Земельная инспекция беспокоит честные фирмы
Н.В. Зубкова, эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты"
Псковская фирма около пяти лет располагалась в арендованном помещении. Регулярные проверки из налоговой, пожарной или санитарной служб руководство уже не удивляли. Однако визита земельных инспекторов бизнесмены совсем не ждали. Опытом общения с контролерами поделилась бухгалтер этой организации Галина Переделкина.
- Фирма, где я работаю, располагается в нежилом помещении на первом этаже здания. В этом доме мы снимаем площадь под офис уже несколько лет. Договор аренды заключен с муниципалитетом и, как положено, зарегистрирован в городском отделе по управлению имуществом. До последнего времени я и не подозревала, что к нам могут быть претензии со стороны такой организации, как земельная инспекция. Ведь мы снимаем лишь помещение, а не участок территории. Но, видимо, у этой организации есть вопросы ко всем, кто даже просто ходит по земле.
В один "прекрасный" день на фирму пришли инспекторы и заявили:
"Ваша организация использует земельный участок для размещения и эксплуатации арендуемого помещения под офис и склад без правоустанавливающих документов". То есть оказалось, что нам нужно было оформить какие-то дополнительные договоры и на участок земли, на котором стоит здание!
Здравого смысла в этом было мало, ведь собственником территории является наш арендодатель - вот у него и должны быть соответствующие документы.
Но, как и следовало ожидать, наши доводы ревизоров не убедили. Они составили протокол, а спустя месяц нам прислали постановление о привлечении к административной ответственности. В нем было сказано, что мы обязаны заплатить штраф по статье 7.1 КоАП. То есть ни за что отдать в бюджет 15 тысяч рублей.
Естественно, мы озадачились вопросом "А правы ли инспекторы?" Московские юристы, к которым мы обратились за консультацией, сообщили, что подобные претензии не редкость. Одна столичная фирма попала в точно такую же ситуацию. Чтобы оспорить штраф, ее руководство обратилось в суд. В первой и апелляционной инстанциях фирма проиграла, и решение земельной инспекции осталось в силе. Разбирательство продолжилось в Федеральном арбитражном суде Московского округа. Но и окружные арбитры не поддержали арендатора (постановление от 26 мая 2004 г. ≤ КА-А40/4001-04).
А недавно дело московской фирмы рассмотрел Высший Арбитражный Суд (постановление Президиума ВАС от 1 февраля 2005 г. ≤ 11301/04).
На этот раз арбитры встали на сторону фирмы. Они указали, что если организация заключила договор аренды нежилого помещения, то она вправе пользоваться земельным участком, на котором расположено здание. Причем в законодательстве нет требования заключать для этого дополнительный договор или получать разрешение.
В результате когда мы узнали, что высшие арбитры считают подобные штрафы незаконными, решили оспорить санкцию в суде. А к исковому заявлению мы приложили то самое постановление Президиума ВАС в надежде, что судьи нашего региона примут во внимание мнение коллег.
Акт закупки у физлица легализует товар
Т.Н. Глазкова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Всем бухгалтерам доаольно часто приходится сталкиваться в своей работе с нестандартными ситуациями, - рассказывает главный бухгалтер астраханской фирмы Светлана Валерьевна Чегликова. И очень часто решение таких проблем подсказывают коллеги. Вот и я решила поделиться некоторыми своими "находками".
На моем "бухгалтерском веку" несколько раз случалось, когда подотчетник терял документы на товар либо покупал его на рынке без соответствующих бумаг. Естественно, в связи с этим возникал вопрос, как "легализовать" такой товар. Выход из положения нашелся следующий. В том случае, когда на товары отсутствовали документы, я оформляла акт закупки у физического лица. Продавцом в подобных случаях выступал сотрудник-подотчетник.
Специального бланка для акта нет, поэтому я разработала его сама. Главное - чтобы там присутствовали все обязательные реквизиты. Они перечислены в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. ≤ 129-ФЗ. Помимо обязательных реквизитов в документе следует указать еще и сведения о сотруднике: паспортные данные и ИНН. На основании акта закупки у физлица организация может заплатить любую наличную сумму, поскольку лимит наличных расчетов распространяется только на фирмы.
Если кому-то из коллег покажется трудным "сочинить" такой документ, то его образец они могут найти в последнем номере журнала "Расчет".
Составив такой акт, бухгалтер имеет право учесть затраты на товары или имущество при расчете налога на прибыль. Но хочу акцентировать внимание на то, что закупка у физического лица имеет один минус. Фирма не сможет поставить к вычету НДС по данной сделке.
Кроме того, коллеги должны обратить свое внимание на НДФЛ. Дело в том, что в подпункте 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса сказано: гражданин, который продал свое имущество, должен заплатить в бюджет этот налог. Причем сделать это он должен самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК).
Значит ли это, что работнику придется отдавать в бюджет свои деньги? Оказывается, вовсе не обязательно. Для этого до 30 апреля следующего года он должен будет подать в свою налоговую инспекцию декларацию по НДФЛ. К ней нужно приложить заявление на получение имущественного налогового вычета (ст. 220 НК).
Если стоимость "проданного" им имущества не превышает сто двадцать пять тысяч рублей, то вычет полностью покроет налогооблагаемую базу и платить НДФЛ станет не с чего.