Минфин представил на "круглом столе" в Совете Федерации концепцию законопроекта с изменениями в статьи 20 и 40 Налогового кодекса РФ - о трансфертном ценообразовании. В ближайшее время законопроект будет разработан и вынесен на обсуждение Госдумы. Но жаркие дебаты вокруг новых поправок, которые поставят налогоплательщиков в более жесткие рамки, уже начались...За подробностями мы обратились к Сергею Шаталову, заместителю министра финансов РФ.
- Сергей Дмитриевич, ведь законопроект о ценообразовании уже побывал в Госдуме. Почему в свое время правительство его отозвало?
- Почти пять лет правительственный законопроект, касающийся трансфертного ценообразования, стоял в очереди на рассмотрение в Госдуме, но так его и не дождался. Сейчас он действительно отозван, потому что за это время проблема изменилась, появились новые нюансы, новые злоупотребления. Соответственно правительство готовит новый проект закона, у которого, мы надеемся, будет более счастливая судьба.
- Что именно подразумевается под трансфертным ценообразованием?
- Определения этого термина нет ни в гражданском законодательстве, ни в Налоговом кодексе. Тем не менее он широко употребляется. Как правило, в международной практике под ним понимают ценообразование между взаимозависимыми или родственными компаниями. В России это также внешнеторговые и бартерные сделки. В законопроекте термин пропишут четко.
- Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций с трансфертным ценообразованием.
- Прежде всего, это сделки с офшорными компаниями. Причем офшорные зоны могут быть как внутренние, так и внешние. Сейчас с помощью трансфертных сделок можно легко увести деньги из-под налогообложения. Кроме того, сегодня региональные власти имеют право снижать ставку налога на прибыль на 4 процента. И некоторые коммерческие структуры пользуются этим, чтобы уводить прибыль в те регионы, где ставка налога ниже. А иногда капитал переводят не в целях экономии, а по политическим соображениям.
- Наверное, в таких случаях большое значение имеют отношения бизнесменов с властями региона?
- Разумеется. Допустим, некая корпорация поддерживает губернатора одного региона и не принадлежит к числу сторонников губернатора другой области, где у нее есть особые подразделения или зависимые компании. В этой ситуации тоже вполне можно добиться того, чтобы все налоги, пусть те же суммы, уплачивались там, где это по политическим или каким-то иным причинам представляется наиболее выгодным. Такие сделки инспекции будут контролировать: налоги должны быть уплачены в бюджет того региона и в тех размерах, как предусмотрено законодательством.
- Есть еще способы снижать налоги с помощью трансфертных цен?
- Еще есть так называемая торговля убытками. Представьте две компании, работающие в одинаковых условиях. Но одна из них имеет большие прибыли, а вторая - убытки. Совершив сделку по специальным ценам, они могут поделиться своими излишками. И первая фирма уменьшит налогооблагаемую прибыль.
- Используется ли трансфертное ценообразование для незаконного возмещения НДС?
- Да, когда создается фирма-"однодневка", в которой концентрируются все налоги, в том числе и НДС. Потом она бесследно исчезает, а другие участники схемы заявляют вычет налога, который никогда не поступал в бюджет. Приведу еще один пример незаконного ценообразования, с которым мне недавно пришлось столкнуться. Сельхозпроизводитель подпадает под специальный режим налогообложения. Он добывает песок и продает его другой компании, принадлежащей тому же лицу. Причем цена занижена в сто раз. В результате, во-первых, экономия на налогах. А во-вторых, если продавать песок по рыночным ценам, то выручка будет настолько значительной, что предприятие лишат права работать на спецрежиме.
- Государство стремится контролировать сделки с трансфертным ценообразованием. Означает ли это, что предприятиям будут диктовать цены, по которым продавать товары?
- Ни в коем случае. Предприниматели могут покупать и продавать товары по любым ценам. А вот налоги должны платиться так, чтобы бюджет не страдал.
- Какие изменения, касающиеся трансфертного ценообразования, предлагается внести в Налоговый кодекс?
- Есть два блока поправок - в статьи 20 и 40 кодекса. Так, статья 20 устанавливает критерии, по которым организации можно признать взаимозависимыми. Но сейчас этот перечень слишком узкий, не для современного бизнеса. Для компаний это вообще только один случай: когда одной организации принадлежит минимум 20 процентов уставного капитала или акций другой фирмы. Получается, что две сестринские компании, которые принадлежат одному и тому же собственнику, формально взаимозависимыми не являются. Так же как и те предприятия, у которых один совет директоров. Поэтому перечень критериев необходимо увеличить.
- Сейчас признать компанию виновной в "неправильном" ценообразовании и взыскать с нее налоги можно только через суд...
- Это правило останется. Взыскание недоплаченных налогов должно производиться только по постановлению суда. В бесспорном порядке инспекторы смогут доначислять налоги только в конкретных случаях, которые мы четко оговорим в Налоговом кодексе. А вообще неплохо было бы утвердить ориентиры, чтобы не признавать взаимозависимыми всех и вся. Бизнес должен иметь право, особенно если речь идет о контролируемых ценах, обосновывать свою позицию.
- А что изменится в 40-й статье?
- Она определяет, при каких обстоятельствах цену сделки можно скорректировать, чтобы доначислить налоги. Статья говорит о нескольких видах контролируемых сделок. Это взаимозависимые, внешнеторговые, бартерные и товарообменные операции.
- Каковы будут критерии сделки, по которой должны быть доначислены налоги?
- На сегодняшний день сделка считается сомнительной, только если цена товара отличается более чем на 20 процентов от рыночной. Причем пока Налоговый кодекс не дает четкого определения рыночной цены - его еще нужно будет прописать. Я думаю, стоит отказаться от ценового коридора "плюс-минус 20 процентов от рыночной цены". Можно ориентироваться на минимальные и максимальные цены рынка.
- Инспекции станут проверять всю документацию по всем сделкам?
- Нет-нет. Уже обсуждается, установить минимальный оборот сделки, которая подлежит проверке, или же определить нижний уровень годовой выручки контролируемых лиц. Помимо этого предлагается утвердить закрытый перечень документов и сведений, которые налогоплательщики должны будут представлять в налоговые органы.
- Когда, по вашим прогнозам, закон будет принят? И с какого года он вступит в силу?
- Я думаю, что законопроект будет рассмотрен Думой в осеннюю сессию и принят уже в этом году. Да и его применение, уверен, откладывать тоже не станут.