Saldo.ru

Публикации

21 октября 2021, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
М.И. Чемезов, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой."

Минфин закрашивает "белые пятна" упрощенки

Процесс перехода на упрощенную систему налогообложения в законодательстве прописан довольно скупо. В частности, много вопросов вызывает порядок списания основных средств, приобретенных до смены налогового режима. Совсем недавно Минфин выпустил весьма интересное письмо, которое снимает часть проблем.

Письмо Минфина от 25 марта 2005 г. ≤ 03-03-02-04/1/88 опубликовано в 8-м номере журнала "Нормативные акты для бухгалтера". Комментируя его, эксперты издания обратили внимание на два основных момента. Во-первых, авторы письма пояснили, как определять остаточную стоимость имущества, если до перехода на упрощенку фирма применяла другие системы налогообложения. А во-вторых, они поделились своими соображениями относительно даты приобретения основных средств. От того, что считать этой датой - день перехода права собственности или момент ввода в эксплуатацию - во многом зависит сумма расходов, которую можно учесть при налогообложении.

Как правильно определить остаточную стоимость
Остаточную стоимость основных средств, приобретенных до перехода на упрощенку, надо списывать поэтапно. В статье 346.25 Налогового кодекса, где описаны особенности перехода, рассмотрен единственный случай - если перед упрощенной системой фирма применяла общий режим и рассчитывала налог на прибыль методом начисления. В такой ситуации остаточная стоимость имущества определяется как разница между ценой приобретения и суммой амортизации, начисленной по правилам 25-й главы.
На самом деле вариантов значительно больше. Например, до перехода на упрощенку организация могла определять доходы и расходы кассовым методом. И если она эксплуатировала не полностью оплаченные основные средства, то начислять по ним амортизацию было невозможно. Минфин заметил, что в данном случае расходы у организации все равно возникнут лишь после того, как задолженность перед продавцом будет погашена. Соответственно, если объект был приобретен до, а оплачен после перехода на упрощенку, то в момент смены режимов его остаточная стоимость будет совпадать с первоначальной.
Другой вариант, когда до перехода на упрощенную систему фирма платила ЕНВД. Минфин пишет, что остаточную стоимость имущества, переведенного из "вмененной" деятельности в "упрощенную", можно относить на расходы. Но для этого за период, в котором имущество использовалось в деятельности, переведенной на ЕНВД, нужно рассчитать амортизацию. Причем - по правилам 25-й главы Налогового кодекса. В момент перехода на упрощенку именно эта сумма уменьшит первоначальную стоимость основного средства.
Надо сказать, что такой подход отличается от точки зрения налоговой службы. В письме от 27 сентября 2004 г. ≤ 22-1-14/1558 МНС советовало определять остаточную стоимость "вмененных" основных средств по данным бухгалтерского учета.
Способ, предложенный Минфином, потребует от налогоплательщиков дополнительных трудозатрат. Хорошо, если первоначальная стоимость, способ начисления амортизации и срок службы объекта в бухгалтерском и налоговом учете одинаковы. Тогда пересчитывать ничего не придется. Но если какие-то из этих параметров не совпадают, "переходную" остаточную стоимость основных средств надо будет скорректировать.

Для каждого режима свои правила
Из нового письма следует и еще один важный вывод. Остаточную стоимость бывшего "вмененного" имущества можно списывать даже в том случае, если фирма начинает совмещать два специальных режима. То есть когда основное средство, ранее задействованное во "вмененном" бизнесе, меняет свое предназначение.
И здесь представители Минфина разошлись во мнениях с налоговиками. Раньше сотрудники налоговой службы неоднократно заявляли, что такой объект нельзя назвать ни приобретенным до перехода на упрощенку, ни полученным после того, как фирма сменила налоговый режим. Дескать, предприятие продолжает платить ЕНВД, значит, о полном переходе на другую систему говорить не приходится.
Письмо ≤ 03-03-02-04/1/88 ставит крест на такой трактовке. Более того, эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера" считают, что выводы Минфина можно применять и в тех ситуациях, когда на упрощенку переводится часть деятельности, по которой раньше фирма платила все общие налоги.

Пример
В 2004 году фирма "Парус" одновременно занималась оптовой и розничной торговлей. Налог на прибыль по оптовым продажам "Парус" рассчитывал кассовым методом, розница была переведена на ЕНВД. С 2005 года оптовая торговля была переведена на упрощенку (объект налогообложения - разница между доходами и расходами).
По состоянию на 1 января на балансе фирмы числился компьютер, который раньше использовался в обоих видах деятельности. С 1 января компьютер переведен на оптовый склад организации.
Первоначальная стоимость основного средства - 48 000 рублей, срок полезного использования - 4 года. Общая сумма амортизации, начисленной в налоговом учете - 15 000 рублей. Из них 8000 рублей были списаны в уменьшение налогооблагаемой прибыли, а 7000 рублей - отнесены на расходы по "вмененной" деятельности.
С учетом амортизации, начисленной по правилам 25-й главы Налогового кодекса, остаточная стоимость компьютера по состоянию на 1 января равна:
48 000 - 15 000 = 33 000 руб.
В течение первого года применения упрощенки бухгалтер "Паруса" должен списать на затраты 50 процентов стоимости компьютера. В расходах I квартала можно учесть:
33 000 руб. х 50% : 4 кв. = 4125 руб.

Если до перехода на "упрощенку" организация платила единый сельхозналог, то в 25-ю главу кодекса бухгалтеру заглядывать не придется. Минфин предложил очень простой способ определения остаточной стоимости: ее нужно признать в сумме, не учтенной при уплате этого налога. Разумеется, это относится только к тому имуществу, которое было приобретено до перехода на "аграрный" спецрежим. Ведь стоимость основных средств, приобретенных в период применения сельхозналога, сразу же списывалась на расходы в полном объеме. А учитывая, что эти объекты не реализуются, а переводятся на другой режим налогообложения, восстанавливать часть списанной стоимости и доплачивать с нее сельхозналог и пени не нужно.

"До" или "после"?
Порядок включения в расходы стоимости основных средств зависит от того, когда они были приобретены - до или после перехода на "упрощенку". Проблема заключается в том, что глава 26.2 Налогового кодекса не определяет, что считать "датой приобретения": дату оприходования имущества (когда делается проводка Дебет 07 (08) Кредит 60) или дату включения его в состав основных средств (когда делается проводка Дебет 01 Кредит 08).
Минфин напомнил, что капитальные вложения не относятся к основным средствам. Соответственно любое имущество становится основным средством только после того, как оно будет оприходовано на счете 01. Получается, что вводить в эксплуатацию объект, приобретенный до перехода на упрощенку, выгоднее (по крайней мере - на бумаге) после того, как фирма сменит налоговый режим. В этом случае бухгалтер сможет сразу же списать на расходы всю стоимость актива.


Голосов: 1 Средний бал: 4.00
Оцените статью: