Saldo.ru

Публикации

16 октября 2021, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Карпович Л.В., эксперт журнала
Материал предоставлен журналом "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"

Организация приобрела автомобиль: что нужно знать бухгалтеру?

Почти каждой организации, каким бы видом деятельности она ни занималась, необходим автотранспорт. Это может быть и один легковой автомобиль для служебных поездок, и целый парк грузовых машин. Поэтому вопросы, касающиеся правильности ведения учета автотранспортных средств, а также их содержания, являются актуальными практически для любого бухгалтера.
В данной статье мы не только расскажем, как организовать учет и оформить документы в соответствии с действующим законодательством, но и подскажем решение наиболее часто встречающихся на практике проблем, связанных с постановкой на учет автомобиля, начислением амортизации, оплатой ГСМ, дооборудованием его устройствами сигнализации, радиосвязи.

Покупка автомобиля
Итак, организация приобрела автомобиль, и первый вопрос, который сразу встает перед бухгалтером: как правильно отразить в учете покупку?
Во-первых, и в бухгалтерском и в налоговом учете автомобиль признается основным средством, так как срок его полезного использования превышает 12 месяцев. Стоит автомобиль больше 10 000 рублей, и используется он, как правило, организацией в целях извлечения дохода, поэтому по нему необходимо начислять амортизацию. Этого требуют правила бухгалтерского (п. 4, 17 ПБУ 6/01 [1] ) и налогового учета (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Во-вторых, согласно п. 7 ПБУ 6/01 в бухучете автомобиль показывают по первоначальной стоимости. Она включает в себя все фактические затраты, связанные с покупкой машины. Кроме основной суммы, уплаченной поставщику, в нее могут входить, например, затраты на установку сигнализации, посреднические вознаграждения, информационные и консультационные услуги, проценты по кредиту, регистрационные сборы, государственные и таможенные пошлины.

К сведению: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 ≤ 938 организация должна в 5-дневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. Эти расходы также включаются в первоначальную стоимость.
Первоначальная стоимость автомобиля в налоговом учете определяется несколько иначе, а именно: в ней не учитываются проценты по кредитам и суммовые разницы. Их бухгалтер должен отнести к внереализационным расходам.
Возместить из бюджета налог на добавленную стоимость по приобретенному автомобилю организация может после принятия его к учету в качестве основного средства при условии оплаты и наличия счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). Документом, подтверждающим факт ввода автомобиля в эксплуатацию, является акт о приеме-передаче основных средств по форме ≤ ОС-1 [2] .

Обратите внимание: нередко на практике возникает ситуация, когда автомобиль принят к учету, от продавца получен счет-фактура, но расплачивается организация за покупку частями. Можно ли в этом случае возмещать НДС из бюджета частично в соответствии с оплаченными суммами? Представители налоговых органов, ссылаясь на п. 9 новой редакции Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом МФ РФ от 18.05.02 ≤ 45н.
Постановление Госкомстата России от 21.01.03 ≤ 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".
Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС[3] , действующей с 10.03.04, однозначно отвечают: "Нельзя".

В этом пункте сказано, что при приобретении основных средств "регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия" их на учет. Однако Постановление Правительства РФ ≤ 914 определяет лишь правила регистрации счетов-фактур в книге покупок.
Порядок зачета НДС установлен в НК РФ. В статье 172 НК РФ прописано, что вычеты сумм НДС "производятся в полном объеме после принятия на учет" основных средств. Ничего конкретного о необходимости полной оплаты продавцу не сказано. Поэтому с мнением налоговиков можно поспорить в суде. Примером положительного решения служит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.04 ≤ А-33-10605/03-С3-Ф02-1329/04-С1. Суд указал, что после получения частичной оплаты продавцу с этой суммы надо сразу начислить в бюджет НДС, а следовательно, покупатель получает полное право принять налог к вычету.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о расходах по страхованию гражданской ответственности. Хотя они являются обязательными, и застраховать автомобиль владельцы, согласно п. 2 ст. 4 Закона ≤ 40-ФЗ[4] , должны еще до регистрации машины в ГИБДД, включать их в первоначальную стоимость нецелесообразно. Ведь в этом случае списывать их в себестоимость придется через амортизацию в течение срока полезного использования автомобиля. Договор же обязательного страхования гражданской ответственности, в силу ст. 10 Закона ≤ 40-ФЗ, заключается на один год. Поскольку нормативные документы (НК РФ, ПБУ 6/01) конкретно не называют расходы по страхованию в числе необходимых для включения в первоначальную стоимость, бухгалтеру выгоднее их отразить в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ[5] ) на счете 97.
В налоговом учете расходы по страхованию включаются в состав прочих в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций (п. 2 ст. 263 НК РФ), и уменьшают налогооблагаемую базу. В этом случае страховой взнос и в бухгалтерском и в налоговом учете будет равномерно списан на расходы в течение года.

Пример 1.
18 января 2005 г. ООО "Торгсервис" купило автомобиль "ГАЗель" по цене 177 000 руб., в том числе НДС 18% . 27 000 руб. Был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) сроком на один год . с 18 января 2005 г. по 17 января 2006 г. Стоимость страховки составила 4 030 руб. Расходы по регистрации в ГИБДД обошлись в 2 300 руб. (деньги выдавались сотруднику под отчет). На автомобиль сразу установили сигнализацию за 10 325 руб., в том числе НДС . 1 575 руб. В этом же месяце автомобиль ввели в эксплуатацию.
Поскольку договор страхования заключен 18 января 2005 года, то уже в этом месяце часть страхового взноса нужно отнести на расходы. Расчет делается так:
4 030 руб. / 365 дн. х 14 дн. = 154 руб. 58 коп.
В январе в бухгалтерском учете фирмы сделаны следующие проводки:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Учтена стоимость купленного автомобиля
(177 000 - 27 000) руб.
0860 150 000
Учтен НДС196027 000
Выданы деньги сотруднику для регистрации в ГИБДД71502 300
Учтены расходы по регистрации в ГИБДД 08712 300
Учтена стоимость сигнализации
(10 325 - 1575) руб.
08608 750
Учтен НДС от сигнализации19601 575
Учтен автомобиль по первоначальной стоимости в составе основных средств
(150 000 + 2 300 + 8750) руб.
0108161 050
Произведена оплата автомобиля и сигнализации (177 000 + 10 325) руб. 6051187325
Предъявлен НДС к зачету из бюджета (27 000 + 1 575) руб. 681928 575
Перечислен страховой взнос ОСАГО 76 514 030
Отражены затраты по страхованию в составе расходов будущих периодов97764 030
Списана на расходы часть страхового взноса 2097154,58

После регистрации автомобиля в ГИБДД России организация признается плательщиком транспортного налога (ст. 358 НК РФ). Сумма налога рассчитывается по данным технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации исходя из мощности двигателя автомобиля.
Транспортный налог является региональным. Поэтому ставки налога, порядок и сроки его уплаты устанавливают сами субъекты РФ (ст. 356 НК РФ). При этом НК РФ четко определены такие условия: принятые региональными властями ставки не могут быть более чем в пять раз меньше или больше ставок, установленных ст. 361 НК РФ, и уплачивать налог нужно по месту регистрации автомобиля в ГИБДД. С точки зрения оптимизации расходов, данные условия должны быть интересны организациям, имеющим филиалы или подразделения в разных регионах. Им выгоднее зарегистрировать автомобиль и платить налог там, где ставки ниже.
Важно помнить, что в случае утилизации, то есть физической ликвидации автомобиля, начислять налог не нужно (Письмо ФНС от 24.01.05 ≤ ММ-6-21/44@ "О транспортном налоге"). В качестве основания для принятия такого решения от организации, оказывающей подобные услуги, необходимо получить документы, подтверждающие дату и сам факт утилизации.

К сведению: после окончания налогового периода организация должна в срок, установленный законом субъекта РФ, представить в налоговый орган по месту нахождения автомобиля декларацию по транспортному налогу, утвержденную Приказом МНС России от 29.12.03 ≤ БГ-3-21/724. Заметим, что согласно разъяснениям МФ РФ, данным в письме от 27.01.05 ≤ 03-06-04-02/03, существующая форма и порядок заполнения декларации остаются актуальными до признания этого приказа утратившим силу или принятия соответствующего нормативного акта Правительством РФ.

Начисление амортизации
Автомобиль введен в эксплуатацию. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда автомобиль был введен в эксплуатацию, организация, согласно ст. 259 НК РФ, обязана ежемесячно начислять по нему амортизацию. Сумма амортизации будет зависеть от срока полезного использования автомобиля. Правила бухгалтерского учета позволяют организации определить этот срок самостоятельно, в то время как для целей налогообложения нужно руководствоваться Классификацией основных средств[6] .

К сведению: на основании этой классификации автомобили, в зависимости от класса и грузоподъемности, могут относиться к третьей, четвертой, пятой и шестой амортизационным группам. Следовательно, срок их полезного использования может быть соответственно от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно, от 5 лет и 1 месяца до 7 лет включительно, от 7 лет и 1 месяца до 10 лет включительно и от 10 лет и 1 месяца до 15 лет включительно.
Если вы приобрели подержанный автомобиль, то срок его полезного использования можно уменьшить на то количество месяцев, в течение которых этот автомобиль использовался прежним собственником. Такой порядок предусмотрен п. 12 ст. 259 НК РФ. Но подтвердить это необходимо документально, например, иметь справку или копию акта о списании основных средств по форме ≤ ОС-4а от прежнего хозяина. Если фактически автомобиль ранее использовался дольше, чем определено Классификацией основных средств, то новый владелец вправе самостоятельно определить срок его полезного использования.
Нормативные документы устанавливают четыре способа начисления амортизации в бухгалтерском учете (п. 19 ПБУ 6/01) и два . в налоговом (п. 4, 5 ст. 259 НК РФ). Среди них лишь линейный способ позволяет одинаково рассчитать амортизацию как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поэтому в целях избежания расхождений в налоговых и бухгалтерских регистрах учета рекомендуем выбрать именно этот способ и установить единый срок службы автомобиля согласно Классификации основных средств. И не забудьте выбранный метод амортизации прописать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Пример 2.
Используем данные из предыдущего примера. Организация установила срок полезного использования "ГАЗели" 5 лет, то есть 60 месяцев. Для начисления амортизации был выбран линейный способ как для бухгалтерского, так и для налогового учета.
Ежемесячная амортизация составит: 161 500 руб. / 60 мес. = 2 691 руб. 67 коп.
Кроме того, ежемесячно относимая на расходы часть стоимости страховки составит: 4 030 руб. / 12 мес. = 335 руб. 83 коп.

В феврале в учете будут сделаны проводки:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена амортизация по автомобилю 20022 691,67
Списаны расходы по страховке 20 97335,83

Обратите внимание: к дорогостоящему автотранспорту (легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам стоимостью соответственно более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей) правила налогового учета (п. 9 ст. 259 НК РФ) требуют применять основную норму амортизации со специальным понижающим коэффициентом 0,5. В бухучете этого делать нельзя. Разъяснения по этому поводу даны в Письме МФ РФ от 18.12.03 ≤ 04-02-05/2/81.
В настоящее время многие фирмы приобретают автомобили в лизинг (по договору финансовой аренды). Здесь также есть свои особенности. Статья 31 Федерального закона от 29.10.98 ≤ 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" дает право по взаимному соглашению сторон применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Возможность применения коэффициента ускорения не выше 3 в налоговом учете четко прописана в п. 7 ст. 259 НК РФ.
Однако в бухгалтерский учет это право автоматически не переносится. Дело в том, что в целях бухгалтерского учета коэффициент ускорения можно применять только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка, линейный способ сделать этого не позволяет. В этой ситуации периоды списания стоимости автомобиля на расходы в бухгалтерском и налоговом учете будут разными. Совместить их можно, установив различные сроки полезного использования и подобрав оптимальное значение коэффициента ускорения в налоговом учете. Ведь закон не запрещает, например, в бухгалтерском учете, используя право самостоятельного определения срока полезного использования, установить его для автомобиля равным 5 годам, а в налоговом учете, согласно Классификации основных средств, . 7,5 годам и применить коэффициент 1,5. Таким образом, при линейном способе начисления амортизации стоимость автомобиля будет отнесена на расходы и в том, и в другом учете за 5 лет.

Текущие расходы по содержанию автомобиля

В соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"[7] затраты по содержанию и эксплуатации автомобилей, а также по поддержанию их в исправном состоянии в бухгалтерском учете формируют расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете они, в силу пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Причем важно отметить, что для целей налогообложения данные расходы признаются только при обязательном соблюдении двух условий: документального подтверждения и экономического обоснования понесенных затрат.
Рассмотрим основные статьи затрат.

Затраты на топливо
Стоимость бензина и других горюче-смазочных материалов в расходах весьма существенна. Поэтому правильный их учет важен и необходим. Организация может покупать бензин на АЗС как за наличный, так и безналичный расчет. В первом случае водитель приносит в бухгалтерию только чек ККМ (п. 7 ст. 168 НК РФ), и бухгалтер всю сумму по чеку включает в расходы.
Обратите внимание: если в чеке отдельно указан НДС, то принять его к зачету нельзя. Без счета-фактуры зачет НДС невозможен. Кроме того, сумму НДС в этом случае нельзя учесть и в расходах при расчете налога на прибыль. Выделенный в чеке НДС нужно учесть на счете 19, списав затем за счет "чистой" прибыли, и не включать сумму НДС в книгу покупок. Такова позиция налоговиков, сформулированная в письме от 10.10.03 ≤ 03-1-08/296311-АЛ268 "О порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.03 ≤ 54-ФЗ". Они утверждают, что принять НДС к вычету возможно лишь в том случае, если сумма налога выделена отдельной строкой и в счете-фактуре и в самом кассовом чеке.
Однако арбитражная практика показывает, что с налоговиками можно поспорить и выиграть дело в суде. Например, в постановлении от 17.06.03 ≤ А48-306/03-19 ФАС Центрального округа указал, что ст. 172 НК РФ позволяет принимать НДС к вычету не только на основании счетов-фактур, но и на основании "иных документов".
В решениях судов подчеркивается, что расходы по приобретению бензина на АЗС носят производственный характер . они подтверждены кассовыми чеками, поэтому налогоплательщик обоснованно возмещает НДС, включенный в стоимость ГСМ. Смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 10.07.03 ≤ Ф09-1990/03АК и от 08.07.03 ≤ Ф09-1961/03АК. Эти дела были выиграны налогоплательщиками, хотя НДС в кассовых чеках не был выделен вообще.
Безналичный расчет, несомненно, более выгоден для фирмы. Во-первых, предлагаемые поставщиками по таким вариантам расчетов скидки снижают стоимость топлива. Во-вторых, они выдают счет-фактуру, поэтому "входной" НДС можно возместить без проблем. Фирма покупает у автозаправочной станции талоны или топливные карты на нефтепродукты и выдает их водителям. По ним они заправляют машины, получая каждый раз на АЗС чек, который затем представляют в бухгалтерию.
Выгода расчетов по топливным картам состоит в том, что на конец месяца поставщик представляет акт и подробный отчет о том, когда, сколько и какого было куплено и отпущено топлива. На основании этого отчета топливо приходуется и списывается в бухгалтерском и налоговом учете. Авансовый отчет, необходимый для списания ГСМ при расчетах по талонам, не требуется. Кассовые чеки АЗС необходимы лишь для контроля.
Мы рассмотрели, какие документы подтверждают расходы на ГСМ, признаваемые для целей налогообложения. Теперь поговорим об экономическом обосновании этих затрат. Для этого организации чаще всего используют путевые листы.

К сведению: формы путевых листов для разных категорий автомобилей входят в состав альбома унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата от 28.11.97 ≤ 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Необходимо отметить, что если организация оказывает транспортные услуги, то путевой лист одновременно служит актом сдачи-приемки работ (услуг).
Несколько слов о нормах на ГСМ. 25-я глава НК РФ вообще не дает каких-либо указаний по нормированию таких расходов. Это означает, что все фактически израсходованные на ГСМ средства могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Ранее организация для проверки правомерности списания топлива обязана была брать за основу нормы, утвержденные Минтрансом России 29.04.97 ≤ Р3112194-0366-97. Теперь же эти нормы в новой редакции[8] носят рекомендательный характер.
Организация вполне может разработать свои собственные нормы по расходованию ГСМ, исходя из конкретных технических характеристик автомобиля, времени года, сложившейся статистики. Их необходимо утвердить приказом руководителя. Разработанные нормы могут быть выше, чем рекомендованные Минтрансом. Для налоговиков это не может служить основанием для непринятия их в целях налогообложения прибыли. Ведь единственное требование ст. 252 НК РФ . чтобы все расходы организации были экономически оправданы и документально подтверждены.

Затраты на стоянку, парковку, мойку, техосмотр автомобиля
Они включаются в расходы в полном объеме . их экономическая необходимость не вызывает сомнений. Как показывает практика, эти расходы чаще всего оплачиваются за наличный расчет. Поэтому, как и в случае с приобретением ГСМ, бухгалтеру нужно тщательно следить за наличием всех необходимых документов . правильно оформленных кассовых чеков и счетов-фактур, подтверждающих эти расходы. Тогда у налогового инспектора не возникнет спорных вопросов.

Обратите внимание: в некоторых случаях, например при парковке автомобиля, может быть выдан бланк строгой отчетности (квитанция), заменяющий чек ККМ, форма которого утверждена Письмом МФ РФ от 24.02.94 ≤ 16-38.

Затраты на ремонт
Автомобиль, как и любая техника, может ломаться, поэтому без расходов на ремонт при его эксплуатации не обойтись. Ремонтные работы могут проводиться как сторонними организациями, так и собственными силами. Кроме стоимости запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, в них включаются расходы на оплату труда работников, занятых на ремонте, а также другие расходы, связанные с его проведением.
Налоговый кодекс РФ позволяет такие расходы учесть сразу и в полном объеме. Однако это не всегда удобно для организации. Затраты на ремонт бывают столь велики, что единовременное включение их в себестоимость значительно снижает конечный финансовый результат работы . прибыль. Поэтому в целях обеспечения более равномерного включения расходов по ремонту в себестоимость п. 1 ст. 260 НК РФ предоставляет организации право создавать резерв под предстоящий ремонт основных средств. Порядок его формирования установлен ст. 324 НК РФ. В бухгалтерском учете эти средства учитываются на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". Отчисления в резервный фонд включаются в себестоимость равными долями в течение всего года.
Фактические затраты по ремонту автомобиля при созданном резервном фонде в состав расходов текущего периода не включаются. Они списываются за счет средств этого резерва. Только по окончании года сумма превышения фактически осуществленных расходов над созданным в течение года резервом включается в состав прочих расходов.
В обратной ситуации остаток средств резерва для целей налогообложения в конце года включается в состав доходов налогоплательщика. При этом нужно помнить, что в бухгалтерском учете излишне зарезервированные суммы сторнируются (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств[9] ), а в составе внереализационных доходов они не учитываются.

Пример 3.
ООО "Стрела" на основе произведенных расчетов, согласно ст. 324 НК РФ, приняло решение в 2004 г. сформировать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 132 000 руб. За 11 месяцев года за счет этого резерва осуществлены ремонтные работы на 115 000 руб. (без НДС). В декабре был произведен ремонт двигателя автомобиля "ВАЗ-21099" . за него заплатили 10 561 руб., в том числе НДС . 1 611 руб.

В декабре в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие проводки:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оплачена стоимость ремонта автомобиля поставщику605110 561
За счет средств резерва списана сумма ремонта (10 561 - 1 611) руб. 96608 950
Учтен НДС 1960 1 611
Предъявлен НДС к зачету из бюджета68 191 611
Начислена на расходы 1/12 часть резервного фонда (132 000 / 12) руб. 2696 11 000
На конец года сторнирована излишне начисленная сумма резерва (132 000 - 115 000 - 8 950) руб. 2696- 8 050

В налоговом учете остаток средств резерва будет списан в доход организации на последнюю дату налогового периода в кредит счета 91.1.

Рассматривая вопрос о ремонте автомобилей, надо учесть еще один нюанс. Нередко у бухгалтера возникает вопрос: как отличить ремонт от модернизации? Здесь важно помнить, что текущий ремонт лишь позволяет поддерживать автомобиль в исправном состоянии, а в результате модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели работы автомобиля (п. 26, 27 ПБУ 6/01), например, срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п. Учитываются эти расходы тоже по-разному. В отличие от текущего ремонта затраты на модернизацию, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. На себестоимость относиться они не могут. Поэтому акты на ремонтные работы нужно оформлять так, чтобы вид ремонта трактовался в них однозначно, тогда претензий у налоговиков не будет.

Обратите внимание: часто организация уже в ходе эксплуатации приобретает для автомобиля сигнализацию, аудиоаппаратуру, средства передвижной радиосвязи и т.п. Бухгалтеру нужно помнить, что такая аппаратура учитывается как самостоятельное основное средство. Ведь, как было сказано ранее, НК РФ позволяет изменить первоначальную стоимость автомобиля лишь в случае качественного улучшения его технических характеристик (п. 2 ст. 257 НК РФ). Установка же этих устройств на машину к такому результату не ведет.
Кроме того, после установки аппаратура не становится неотъемлемой частью автомобиля. Через какой-то срок она вполне может быть использована на другой машине. Срок службы таких устройств превышает 12 месяцев, поэтому к ним применяются общие правила учета основных средств. Если они стоят до 10 000 рублей, то произведенные расходы списываются сразу в периоде их приобретения (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если стоимость дополнительных устройств выше этой суммы, то по ним необходимо начислять амортизацию.

Приобретение автомобиля индивидуальным предпринимателем
Письмом МНС РФ от 27.10.04 ≤ 04-3-01/665 были разъяснены особенности при покупке транспортных средств индивидуальным предпринимателем. В нем говорится о том, что предприниматель имеет право рассматривать свой автомобиль в качестве основного средства и начислять по нему амортизацию лишь при наличии свидетельства о государственной регистрации и лицензии на осуществление транспортных перевозок. Если такой лицензии нет, то в соответствии со ст. 268 НК РФ он, используя автомобиль в любой другой сфере деятельности, например оптовой торговле, может уменьшить свои доходы лишь на сумму расходов по транспортировке реализуемых товаров. Другими словами, в затраты можно включить только расходы на ГСМ. При этом они должны быть подтверждены путевыми листами, оформленными в соответствии с Приказом Минтранса России от 30.06.00 ≤ 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", и чеками ККМ. Еще нужно помнить о том, что при списании ГСМ используются утвержденные Минтрансом нормы ≤ Р3112194-0366-03.

-------------------------------------------------
[1] Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом МФ РФ от 18.05.02 ≤ 45н.

[2] Постановление Госкомстата России от 21.01.03 ≤ 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

[3] Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" от 02.12.00. ≤ 914 в редакции, введенной в действие с 10.03.04 Постановлением Правительства РФ от 16.02.04 ≤ 84.

[4] Федеральный закон от 25.04.02 ≤ 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", введен в действие с 01.07.03 Федеральным законом от 23.06.03 ≤ 77-ФЗ.

[5] "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 N 34н.

[6] Постановление Правительства РФ ≤ 1 от 01.01.02 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

[7] Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 ≤ 33н.

[8] Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утв. Минтрансом России 29.04.03 ≤ Р3112194-0366-03. Срок их действия до 01.01.08.

[9] Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом МФ РФ от 13.10.03 ≤ 91н.


Голосов: 15 Средний бал: 4.60
Оцените статью: