудованию, инвентарю и посуде. (Установлено, что организации торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке);
 - приему и хранению пищевых продуктов. (Определены требования к хранению различных видов продуктов, в частности, мыса, рыбы, хлеба, сыпучих продуктов. Установлено, что для организаций торговли, встроенных, встроенно-пристроенных в жилые здания и здания иного назначения, завоз продукции в ночное время (с 23.00 до 7.00 часов) не проводится.);
 - реализации пищевых продуктов. (В частности, установлено, что запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; с истекшими сроками годности и т. д.);
 - содержанию помещений и оборудования.
Кроме того, указанным документом установлены гигиенические требования к мелкорозничной сети, к транспортировке пищевых продуктов и др.

Санитарные правила для организаций общественного питания
Организации общественного питания обязаны соблюдать санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01 "Основные средства", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.
Эти правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Правилами определены требования:
 - к размещению организаций общественного питания;
 - водоснабжению и канализации;
 - условиям работы в производственных помещениях;
 - устройству и содержанию помещений;
 - оборудованию, инвентарю, посуде и таре;
 - транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов;
 - обработке сырья и производству продукции;
 - раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.

Установлены санитарные требования к выработке кондитерских изделий с кремом, к производству мягкого мороженого, к личной гигиене персонала организации, требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания

Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора должностными лицами
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона ≤ 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в частности, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Права, обязанности и полномочия должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор, определены статьями 50, 51 и 52 Закона ≤ 52-ФЗ.
Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждены приказом Минздрава РФ от 17 июля 2002 г. ≤ 228 (далее . Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил мероприятия по контролю осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке, при этом продолжительность мероприятий по контролю не может превышать один месяц.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения мероприятий по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Требования к организации и проведению мероприятий по контролю установлены главой II Федерального закона от 8 августа 2001 г. ≤ 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее . Закон ≤ 134-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 7 Закона ≤ 134-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органов государственного контроля (надзора). Распоряжение (приказ) либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
При этом установлено, что мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона ≤ 134-ФЗ в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Кроме того, внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Следует иметь в виду, что согласно статье 8 Закона ≤ 134-ФЗ при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
 - проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
 - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

При выявлении в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона ≤ 134-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
На основании статьи 10 Закона ≤ 134-ФЗ при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил
В соответствии со статьей 55 Закона ≤ 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена главой 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее . КоАП РФ).
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц . от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц . от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, согласно статье 6.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц . от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц . от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена статьей 236 УК РФ. Согласно указанной статье нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (пункт 1). То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (пункт 2).

Бухгалтерский и налоговый учет штрафных санкций за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил не являются налоговыми платежами, а потому, по нашему мнению, должны отражаться в бухгалтерском учете организаций следующим образом:

дебет счета 99 "Прибыли и убытки" кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" . на сумму начисленных штрафов;
дебет счета 76 кредит счета 51 "Расчетные счета" . на сумму перечисленных штрафов.

Для целей налогообложения прибыли административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил на учитываются: в соответствии с пунктом 2 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.


Голосов: 3 Средний бал: 4.67
Оцените статью: