Saldo.ru

Публикации

16 октября 2021, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Е. Юдевич, ведущий консультант ЗАО "СВ-Аудит"
Материал предоставлен журналом "Двойная запись"

Распределяем входной налог

В ряде случаев Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет, но порядок его ведения не прописывает (в других нормативных документах его тоже не найти), предлагая организациям решить этот вопрос самим.

Главное - доказать факт
По умолчанию порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике, однако отсутствие его в данном приказе не должно негативно отразиться на компании. Правда, бывали случаи, когда инспекторы по результатам проверки начисляли налоги, пени и санкции на том лишь основании, что предприятие забывало прописать порядок ведения раздельного учета в приказе об учетной политике. Но организациям удавалось выиграть дело, если они могли доказать наличие такого учета. Например, в споре, рассматриваемом ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13 мая 2004 г. ≤ А56-13726/03, решающую роль сыграло то, что фирма предоставила справку, в которой содержался расчет НДС, подлежащего вычету, а это фактически свидетельствовало о ведении раздельного учета. Речь шла об организации, осуществляющей как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции в соответствии со статьей 149 НК РФ, в связи с чем по некоторым расходам ей приходилось делить входной налог, как того требует пункт 4 статьи 170 НК РФ.

Принцип раздельного учета
Итак, в чем же заключается принцип ведения подобного учета и как его организовать на практике? К определенным счетам открываются субсчета, например к счету 90 - субсчета "Выручка, облагаемая НДС" и "Выручка, не облагаемая НДС". То же самое с затратными счетами: допустим, к счету 43 открываются субсчета "Продукция, реализуемая с учетом НДС" и "Продукция, реализуемая без учета НДС".
Если с выручкой проблем нет, то по затратам этого не скажешь. Дело в том, что некоторые виды расходов сложно идентифицировать по категориям операций. Например, затраты на аренду склада, где хранится вся производимая фирмой продукция, относятся как к облагаемым, так и не облагаемым НДС операциям, если часть продукции реализуется с учетом налога, а часть - без него. Что делать с входным налогом по таким расходам? Сначала выделить его на дебет счета 19, причем на специальный субсчет, примерно такого содержания: "НДС, подлежащий распределению", а после разделить на две части, одну из которых поставить к вычету, другую отнести на расходы. Прежде чем описывать алгоритм распределения входного НДС, расскажем об одном ошибочном представлении, которое может привести к искажению налогов. Некоторые бухгалтеры считают, что распределять нужно тот налог, который предъявлен контрагентом и непременно оплачен организацией. Но дело в том, что факт оплаты играет решающую роль только для вычета, для деления НДС оплата не имеет значения. Ведь в пункте 4 статьи 170 НК РФ четко сказано, что распределению подлежат "суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг)". Того, что они к тому же должны быть оплачены, из кодекса не следует.
Теперь о том, как делить налог. Сразу заметим, что, выделив сумму НДС на счет 19, бухгалтер в тот же момент не сможет определить, какую часть он должен поставить к вычету, а какую включить в расходы. А все потому, что входной налог распределяется при помощи пропорции, которая рассчитывается исходя из стоимости товаров (оказанных услуг, выполненных работ), отгруженных за месяц, а эти данные будут известны только по окончании налогового периода. Получив их, бухгалтер должен найти долю стоимости тех товаров (работ, услуг), что были реализованы с учетом НДС, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг). Умножив ее на сумму входного налога, накопившегося за прошедший месяц (или квартал, если фирма отчитывается ежеквартально), он получит ту часть налога, которую следует предъявить к вычету из бюджета (п. 4 ст. 170 НК РФ). Оставшаяся часть относится на затраты, учитываемые, кстати, при налогообложении.
Еще один важный момент, о котором всегда стоит помнить. Рассчитывая пропорцию, нужно брать стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), иначе говоря, выручку, формируемую "по отгрузке". При этом из данной выручки нужно исключить НДС, о чем предупреждает и Минфин России в письме от 29 октября 2004 г. ≤ 03-04-11/185.

Пример
ОАО "Дорога" оказывает услуги по пассажирским перевозкам, которые не облагаются НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ. Одновременно организация сдает в аренду часть своего транспорта, уплачивая с полученной арендной платы НДС. Учетная политика для целей НДС - "по оплате".
В апреле 2005 года выручка от оказания транспортных услуг для граждан составила 92 000 руб., а услуги по предоставлению транспорта в аренду были оказаны на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.), которая в соответствии с условиями договора поступит от арендаторов только в следующем месяце. Расходы на коммунальные платежи в апреле составили 7080 руб., в том числе НДС - 1080 руб.
Поскольку коммунальные затраты относятся и к облагаемым, и к не облагаемым НДС операциям, входной налог по ним необходимо распределить. Для чего в общей сумме оказанных за апрель услуг следует найти долю облагаемых налогом на добавленную стоимость. Она равна 0,35 ((59 000 - 9000) : (92 000 + 59 000 - 9000)). Умножив ее на сумму НДС по коммунальным расходам, найдем ту часть налога, которую следует принять к вычету из бюджета. Она составит 378 руб. (1080 руб.X 0,35). Остальная часть в сумме 702 руб. (1080 - 378) в бухгалтерском учете списывается на счет 25, в налоговом относится к прочим расходам.

Пятипроцентный барьер
В Налоговом кодексе есть весьма любопытная норма, которая позволит некоторым организациям принимать к вычету весь налог, даже если они ведут и облагаемые, и не облагаемые НДС операции. В пункте 4 статьи 170 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет при условии, что "доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство". Простая, на первый взгляд, фраза вызывает по крайне мере два вопроса. Первый: могут ли торговые организации воспользоваться этой нормой, ведь у них нет совокупных расходов на производство? У них могут быть только торговые издержки. Несмотря на это, мы считаем, что и для них данная норма применима. Ведь в нашей стране действует признак всеобщности и равенства налогообложения, а значит, порядок применения пятипроцентного барьера должен распространяться на всех налогоплательщиков, независимо от видов деятельности, которыми они занимаются (п. 1 ст. 3 НК РФ).
Возникает еще один вопрос: что, собственно, понимать под совокупными производственными расходами? Законодатель упомянул о них, а вот порядок их расчета не установил. С затратами, относящимися к каким-то определенным операциям (прямые), проблемы не возникает. Она появляется в отношении тех расходов, которые относятся ко всей деятельности фирмы в целом (косвенные). И должны ли вообще эти затраты учитываться при расчете? Считаем, что да, поскольку совокупные расходы - понятие гораздо более широкое, чем производственные затраты. Так что общехозяйственные расходы, на наш взгляд, также нужно брать во внимание. Причем распределять их по видам продукции (работ, услуг) не нужно, если учетная политика предусматривает перенос сумм с 26-го счета на 20-й. Ведь в этом случае общехозяйственные затраты уже попали в себестоимость продукции, а повторное их включение в состав совокупных расходов на производство приведет к искажению данных. Если же учетной политикой фирмы предусмотрено списание сумм со счета 26 в дебет счета 90, на момент продажи уже известно, какая часть затрат отнесена к облагаемой НДС деятельности, а какая к необлагаемой, то есть и здесь они уже распределены.

Три варианта для "вмененщика"
"Вмененщики" НДС не платят, но только с конкретного вида деятельности, поэтому если наряду с этим они ведут другую, не подпадающую под ЕНВД деятельность, от обязанности по ведению раздельного учета они не освобождаются. В принципе здесь нет каких-либо особенностей, и все, что мы писали выше, можно применить и к ним. Но список проблем у таких организаций шире. Взять, к примеру, торговую фирму, занимающуюся как розничными, так и оптовыми продажами. С розницы она платит ЕНВД, соответственно товары, предназначенные для розничной торговли, бухгалтер должен учитывать отдельно от тех, которые планируется продать оптом. Зачастую бывает, что в момент покупки тех же товаров не всегда известно, в каком режиме они будут проданы. Соответственно неясно, на какой субсчет их приходовать. Но не это самое главное. Здесь еще возникает проблема с входным НДС, ведь к вычету он принимается только если товары будут продаваться с учетом данного налога, то есть в опте (п. 2 ст. 171 НК РФ). Как быть в данной ситуации?

Чиновники Минфина в свое время попытались решить проблему. В письме от 24 октября 2003 г. ≤ 04-03-11 они заявили, что в отношении товаров, по которым в момент покупки невозможно сказать, куда они пойдут (в розничную торговлю, где платится ЕНВД, или оптовую), используется пропорция, упомянутая в пункте 4 статьи 170 НК РФ. То есть по таким ценностям они призывают распределять налог так же, как по общехозяйственным расходам. Этот вариант, пожалуй, самый простой и надежный, но, правда, не совсем соответствует кодексу. Ведь внимательно читая пункт 4 статьи 170 НК РФ, мы видим, что пропорция используется в отношении только тех расходов, которые одновременно относятся и к облагаемым, и к не облагаемым НДС операциям. А товары либо относятся к облагаемым, либо нет.
Можно воспользоваться и другими вариантами, которых несколько.

Первый состоит в том, что раздельный учет ведется исходя из предполагаемого использования товаров (например, на основе данных предыдущего месяца), а после корректируются суммы входного НДС, подлежащие вычету либо включению в стоимость. Минус этого способа в том, что представлять уточненные расчеты по НДС придется чуть ли не за каждый месяц (квартал, если он является налоговым периодом), ведь наверняка фактические данные не совпадут с предполагаемыми.

Второй вариант: выделить входной налог на дебет счета 19 и придерживать его там до тех пор, пока не станет известно, в каком режиме налогообложения будет продан товар. И только после появления этой информации сумму НДС либо ставить к вычету, либо переносить в дебет счета 41. Недостаток этого варианта в том, что если промежуток времени между приобретением товара и его продажей значителен, организация воспользуется вычетом позже, чем могла бы. К примеру, ценности были куплены и оплачены в апреле, но к вычету НДС бухгалтер не поставил, поскольку не знал, как и когда они будут проданы. Соответственно он применит вычет только в том месяце, когда необходимая информация ему будет предоставлена.
А можно сразу же ставить к вычету весь налог - третий способ. После чего сумму налога с части товаров, ушедшей через розницу (не облагаемую НДС деятельность), восстановить. Сразу оговоримся, что данный вариант достаточно смел и годится лишь для тех предприятий, у которых операции, облагаемые НДС, составляют основную часть. Если вас обвинят в нарушении, можно аргументировать свои действия тем, что купленные ценности предполагалось реализовать оптом, то есть с учетом НДС, но в последний момент руководство передумало, и товары было решено продать в розницу


Голосов: 3 Средний бал: 5.00
Оцените статью: