Saldo.ru

Публикации

22 октября 2021, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Журнал "Главбух"
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении, "Главбух" . 7, 2005

Нулевая стоимость основных средств входит в расчет налогооблагаемой прибыли филиала
В письме от 16 февраля 2005 г. ≤ 03-03-01-04/1/67 Минфин России рассказал, как распределять прибыль между головной организацией и филиалом, если у обособленного подразделения нет основных средств.
Общий порядок деления прибыли оговаривает статья 288 Налогового кодекса РФ. Чтобы установить сумму налога на прибыль, которую должен заплатить филиал, сначала нужно рассчитать облагаемую базу по организации в целом. При этом весь "федеральный" налог на прибыль перечисляет головная организация. Его ставка едина на всей территории России и составляет 6,5 процента.
А вот платежи в региональный бюджет распределяются между головной фирмой и каждым филиалом. Ставка налога на прибыль в этот бюджет в 2005 году составляет 17,5 процента. Чтобы посчитать, какая доля налогооблагаемой прибыли соответствует головной организации и каждому из филиалов, сначала нужно рассчитать среднее арифметическое двух показателей. Это удельный вес среднесписочной численности работников подразделения (или расходов на оплату труда) и удельный вес остаточной стоимости его амортизируемого имущества. Исчисленный таким образом показатель затем нужно умножить на величину общей прибыли организации.
Как быть, если у обособленного подразделения фирмы нет основных средств? В этом случае, как указал Минфин России, они также участвуют в расчете, просто их стоимость принимается равной нулю.

Обратите внимание: как следует из другого недавно обнародованного письма Минфина России от 16 февраля 2005 г. ≤ 03-06-05-04/35, организация обязана зарегистрироваться по местонахождению филиала и распределять прибыль, если он расположен на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. Если же обособленное подразделение создается в одном районе с головной фирмой (на другой улице, в другом доме), повторно вставать на учет в той же налоговой инспекции не требуется.
Пример
ЗАО "Мир" расположено на территории Москвы. При этом фирма имеет филиал в Московской области. Для расчета долей прибыли, которые приходятся на головное предприятие и филиал, бухгалтер фирмы использовал сумму расходов на оплату труда. Своих основных средств у филиала нет. По итогам I квартала 2005 года показатели фирмы по каждому структурному подразделению приведены в таблице.
Общая налогооблагаемая прибыль организации за I квартал 2005 года равна 720 000 руб. В федеральный бюджет с этой суммы фирма перечислит 46 800 руб. (720 000 руб. x 6,5%). А в региональный бюджет ЗАО "Мир" заплатит:
(720 000 руб. x 86%) x 17,5% = 108 360 руб.
(по местонахождению головной организации);
(720 000 руб. x 14%) x 17,5% = 17 640 руб.
(по местонахождению филиала). См. таблицу.

Налоговики настаивают на сверке платежей? Придется согласиться
Зачастую организация, обратившаяся в инспекцию с требованием вернуть или зачесть переплаченный налог, вынуждена пройти трудоемкую сверку платежей. На этом настаивают налоговики. Теперь их поддержал и Минфин России. Финансисты заявили, что организация, которой инспектор предложил провести сверку расчетов, обязана это сделать (письмо Минфина России от 23 марта 2005 г. ≤ 03-02-07/1-67) (текст документа в zip-архиве)). Делая свой вывод, чиновники сослались на пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что инспекторы, обнаружив переплату, "вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов". Получается, что инспекторам Налоговый кодекс РФ предоставляет выбор: предлагать или не предлагать налогоплательщику сверку расчетов. У фирмы же никакого выбора нет: по логике минфиновцев, ей от предложения инспектора отказаться нельзя.
В принципе вывод чиновников можно оспорить. Ведь Налоговый кодекс РФ позволяет налоговикам лишь предложить провести сверку, а не потребовать этого. Однако пусть в данном случае позиция минфиновцев и не бесспорна, вряд ли стоит ломать копья из-за сверки платежей. Дополнительных финансовых затрат от фирмы это не потребует. Зато предприятие, пройдя такую сверку, сможет беспрепятственно зачесть или же вернуть переплаченные налоги.

Минфин запретил "упрощенщикам" списывать остаточную стоимость выбывших объектов
Новое (письмо Минфина России от 4 марта 2005 г. ≤ 03-03-02-04/1/54 (текст документа в zip-архиве) касается тех "упрощенщиков", которые платят налог с разницы между доходами и расходами. В этом документе речь идет об основных средствах, купленных еще до перехода на упрощенный режим. Чиновники утверждают, что после выбытия этого имущества его остаточная стоимость доходы больше не уменьшает.
Списывать остаточную стоимость основных средств, которые куплены еще до перехода на упрощенную систему, нужно по-особому. Ориентироваться здесь следует на срок полезного использования, установленный в Классификации основных средств (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. ≤ 1). И в зависимости от этого срока остаточную стоимость, сложившуюся к переходу на единый налог, можно списать за один год, три года или 10 лет. Об этом говорит подпункт 2 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Естественно, организация может продать или ликвидировать объект раньше, чем вся его остаточная стоимость будет отнесена на расходы. Остаток же, как утверждают чиновники в письме ≤ 03-03-02-04/1/54, доход уже не уменьшит. Ведь в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрено, что остаточная стоимость выбывших основных средств включается в расходы "упрощенщика". Такую точку зрения разделяют и налоговики. Об этом свидетельствуют письма МНС России от 9 февраля 2004 г. ≤ 22-1-15/200 и от 7 мая 2004 г. ≤ 22-1-14/849@.
Однако с этой точкой зрения можно поспорить. Во-первых, подобные разъяснения нарушают принцип равенства налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса РФ). Ведь получается, что плательщики налога на прибыль находятся в более выгодном положении. Уменьшать доход на остаточную стоимость проданного имущества им позволяет подпункт 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.
Во-вторых, и глава 26.2 Налогового кодекса РФ не запрещает относить на затраты стоимость выбывшего имущества. Так, пункт 3 статьи 346.16 кодекса предусматривает, что предприятие перестает списывать стоимость основных средств, когда она будет полностью учтена в расходах. Иная причина - такая как продажа или ликвидация - в этой статье не оговорена.
К сожалению, и тут чиновники могут возразить: мол, такие расходы экономически неоправданны (п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Ведь это имущество уже не используется и не приносит дохода.
Поэтому "упрощенщику", не согласному с чиновниками Минфина и ФНС России, свою правоту скорее всего придется отстаивать в суде. И пока оценить шансы на успех довольно сложно, ведь арбитражная практика по этому вопросу еще не сложилась.

Новые бланки для игорного бизнеса
Минюст России недавно зарегистрировал сразу два документа, которые утверждают новую форму бланков для предприятий игорного бизнеса. Во-первых, обновлен бланк заявления на регистрацию игорных автоматов, столов и т. д. (приказ Минфина России ≤ 8н). А во-вторых, изменилась форма свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса (приказ Минфина России ≤ 7н). При этом приказы МНС России от 8 января 2004 г. ≤ ВГ-3-22/7@ и от 9 января 2004 г. ≤ ВГ-3-22/9@, которыми ранее были утверждены формы этих документов, более не применяются.
Таким образом, Минфин России, хоть и с опозданием, но выполнил требования пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ. В нем говорится, что форму как заявления, так и свидетельства должно утверждать финансовое ведомство. Поэтому теперь при регистрации новых игорных объектов следует использовать бланк заявления, утвержденный Минфином России. Это нам подтвердили и в ФНС России.

Комментирует Светлана Борисовна ПАХАЛУЕВА,
заместитель начальника Управления налогообложения малого бизнеса ФНС России
:
- Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ, форму заявления и свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса утверждает финансовое ведомство. Бланки этих документов установлены приказами Минфина России ≤ 8н и ≤ 7н. Именно их и следует использовать в работе. А вот при подаче заявления об изменении (уменьшении) количества игорных объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес, по-прежнему можно воспользоваться рекомендуемой формой, утвержденной приказом МНС России от 8 января 2004 г. ≤ ВГ-3-22/5@. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не закрепляет за Минфином России право устанавливать форму этого документа.
Обратите внимание: с этого года регистрировать игровые автоматы и столы, кассы букмекерских контор и тотализаторов нужно в той налоговой инспекции, на территории которой они установлены. В прошлом году фирмы регистрировали свои игорные объекты в той налоговой инспекции, где они сами состояли на учете.
(Приказ Минфина России от 24 января 2005 г. ≤ 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес", зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2005 г. ≤ 6333. (текст документа в zip-архиве).
Приказ Минфина России от 24 января 2005 г. ≤ 7н "Об утверждении формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложения к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес", зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2005 г. ≤ 6332.
Оба приказа вступили в силу с 14 марта 2005 года.

Расширен список продуктов, облагаемых НДС по ставке 10 процентов
Совсем недавно - 1 марта - вступил в силу правительственный перечень продуктов, которые облагаются НДС по ставке 10 процентов. И вот уже 23 марта 2005 года Правительство РФ пополнило перечень 10-процентных продуктов новыми наименованиями (постановление Правительства РФ от 23 марта 2005 г. ≤ 156). Причем изменения вступают в силу задним числом - с 1 марта 2005 года - то есть с той даты, когда начала действовать первоначальная редакция перечня. Продукты, которыми пополнился перечень, входят в те группы, которые были в нем и раньше: субпродукты, сыры, мука, речная и морская рыба и т. д. В частности, Правительство РФ внесло в перечень такие продукты, как:

- детские мясорастительные консервы;
- обезжиренные творожные сырки и творожная (сырковая) масса;
- плавленый колбасный копченый сыр;

- расфасованные макаронные изделия;
- морская мороженая капуста.
Постановление Правительства РФ от 23 марта 2005 г. ≤ 156. Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 года.

Маркетинговые услуги иностранной компании НДС не облагаются
Когда организация перечисляет деньги за рубеж, чтобы расплатиться с инофирмой за маркетинговые услуги, удерживать НДС не нужно. Таков смысл разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 9 марта 2005 г. ≤ 03-04-08/36. Российские организации должны удержать и заплатить в бюджет НДС с денег, причитающихся иностранцу за оказанные услуги, если местом их реализации является территория нашей страны.
Статья 148 Налогового кодекса РФ гласит: услуга считается оказанной на территории Российской Федерации, если она упомянута в закрытом перечне - он приведен в пункте 1 этой же статьи. А если данной услуги там нет, то Россия признается местом реализации, когда продавец (иностранная компания) ведет свою деятельность в нашей стране (подп. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ).
В письме речь идет об услугах по исследованию рынка сбыта и покупательского спроса на продукцию российских фирм. Обратимся к Общерос-
сийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93. Этот документ упомянутые услуги относит к маркетинговым. В пункте 1 статьи 148 Налогового кодекса они не оговорены. Следовательно, если ваш иностранный партнер не работает в России, то, перечисляя деньги за рубеж, НДС с них удерживать не нужно.
Письмо Минфина России от 9 марта 2005 г. ≤ 03-04-08/36. .

Всю компенсацию за работу в выходные можно отнести на расходы
Минфин России, сообщил, что доплата за работу в выходные и праздники уменьшает налогооблагаемый доход в пределах, установленных в зависимости от месячной нормы рабочего времени (письмо Минфина России от 4 марта 2005 г. ≤ 03-03-01-04/1/88). Чем именно должны быть установлены такие пределы, чиновники не сообщили. Однако ответ есть в пункте 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что на расходы, связанные с оплатой труда, относятся все выплаты, предусмотренные трудовым или коллективным договором.
В свою очередь Трудовой кодекс РФ позволяет прописать в таких договорах любые размеры компенсаций за работу в выходные и праздничные дни. Единственное ограничение касается лишь минимального размера таких компенсационных выплат. Например, сдельщикам работу в выходной надо оплачивать как минимум по двойным сдельным расценкам (ст. 153 Трудового кодекса РФ).
Получается, что какая бы компенсация за работу в праздники и выходные не была прописана в трудовом или коллективном договоре, ее полностью можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Минфиновцы в своем письме с этим не спорят. А значит, по мнению чиновников, при исчислении налога на прибыль никаких ограничений для таких компенсаций нет.
Письмо Минфина России от 4 марта 2005 г. ≤ 03-03-01-04/1/88.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: