Saldo.ru

Публикации

16 октября 2021, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Ю. Комисарова
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Противоречия современного налогового законодательства

5 апреля 2005 года главный редактор газеты "Учет, налоги, право" Юлия Комиссарова выступила на парламентских слушаниях Госдумы РФ с докладом "Противоречия современного налогового законодательства".

1. Неясно сформулированные нормы НК РФ не позволяют полноценно применять Налоговый кодекс РФ на практике и вызывают затруднения в порядке исчисления и уплаты налогов.
Это влечет за собой излишнюю финансовую нагрузку на предприятия, поскольку из-за расхождения в трактовках одной и той же нормы налогоплательщики и налоговые органы исчисляют сумму налогов по-разному. Нередко налоговые органы исчисляют налог таким образом, что по их расчетам у предприятия образуется недоимка, ему насчитываются пени за несвоевременную уплату и штраф. Подобные споры находят окончательное разрешение в суде, что неоправданно увеличивает нагрузку на арбитражные суды. Кроме того, это ведет к недобросовестности налогоплательщиков, которые предпочитают не платить налоги в неопределенных ситуациях, а просто скрывать объекты налогообложения.
Большинство практических ситуаций НК РФ не учитывает, его пора корректировать на основе выявленных на практике проблем. То есть надо вводить в правовое поле ситуации, которые возникли на практике в период действия Налогового кодекса РФ и которые пока что он не регулирует. Это повлечет большее понимание налогового законодательства, соответственно, прозрачность налоговой отчетности организаций, а также невозможность обойти установления налогового законодательства.
Например, нет ясности в нормах, регламентирующих порядок налогообложения при переходе и возврате с общей системы налогообложения на специальные режимы налогообложения и обратно. К примеру, не урегулирована в НК РФ проблема восстановления НДС по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения, и эксплуатируемым в периоде ее применения. Или же нет ясности, надо ли платить НДС со штрафных санкций, которые выплачивает одна организации другой при неисполнении договоров. Или ситуация, когда из-за нечеткого урегулирования ситуации в НК РФ страдает пенсионное обеспечение, которому сейчас уделяется очень много внимания. Так, налоговые органы считают, что плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе учесть в составе своих расходов взносы в ПФР только в фиксированном размере, которые обязательно надо заплатить - 150 рублей. Все, что больше - учесть нельзя. Вследствие этого такие плательщики перечисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в минимальном фиксированном размере, поскольку платить больше этого размера им невыгодно.
Пробелы в законодательном регулировании вынуждены заполнять суды, в которые обращаются налогоплательщики и налоговые органы. Это означает нечеткость в решении подобных вопросов на практике, ненужные разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками и излишнюю, неоправданную нагрузку на суды.
Введение не урегулированных сейчас вопросов в правовое поле поможет решить указанные выше проблемы.
Наши предложения следующие: откорректировать НК РФ с учетом возникающих практических ситуаций, для которых решение в НК РФ не предусмотрено. Переформулировать нормы НК РФ таким образом, чтобы не оставалось возможности их двоякого толкования. В решении этой задачи могут помочь специалисты Издательского дома "Главбух", которые сталкиваются с подобными неурегулированными ситуациями изо дня в день.

2. Акты законодательства должны вступать в силу такие образом, чтобы до их вступления в силу организации и граждане успели подготовиться к вносимым изменениями, ознакомиться с ними.
Для актов законодательства о налогах и сборах установлен особый порядок вступления в силу: не раньше чем через месяц со дня официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (ст. 5 НК РФ). Однако зачастую эти сроки нарушаются самим законодателем, которые устанавливает иные (более короткие) сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, что приводит к прямому нарушению прав налогоплательщиков. Особенно это видно на актах законодательства о налогах, вносящих изменения в уже действующие нормативные акты.
Кроме того, остро стоит проблема введения новых региональных налогов. Так, при введении новых региональных налогов, право введения которых отдано регионам, законодатель не оставляет времени на адаптацию к новым условиям и "закрывает глаза" на то, что регионы принимают свои нормативные акты о введении нового налога на основе еще недействующих глав Налогового кодекса РФ. Например, такая ситуация возникла с главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ. Помимо этого, во многих регионах и законы о введении налога на имущество на своих территориях были приняты с нарушениями статьи 5 НК РФ.
Все это снижает уважение налогоплательщиков к власти и законодателю, а также препятствует выполнению налогоплательщиками надлежащим образом своих обязанностей, в частности, по уплате налогов.
Предложения: или изменить статью 5 НК РФ, или добавить правило, согласно которому добросовестные налогоплательщики должны ориентироваться по срокам вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах на статью 5 НК РФ, а не на произвольные установления законодателей (федеральных, региональных и местных). Ведь, поскольку согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ, у Налогового кодекс РФ приоритет перед иными актами законодательства о налогах и сборах. Также освободить таких налогоплательщиков от взыскания недоимки, пеней и штрафов в случае, если они будут ориентироваться при определении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах на статью 5 НК РФ, а не на сроки, указанные в этих актах (если законодатель нарушает статью 5 НК РФ).

3. Длительные сроки для возврата НДС по экспортным операциям, сроки проверок документов, а также большой перечень документов, необходимых для возврата и сложная процедура проверки их позволяет налоговым органами затягивать сроки возврата налога.
А это отвлекает значительные денежные средства из оборота предприятия. Фактически эти средства вместо того, чтобы работать на предприятии и создавать новую добавленную стоимость, оказываются замороженными.
Предложения: внести изменения в статьи 165, 176 НК РФ, устанавливающие порядок налогообложения при применении налоговой ставки 0 процентов, подтверждения права на применение этой ставки и сроки возврата НДС, а также в корреспондирующие им статьи.

4. Пункт 7 статьи 3 НК РФ гласит: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Однако нигде в НК РФ не установлены критерии, как же определить, что неясность, сомнение или противоречие неустранимо. Требуются критерии. Кроме того, непонятно, как эту норму применять на практике во взаимоотношениях с налоговыми органами. В реальности эту норму применяют только в арбитражных судах.


Голосов: 6 Средний бал: 4.00
Оцените статью: