Saldo.ru

Публикации

16 ноября 2024, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Т.А. Васильева, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой."

Профессионалы советуют выставлять счета на оплату

Важен ли для фирмы счет на оплату товаров? С таким вопросом обратился к бухгалтерам-участникам круглого стола консультант-методолог Валерий Николаевич Быстров.

Как оказалось, мнения бухгалтеров разделились. Одни заявили, что счет - всего лишь письменное напоминание о том, что за товар пора платить. По мнению других, - счет нужен для оформления бухгалтерских операций.
Валерий Николаевич отметил, что правы и те, и другие. Однако все зависит от конкретной ситуации. В одних случаях без счета, действительно, можно вполне обойтись, в других - этот документ просто необходим.

Представьте счет
Так, по словам лектора, счет нужен в основном в тех ситуациях, когда без него невозможно определить сумму, которую должен перечислить покупатель. В качестве примера консультант привел расчеты по услугам междугородной связи. Сколько абонент "наговорит", заранее определить нельзя, поэтому фактическое время разговора и величину оплаты оператор указывает в счете.
По словам Валерия Николаевича, этот документ особенно важен для учета телефонных переговоров, если фирма считает налог на прибыль по методу начисления. В качестве аргумента лектор привел письмо Минфина от 12 февраля 2004 г. ≤ 04-02-05/1/12. Как следует из послания финансистов, организация может учитывать расходы связи лишь в момент оплаты, который предусмотрен в договоре. Обычно в контракте говорится, что фирма должна оплатить услуги в тот день, когда ей выставили счет. Поэтому датой признания расходов является дата выставления этого счета.
Продавцам товаров, работ или услуг консультант посоветовал обратить внимание на пункты договоров, которые они заключают со своими покупателями. Например, в соглашении может быть предусмотрена обязанность клиента перечислить деньги в срок, указанный в счете. Если покупатель вовремя не расплатится, то продавцу придется доказывать, что он своевременно выставил счет покупателю. В частности, такое требование привели арбитры Московского округа (постановление ФАС от 7 мая 2002 г. ≤ КГ-А40/2705-02). Поэтому Валерий Николаевич посоветовал выписывать два экземпляра счета. Один передавать покупателю, а другой (с подписью клиента о получении документа) оставлять себе.

Счет необязателен
По словам Валерия Николаевича, когда в контракте нет особой оговорки, что продавец должен выставить счет, покупатель перечисляет деньги на основании договора. Если клиент оплатит товар с опозданием, продавец сможет обратиться в суд с иском о взыскании долга и штрафа за просрочку платежа. Тот факт, что продавец не выставил счет, покупателя не оправдает. В подтверждение своих слов лектор привел дело, рассмотренное в суде Западно-Сибирского округа (постановление ФАС от 19 февраля 2003 г. ≤ Ф04/639-2020/А45-2002).
В то же время, предупредил бухгалтеров лектор, не исключена и другая ситуация. В договоре может быть указано, что продавец обязан выставить счет на оплату. Но тут нужно учесть такой нюанс. Когда в контракте указаны цена товара и срок оплаты, то покупатель должен оплатить поставку независимо от того, направил ему продавец счет или нет. Этот документ можно рассматривать как простую формальность. Покупатель не сможет отказаться оплатить товар, ссылаясь на отсутствие счета.
Итак, подвел итоги лектор, продавец должен выставить счет, только если в договоре не указаны цена товара и срок оплаты. В остальных случаях при желании можно этого и не делать. Но для собственного спокойствия продавцу проще выставить счет, чем напоминать покупателям, что пришла пора платить. Кроме того, в некоторых фирмах счет с резолюцией директора является основанием для оплаты поставщику.


Голосов: 2 Средний бал: 3.50
Оцените статью: