Saldo.ru

Публикации

24 октября 2021, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Журнал "Главбух"
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении. Главбух . 8, 2005

По каким формам надо отчитываться за I квартал
Как и прогнозировал "Главбух" (≤ 7, стр. 20), в самый разгар отчетного периода за I квартал появилось сразу несколько новых деклараций. А именно:
- Расчет авансовых платежей по ЕСН. Утвержден приказом Минфина России от 17 марта 2005 г. ≤ 40н (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2005 года; официально опубликован 7 апреля 2005 года);
- декларации по акцизам. Утверждены приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. ≤ 32н (зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2005 года; официально опубликован 7 апреля 2005 года);
- Расчет авансовых платежей по страховым взносам в ПФР. Утвержден приказом Минфина России от 24 марта 2005 г. ≤ 48н (зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 2005 года; на момент подписания номера - 13 апреля - официально не опубликован);
. декларации по НДС, а также декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров из Белоруссии. Утверждены приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. ≤ 31н (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2005 года; на момент подписания номера - 13 апреля - официально не опубликован).
Все новые формы размещены на сайте в разделе http://www.glavbukh.ru/cgi-bin/glavbukh/main.pl?page=documents target=_blank>"Документы".

По общему правилу, закрепленному в пункте 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. ≤ 763, приказы Минфина России вступают в силу через 10 дней после официального опубликования. Но при том условии, что иной порядок не прописан в самих нормативных актах. Между тем во всех перечисленных выше приказах сказано, что их нужно применять, отчитываясь за I квартал или за март 2005 года.
Тут не надо забывать о норме, которая прописана в пункте 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. ≤ 763. Эта норма гласит: нормативный акт, изданный федеральными органами исполнительной власти (в частности, Минфином России), не может вступить в силу до его официальной публикации. Таким образом, формально расчет по ЕСН и декларации по акцизам надо сдавать по новым формам только с 7 апреля. Расчет же по пенсионным взносам и декларации по НДС - с 14 апреля (такова предполагаемая на момент подписания этого номера дата их официального опубликования).
Но проблема в том, что многие предприятия отчитались за I квартал и март прежде, чем были опубликованы новые формы расчетов и деклараций. Более того, в реальности многие бухгалтеры получили уже опубликованные формы, только когда истекли сроки отчетности, например, из-за перебоев в работе почты.
Что угрожает фирме, которая по вполне объективным причинам отчиталась за I квартал (март) по старым формам? Надо ли пересдавать такую отчетность? Об этом мы спросили Сергея Викторовича РАЗГУЛИНА, начальника отдела контроля и координации деятельности ФНС Минфина России.
- Вправе ли фирма отчитаться за март (I квартал) по старым формам, если официально опубликованные расчеты и декларации оказались недоступны для бухгалтера до того, как истекли сроки отчетности?
- Формально такого права у фирмы нет. Новые расчеты и декларации вступают в силу после их официальной публикации. Значит, с момента опубликования отчитываться надо именно по ним. Если этого не сделать, у инспектора будет полное право оштрафовать организацию за непредставление отчетности по статьям 119 и 126 Налогового кодекса РФ.
Другое дело, что имеются отдельные примеры из судебной практики, когда суды отказывали налоговым органам во взыскании штрафа в подобных обстоятельствах.
- Теперь предположим, что предприятие отчиталось на старом бланке до того, как была опубликована новая форма декларации, но срок отчетности еще не истек. Могут ли инспекторы потребовать пересдать декларацию по новой форме?
- Нет, такого права у инспекторов нет. Ведь фирма, отчитавшись по старой форме до того, как появилась новая, действовала в полном соответствии с налоговым законодательством. Другое дело, что инспектор в рамках камеральной проверки может запросить у фирмы сведения, которые отсутствуют в старой форме отчета, но предусмотрены в новой декларации. Такое право предоставлено налоговым органам статьей 88 Налогового кодекса РФ.
- Но допустим, что у бухгалтера есть возможность раздобыть новую форму декларации до ее официального опубликования (например, на сайте www.glavbukh.ru ). Не будет ли у фирмы проблем, если она представит отчет за март по форме, которая официально еще не вступила в силу?

- Налогоплательщик может заполнять декларацию по новой форме, имея в виду, что она вступит в силу в течение срока представления отчетности. Но все же правильнее будет представить декларации по той форме, которая действовала на момент ее сдачи в налоговый орган.
Итак, ответы чиновника сводятся к тому, что после даты официальной публикации новых форм отчитываться нужно только по ним. В то же время представитель Минфина России упомянул о случаях, когда суды не поддерживали налоговиков, пытавшихся оштрафовать фирму за отчетность, сданную по устаревшим формам. Действительно, таких дел немало. Вот всего лишь несколько примеров: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 августа 2003 г. ≤ Ф04/3852-1238/А27-2003, постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2005 г. ≤ А56-32659/04, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2003 г. ≤ А39-3091/02-156/11. Во всех перечисленных случаях суды указали, что штраф, предусмотренный статьей 119 Налогового кодекса РФ, взимается лишь при условии, что фирма вообще не представила никакой декларации. Санкции же за отчетность, сданную по устаревшей форме, налоговым законодательством не предусмотрены.
Конечно, судебного разбирательства лучше избежать. А поскольку федеральная налоговая служба ничего конкретного сообщать налогоплательщикам не собирается, то, если есть возможность, лучше поговорить со своим налоговым инспектором и посоветоваться, как поступить в такой ситуации, чтобы избежать штрафа. Если получить разъяснения не удается, а до конца срока сдачи отчетности найти новую форму декларации не удалось, сдайте ее старый вариант. К этому отчету приложите пояснительную записку. В ней надо указать, что у предприятия не было возможности своевременно получить новую форму декларации, но при первой же возможности предприятие сдаст "уточненку" по новой форме. Конечно, гарантировать, что инспектор согласится на такой компромисс, нельзя. Но попытаться таким образом спасти положение вполне можно. Шансы на то, что, получив такие пояснения, налоговики откажутся от штрафа, довольно высоки.
Но вполне возможно, что вы отчитались на старом бланке уже после того, как вступила в силу новая форма декларации, и никакой пояснительной записки не приложили. Тогда, если вы хотите избежать судебной тяжбы, отправьте уточненную новую декларацию по почте. Скорее всего в этом случае инспектор не будет формально следовать требованиям статьи 119 Налогового кодекса РФ и вашу фирму не оштрафуют.

Новые бланки отчетности по ЕСН и пенсионным взносам

Минюст России 28 марта 2005 года зарегистрировал новую форму Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу. А 5 апреля 2005 года - новый Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Эти бланки вместе с Рекомендациями по их заполнению утверждены приказами Минфина России от 17 марта 2005 г. ≤ 40н и от 24 марта 2005 г. ≤ 48н соответственно. Формы и порядок их заполнения размещены на сайте в разделе http://www.glavbukh.ru/cgi-bin/glavbukh/main.pl?page=documents target=_blank>"Документы".

Минфиновцы выпустили эти формы, так как снизилась ставка ЕСН и изменились условия, при которых организация получает право на регрессию.
Так же как и Расчет по ЕСН, Расчет авансовых платежей по пенсионным взносам за I квартал 2005 года нужно сдать не позднее 20 апреля 2005 года.
Теперь подробно об изменениях в бланках. Продиктованы они нововведениями федеральных законов от 20 июля 2004 г. ≤ 70-ФЗ и от 23 декабря 2004 г. ≤ 174-ФЗ.
Первый из них определил новые ставки единого социального налога и взносов в ПФР, а также упростил правила применения регрессивной шкалы. Второй - утвердил новые КБК.
С 2005 года максимальная ставка ЕСН равна 26 процентам, а ставка взносов на пенсионное страхование - 14 процентам. Их нужно применять до тех пор, пока выплаты работнику за год не превысят 280 000 руб. Как только сотрудник заработает больше этой суммы, ЕСН и взносы следует начислять по пониженным ставкам. Новые интервалы регрессивной шкалы предусмотрены в Расчетах авансовых платежей по ЕСН и пенсионным взносам в разделах 2.1 и 2.2 соответственно.
С этого года не нужно исчислять налоговую базу в среднем на одного работника, чтобы определить, применять регрессивную шкалу или нет. Поэтому из Расчетов убрали соответствующие разделы.
Кроме того, в отчете по пенсионным взносам учли изменения в тарифной шкале (разделы 2 и 2.2). Теперь начисленные взносы надо делить на две группы: одна - для граждан 1966 года рождения и старше, другая - для тех, кто родился в 1967 году и позже.
В разделе 1 обоих Расчетов, где показывают сумму, которую надо перечислить в бюджет и внебюджетные фонды, предусмотрены 20-значные поля для КБК. Заверять своей подписью достоверность данных на этих листах отныне должен не только руководитель, но и главный бухгалтер.
Титульные листы Расчетов все так же состоят из двух листов, но в них внесены технические изменения. Так, второй лист теперь нужно заполнять лишь физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями и у которых нет ИНН. А на первом появилось поле, где ПБОЮЛ должны указывать свой основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП). Зато убрали поля для ИНН руководителя и главного бухгалтера. А сведения об уполномоченном лице (ИНН, подпись) вообще не надо указывать. Впрочем, это вовсе не означает, что фирма теряет право подавать Расчет через представителя. Это следует также из пункта 1 Рекомендаций по заполнению Расчетов.

Уточнено, какие бланки строгой отчетности можно использовать

Организации и предприниматели, принимая наличность, могут не использовать ККТ, а выдавать бланки строгой отчетности. При этом вопрос о том, в каких случаях можно использовать бланки и как их выдавать, должно решить Правительство РФ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. ≤ 54-ФЗ.
Однако до сих пор по этому вопросу не было никаких документов. И наконец-то в апреле было обнародовано Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. ≤ 171

Прежде всего, в данном Положении говорится, в каких случаях можно выдавать бланки строгой отчетности вместо того, чтобы выбивать чеки ККТ. Во-первых, если организация или предприниматель оказывают услуги. Причем только те услуги, для которых утверждены бланки строгой отчетности.
Во-вторых, если покупатели - физические лица. Если же услугу оказывают фирме или предпринимателю, то необходимо применять кассовый аппарат.
Кроме того, Правительство РФ обратило внимание на то, кем должны разрабатываться бланки строгой отчетности: на это уполномочен Минфин России.
При этом финансовое ведомство должно утвердить новые формы в соответствии с Положением. Но пока сотрудники Минфина России этого не сделали, можно использовать бланки строгой отчетности, которые были утверждены финансовым ведомством раньше. Однако старые бланки прекратят действовать с 2007 года.
И наконец, Правительство РФ уточнило, как должны быть оформлены бланки строгой отчетности. Перечислим эти требования.
1. В бланки строгой отчетности нельзя вносить какие-либо изменения, исправления.
2. Бланки являются первичными документами. То есть организациям и предпринимателям, выдавшим бланк строгой отчетности, оформлять товарный чек, акты не нужно.
3. Фирмы и ПБОЮЛ, работающие с населением, могут выдавать только те бланки строгой отчетности, в которых есть обязательные реквизиты. Это:
- ссылка на документ, утвердивший бланк;
- наименование бланка строгой отчетности, его серия и шестизначный номер;
- код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
- ИНН, наименование и код по ОКПО фирмы или ПБОЮЛ, выдавших бланк;
- вид оказанных населению услуг;
- единица измерения;
- стоимость услуги и дата ее оплаты;
- Ф.И.О. и наименование должностей ответственных за операцию работников.
Также на бланке строгой отчетности должны быть указаны сведения об изготовителе (наименование, ИНН, адрес, номер заказа и год его выполнения, тираж). Получается, что распечатать бланки строгой отчетности с компьютера нельзя.


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: