Два аудитора равно одной организации
Андрей КРЫЛОВ
Госдума России 18 мая приняла в первом чтении законопроект, вносящий поправки в закон "Об аудиторской деятельности". Проект предусматривает с 1 января 2006 года замену лицензирования на обязательное членство в саморегулируемых аудиторских объединениях. Сама идея отмены лицензирования наверняка с легкостью преодолеет два оставшихся чтения. А вот в отдельные положения проекта могут быть внесены серьезные изменения.
Основные баталии скорее всего развернутся вокруг требований к саморегулируемым объединениям (СРО). Правительственная редакция законопроекта устанавливает следующий критерий: СРО должно объединять не менее 1,5 тыс. аудиторских организаций или 3 тыс. аудиторов. Если учесть количество выданных лицензий и аттестатов, то при введении данного требования в стране смогут работать порядка 10 СРО. При этом директор департамента государственного финансового контроля, бухучета и аудиторской деятельности Минфина России Леонид Шнейдман считает, что контролировать качество аудита вполне смогут четыре-пять объединений. Однако с такими числами не согласен председатель комитета по собственности Государственной думы РФ Виктор Плескачевский, чей комитет курирует прохождение законопроекта через Госдуму. Выступая на аудиторских форумах, Плескачевский неоднократно заявлял, что объединений должно быть не 4-5, а 10-20. Для достижения этой цели депутат предлагает ввести другой минимум: 300-400 аудиторских организаций или 1,5-2 тыс. аудиторов.
Предложения Плескачевского поддерживают представители профессиональных аудиторских объединений, с которыми пообщался корреспондент "УНП". По словам аудиторов, снижение "членского минимума" позволит работать небольшим региональным объединениям, "которые неплохо себя зарекомендовали". Кроме того, представители профобъединений отмечают продуманность и логичность инициатив депутата. "Правительственные поправки приравнивают членство одной аудиторской организации к членству двух аудиторов. Непонятно, откуда взялось это "уравнение" - ведь действующая редакция закона об аудиторской деятельности требует, чтобы в штате было не менее пяти аттестованных аудиторов. А соотношение "300-400 организаций или 1,5-2 тыс. аудиторов" базируется именно на норме о пяти штатных аудиторах", - пояснили аудиторы.
**************************************************************************
Пенсионный фонд против ЕСН
Сергей НОВИКОВ
Российская пенсионная система нуждается в срочной модернизации. Так кратко формулируется суть большинства выступлений, прозвучавших 18 мая на второй всероссийской конференции "Пенсионная система России: прошлое, настоящее, будущее". При этом методы, с помощью которых предлагалось усовершенствовать пенсионные отношения, имеют непосредственное отношение к работодателям.
Главную проблему озвучил председатель Правления Пенсионного фонда РФ Геннадий Батанов. По его словам, снижение единого социального налога сделало бюджет ПФР дефицитным. "Эта ситуация недавно обсуждалась на совещании у председателя правительства. Там было решено, что все участники пенсионных отношений должны представить проекты законов и нормативных актов, позволяющих исправить ситуацию", - сообщил Геннадий Николаевич. И тут же озвучил свое весьма, кстати, радикальное предложение: отказаться от ЕСН "в пользу Пенсионного фонда". Как напомнил Геннадий Батанов, сегодня работодатели перечисляют в фонд 14 процентов от ЕСН. Фонду же для сбалансированного бюджета необходимы минимум 18 процентов.
"Чтобы их получить, надо изменить правовой статус базовой части пенсии. Сейчас базовая часть финансируется за счет 6 процентов от ЕСН, поступающих в федеральный бюджет. На мой взгляд, можно, например, назвать эту часть социальной выплатой и сделать страховым взносом в ПФР", - пояснил глава Пенсионного фонда РФ. Правда, о том, за счет чего в случае подобной "рокировки" будет выплачиваться базовая пенсия, Геннадий Батанов не сказал.
В кулуарах конференции корреспондент "УНП" поинтересовался у главы ПФР, одобряет ли идею по реформированию ЕСН Минфин. "Будем убеждать", - твердо ответил чиновник. При этом в неизбежности перемен Геннадий Батанов не сомневается: "Я лично глубоко убежден - именно в 2005-2006 годах надо что-то делать с тарифной политикой по страховым взносам и с базовой частью пенсии. Потом будет поздно".
Впрочем, по части радикальности инициатив главу ПФР заткнул за пояс комитет пенсионных технологий Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Поясним. Одной из самых обсуждаемых проблем конференции было огромное количество "молчунов" - граждан, которые по умолчанию оставляют пенсионные накопления в распоряжении государства. Так вот, комитет предлагает "ликвидировать молчунов как класс". Соответствующий законопроект уже подготовлен. Документ запрещает работодателям нанимать сотрудников, которые не имеют договоров на пенсионное страхование с каким-либо негосударственным фондом. Страхователем будет не работодатель, а сам работник. Организациям же делегируется "непыльная" обязанность удерживать из зарплаты сотрудников взносы и перечислять деньги в фонды. Правда, бухгалтеров должен утешить отзыв, который корреспондент "УНП" получил у главы ПФР: "Здесь же нарушается принцип добровольности страхования. Так что вряд ли мы будем всерьез работать с таким предложением".
****************************************************************************
Поправка прибыль бережет
Сергей НОВИКОВ
Совет Федерации 25 мая должен рассмотреть законопроект, корректирующий главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Если сенаторы одобрят существующий вариант проекта, они преподнесут предприятиям роскошный подарок. Документ содержит огромное количество поправок, причем все они в пользу налогоплательщика. Среди одобренных новшеств, большинство из которых должны вступить в силу с 2006 года, - перенос убытков без ограничений, амортизационная премия, включение в состав расходов "зарубежных" затрат, а также долгожданное сближение бухгалтерского учета с налоговым.
Начнем с переноса убытков. Как известно, сейчас убытки прошлых периодов можно списывать в течение 10 лет. При этом переносимая сумма не должна превышать 30 процентов от налоговой базы текущего периода. Проект разрешает в 2006 году списывать 50 процентов, а с 2007 года суммы убытков вообще можно будет переносить без ограничений. Тему лимитов продолжает новый порядок списания затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Если результаты НИОКР не используются в производстве, то действующая редакция Налогового кодекса позволяет отнести на расходы в течение трех лет не более 70 процентов исследовательских затрат. Поправки же разрешают списать затраты на неудачные НИОКР полностью. А в случае с успешными исследованиями и разработками, которые учитываются в полном объеме, сроки списания сокращаются с трех до двух лет.
Ряд нововведений должен особенно порадовать торговые организации. В частности, проект разрешает относить к внереализационным расходам премии и скидки, используемые для стимулирования активности покупателей. Другое новшество касается рекламных каталогов. Сейчас затраты на каталоги можно списать лишь в том случае, если издание рекламирует продукцию, производимую организацией. А поправки позволят учесть затраты на каталоги, рекламирующие весь реализуемый товар независимо от того, кто его произвел.
В списке приятных перемен также значится разрешение учитывать затраты, произведенные за границей. Действующая редакция Налогового кодекса требует, чтобы затраты были подтверждены документами, оформленными в соответствии с российским законодательством. А после вступления поправок в силу затраты можно будет подтвердить иностранными документами, которые подготовлены по правилам зарубежного делового оборота.
Кратко упомянем об остальных новшествах. Вводится амортизационная премия, позволяющая списать 10 процентов от стоимости основного средства сразу после постановки ОС на учет. Неотделимые улучшения, произведенные арендатором, станут амортизируемым имуществом. До утверждения новых норм естественной убыли можно будет пользоваться старыми нормами. Ну а своеобразным апофеозом поправок является давно обещанное чиновниками сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, организации смогут самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых расходов и порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и продукцию текущего месяца.
*****************************************************************************
Медосмотр: расходы для избранных?
М.А. Позднякова, эксперт-аналитик ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"", А.В. Илюшечкин, эксперт "УНП"
С наступлением теплого сезона все больше организаций открывают свои двери для посетителей. Это, например, летние лагеря, открытые кафе, сезонные торговые точки. Большинство работников таких организаций должны пройти медосмотр. Есть и другие предприятия, не связанные с общепитом или торговлей, для сотрудников которых также закреплен обязательный медосмотр. Минфин России разрешает учесть расходы по медицинскому освидетельствованию персонала. Но из разъяснений финансистов выходит, что воспользоваться этим правом могут далеко не все фирмы.
Обязанность есть, порядка нет
Из-за специфики своей деятельности некоторые организации обязаны проводить медицинские осмотры своих сотрудников. Таковы требования Трудового кодекса (ст. 213 ТК РФ). Под них попадают работники предприятий торговли, общественного питания, лечебных и детских учреждений. Кроме того, в число избранных попадают те, кто занят на работах с вредными и опасными условиями труда либо связан с передвижением транспорта.
Специалисты Минфина России позволяют учитывать расходы на медицинское обследование при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 28.02.05 ≤ 03-03-01-04/1/80). Для этих целей как раз и предусмотрен подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако финансисты обращают внимание на то, что обязательные медицинские осмотры должны проводиться в порядке, утвержденном Минздравсоцразвития России.
В настоящее время такой порядок существует только для организаций с вредными и опасными условиями труда (приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.04 ≤ 83). Для остальных сфер деятельности никакого особого порядка прохождения медицинских осмотров нет. Получается, что предприятия, например торговли или общепита, не могут учесть в налоговом учете такие расходы.
Мы решили разобраться, так ли это на самом деле.
Есть еще документы
В первую очередь "УНП" выяснила позицию налоговых органов. За разъяснениями мы обратились в Управление налогообложения прибыли (доходов) ФНС России.
Вот что думает по этому вопросу советник налоговой службы второго ранга И.Н. Сбитнева: "Я считаю, что расходы на проведение медосмотра организации могут учесть. Конечно, если такая обязанность для них установлена. Это позволяет сделать подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. И руководствоваться в этом случае нужно не только приказами Минздравсоцразвития".
Также Ирина Николаевна уточнила, какими нормативными документами может пользоваться организация: "Помимо приказов Минздравсоцразвития можно применять и другие документы, регламентирующие проведение медосмотра. Это подтверждают и статья 213 Трудового кодекса, и статья 21 Закона РФ от 22.07.93 ≤ 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Например, могут использоваться санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлениями главного санитарного врача России*. Проводить медосмотр сотрудников предприятий торговли и общественного питания обязывают именно эти документы".
Особое внимание Ирина Николаевна посоветовала обращать на статус учреждения, в котором проводился медосмотр работников. "При расчете налога на прибыль в расходах можно учесть стоимость только тех медосмотров, которые проводились в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию".
"А чтобы избежать возможных конфликтов с налоговыми инспекторами, пропишите обязательное прохождение ежегодных медицинских осмотров в трудовых договорах с работниками", - посоветовала И.Н. Сбитнева.
Как видите, в данной ситуации специалисты ФНС России встали на сторону налогоплательщиков. Поэтому организации смело могут уменьшить свои доходы на стоимость таких медицинских услуг. Конечно, при условии, что они документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).
К сведению
Обратите внимание: организации, работающие на "упрощенке", не смогут учесть расходы на медосмотр. Дело в том, что перечень расходов для них ограничен (ст. 346.16 НК РФ). И там не указаны затраты на медосмотр. Поэтому за здоровье своих работников "упрощенцы" расплачиваются собственной прибылью.
Возмещение без выгоды
Итак, с учетом расходов по медицинскому осмотру сотрудников для налога на прибыль мы разобрались. Но на этом точку ставить рано, так как есть еще вопросы. Правда, касаются они уже НДФЛ и ЕСН.
Начнем с налога на доходы физических лиц. Когда работодатель оплачивает стоимость медосмотра, у сотрудника не возникает дохода в натуральной форме. Следовательно, не надо удерживать и НДФЛ. Также не надо удерживать налог и когда работники сами оплачивают медосмотр, а работодатель потом возмещает им затраты. Ведь в этих случаях медицинские услуги работнику оказаны не в его личных интересах, а в интересах организации (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Не надо начислять на стоимость медосмотра и ЕСН. Ведь объект обложения здесь отсутствует. ЕСН начисляется только на выплаты по трудовым или гражданско-правовым договорам, связанным с выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 236 НК РФ). А в нашей ситуации оплата за работника (или возмещение ему) стоимости медицинских услуг никак не связана с выполнением трудовых обязанностей.