Saldo.ru

Публикации

24 октября 2021, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты газеты "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации из газеты "Учет Налоги право" N 20, 2005

Магазин или торговое место?
Роксана АХМЕДОВА

Оказывается, магазинчик на первом этаже жилого дома чаще всего является нестационарным объектом торговли. И в этом случае физическим показателем для исчисления единого налога на вмененный доход будет "торговое место".

Такие любопытные выводы делает Минфин России в письме от 16.05.05 ≤ 03-06-05-04/128. Корреспондент "УНП" выяснила, что Минфин просто не всегда способен "заметить" торговый зал. А это в большинстве случаев идет на пользу налогоплательщику.
Но обо всем по порядку. В письме рассматривается очень распространенная ситуация: магазин располагается в жилом доме. Казалось бы, нестационарным такой объект розничной торговли назвать сложно - это не разборная палатка и не ларек. Но, как утверждают специалисты главного финансового ведомства, на стационарный объект магазинчик тоже "не тянет".
Дело в том, что магазин - это специально оборудованное здание (или его часть), предназначенное для торговли и обеспеченное различными подсобными помещениями для приема и хранения товаров (ст. 346.27 НК РФ). Как поясняют авторы, если магазин расположен в жилом доме (и это указывается в характеристиках помещения), да еще без подсобок, то такое помещение назвать "оборудованным под продажу товаров" никак нельзя. А раз это не магазин, резюмируют авторы, то это нестационарная точка, по которой надо платить ЕНВД с торгового места.
Ответ показался нам неполным: ведь предприниматель может сам оборудовать "подсобки" и торговый зал. Не заставят ли налоговики в этом случае платить ЕНВД не с торгового места, а с квадратных метров магазина? Обратившись в Минфин, мы узнали, что стихийно оборудованное помещение все равно "по формальным признакам" не подпадает под магазин: "Переоборудование часто носит не капитальный характер - бытовку от торгового зала отделяет какая-нибудь фанерка. И по документам выходит, что предприниматель арендует некую площадь с окном, дверью и т. д. И потом, имеет значение, переведена ли арендуемая часть здания в нежилой фонд или нет. Если нет - ни о каком магазине и речи быть не может". "Магазинную" принадлежность (и обязанность платить ЕНВД с квадратных метров) должны подтверждать правоустанавливающие и инвентаризационные документы: техпаспорт, планы, схемы, выписка из поэтажного плана, договор аренды, схемы из БТИ.
Вот только капитально перепланировать арендуемую площадь в магазин налогоплательщику невыгодно, и это признают в Минфине. Ведь ставка базовой доходности с торгового места - 9000 рублей в месяц, тогда как с одного квадрата придется платить ежемесячно 1800 рублей. И экономически оправданной перепланировка будет только в том случае, если площадь торгового зала не превышает 5 кв. метров.

*******************************************************************

Выкуп земли признают расходом

Сергей НОВИКОВ

Необходимо разрешить списать на расходы те суммы, которые потрачены на покупку земельных участков. Такова суть законопроекта, который председатель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина представила на заключение в правительство России.

Минфин готов одобрить проект, но с одной существенной оговоркой - норма должна распространяться лишь на случаи обязательного выкупа земли под приватизированными предприятиями.

Как сообщила корреспонденту "УНП" Наталья Бурыкина, проект будет распространяться на все сделки по приобретению земли в собственность. "Конечно, норма будет наиболее актуальна для приватизированных предприятий, землю под которыми нужно будет в обязательном порядке взять в аренду или выкупить. Но мне кажется, что такой же порядок должен применяться ко всем без исключения сделкам по покупке земли. Причем надо дать возможность учесть затраты не только плательщикам налога на прибыль, но и тем, кто применяет упрощенную систему по схеме "доходы минус расходы"", - пояснила депутат.

Механизм списания затрат автор проекта планирует уточнить ко второму чтению. Наталья Бурыкина предполагает, что определенную сумму будет разрешено списывать единовременно, а остальное относить на расходы равными долями в течение пяти лет.
"Лимит для единовременного списания пока обсуждается. Возможно, мы установим какую-то абсолютную сумму, например 10 миллионов. Или "привяжем" лимит к обороту, например единовременно списать можно будет 2 процента от годового оборота предприятия", - сообщила Наталья Викторовна.

Однако в департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России идею депутата поддерживают лишь частично.
Специалисты департамента согласны с тем, что нужно разрешить списание сумм, потраченных при обязательном выкупе земли, а вот распространять такое же правило на все без исключения сделки чиновники не собираются. "Законодательство обязывает собственников предприятий или выкупить землю, или взять ее в аренду. При этом затраты на аренду можно списывать на расходы, а затраты на покупку - нет, что несправедливо. Мы готовы исправить ситуацию и создать равные условия для тех, кто арендует землю, и для тех, кто ее выкупает", - сказали нам в Минфине.
Что же касается всех остальных сделок по покупке земли, то здесь логика специалистов главного финансового ведомства такова: покупка новых земельных участков всегда связана с введением новых мощностей, модернизацией предприятия. То есть по сути такие затраты носят капитальный характер. "А единовременно или с небольшой рассрочкой списывать на расходы капитальные вложения нельзя. Это противоречит одному из важных принципов налогового учета. Поэтому мы поддержим списание затрат, но не по всем сделкам, а только при обязательном выкупе земли", - заявили нам в департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

*************************************************************************

Экспортный НДС - ненормативная ситуация

Письмо Минфина России от 13.05.05 ≤ 03-04-08/118

(опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 20, 2005)

М.В. Чепелева, эксперт "УНП"

Весьма полезное разъяснение Минфина России оказалось на прошлой неделе в распоряжении редакции (письмо от 13.05.05 ≤ 03-04-08/118). Ценность заключается в том, что оно касается практической ситуации, которая не урегулирована в НК РФ. Налоговые органы по-своему интерпретируют порядок действий налогоплательщиков в этих случаях, что приводит к спорам. Теперь в таких ситуациях можно будет дополнительно ссылаться на разъяснения Минфина.

Ну а вычеты? А вычеты потом
Касается же разъяснение порядка предоставления вычета по НДС в ситуации, когда товар экспортирован, все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, собраны. А вот входной НДС по сырью, купленному для производства этого товара, не оплачен.
Напомним, что НК РФ такой ситуации не предусматривает. Статья 176 кодекса прямо указывает на то, что в результате подачи "нулевой" декларации налоговики принимают
решение именно о возмещении налога или об отказе в этом. Право же применять нулевую ставку специальным решением инспекции не оформляется. То есть законодатели предусмотрели ситуацию, когда есть и реализация, и оплата входного налога.
По мнению Минфина, если входной налог не оплачен, плательщик все равно должен сдать декларацию, подтверждающую нулевую ставку экспортного НДС. Иначе ему начислят налог на добавленную стоимость по ставке 18 (или 10) процентов. А это несправедливо - ведь у плательщика есть все документы, подтверждающие право применить нулевую ставку (п. 9 ст. 165 НК РФ).
А вот заявить сразу и вычеты по НДС, входящему в стоимость сырья экспортируемой продукции, нельзя - налог-то не оплачен. Поэтому Минфин рекомендует после оплаты сырья подать еще одну "нулевую" декларацию по НДС. Причем сделать это надо независимо от того, есть ли в текущем периоде операции по реализации на экспорт. Оплаченные суммы надо отразить в такой декларации именно как налоговые вычеты. Сделать это можно в течение трех лет со дня оплаты налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).
Кроме того, Минфин обращает внимание и на то, что, подавая вторую декларацию, надо предоставить и документы, обосновывающие вычеты. В том числе к ним относят и те, которые подтверждают правомерность применения нулевой ставки налога. Но ведь все нужные документы налогоплательщик уже подавал в инспекцию при подтверждении права на нулевую ставку! Минфин учел и это, указав, что в нашей ситуации вполне достаточно будет указания в сопроводительном письме к декларации на то, что все документы уже есть в инспекции.

Вопросы между строк
А вот надо ли в такой "вычетной" декларации повторно указывать нулевую реализацию, в письме не указано. Поэтому за разъяснениями мы обратились непосредственно в Минфин. По мнению специалистов этого ведомства, указывать реализацию не надо. Ведь декларация на вычеты не является уточненной. Поскольку подается не за тот же период, за который подавалась декларация при подтверждении экспорта.
Неуточненная она еще и потому, что в декларации на подтверждение нулевой ставки не было допущено никаких ошибок. Ведь права на вычеты тогда еще объективно не было.
Значит, декларация для получения вычета подается за другой налоговый период. И если в этом периоде не было экспортной реализации, то подтвердить цифру в графе декларации "Реализация..." будет нечем.
Кстати, если в периоде подтверждения вычетов были и другие экспортные операции, специалисты Минфина советуют подать отдельные декларации по каждой из них, а не суммировать вычеты. А вот специалисты ФНС России при обсуждении этой ситуации не были против подачи единой декларации. Правда, с оговоркой, что не должно пройти 180 дней с момента экспортной поставки, к которой относятся те вычеты, которые не возместили вовремя. Если же этот срок истек, то подается уточненная декларация к той, где стояла нулевая реализация, но не были отражены вычеты.
Но, на наш взгляд, позиция Минфина более обоснована. Ведь действительно уточнять в данном случае нечего.

*******************************************************************

НДС по "дебиторке" три года спустя

Безнадежные долги можно списать только по истечении трех лет с момента их возникновения. Срок немалый. И вполне возможно, что за это время организация перестала быть плательщиком НДС. Как поступить в этом случае с налогом на добавленную стоимость, приходящимся на давно прошедшие времена?

В.В. Аканеев, эксперт "УНП"

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Однако за это время может многое измениться. Так, организация могла сменить облагаемую НДС деятельность на необлагаемую, или воспользоваться правом не платить НДС по статье 145 НК РФ, или же перейти с общего режима на "упрощенку". Вариантов много. Но вот как при этом быть с НДС при списании дебиторской задолженности? Вопрос не из легких, и в нем порой путаются и налоговики, и финансисты.

Льготы только по отдельным операциям...
Предположим, что организация отгрузила товары покупателю (например, мебель), а оплату не получила. Естественно, товар реализовали с НДС. Если организация определяла налоговую базу по оплате, то бухгалтер в момент реализации отнес начисленный (но не оплаченный) НДС на счет 76.
В последующем компания начинает осуществлять операции, которые не облагаются НДС по статье 149 НК РФ. К примеру, стала продавать медицинские товары. Вот тут-то многие бухгалтеры и делают ошибку. Они считают, что и при списании дебиторской задолженности платить НДС не надо, дескать, освобождение-то есть. Но это неправильно. "Дебиторка" образовалась по облагаемым НДС товарам. А льготы по статье 149 НК РФ применяются только по отдельным операциям. Распространить их на всю деятельность организации нельзя.
Кроме того, следует обратить внимание на пункт 8 статьи 149 НК РФ. В нем сказано, что при отмене освобождения или же, наоборот, его применении компании используют тот же порядок определения налоговой базы, который действовал на дату отгрузки. Причем делают они это независимо от даты оплаты товаров, работ или услуг.

...и освобождение по всем
Диаметрально противоположная ситуация складывается, когда компания не платит НДС по статье 145 НК РФ. Здесь контролеры также требуют заплатить налог при списании "дебиторки". Аргументы: НДС был начислен до того, как фирма воспользовалась освобождением от уплаты НДС. Такую позицию корреспонденту "УНП" озвучили в управлении косвенных налогов ФНС России.
Однако позволим себе не согласиться с данным мнением. И вот почему. В статье 167 НК РФ сказано, что, когда покупатель не исполняет обязанность по оплате товаров, работ или услуг, оплатой признается день списания дебиторской задолженности. Следовательно, в момент списания "дебиторки" определяется налоговая база и появляется обязанность заплатить НДС.
Но в нашем случае в день списания дебиторской задолженности фирма освобождена от обязанности платить этот налог. Причем освобождение распространяется на всю деятельность, а не на отдельные операции, как в предыдущем случае. Поэтому платить в бюджет НДС при списании "дебиторки" не надо.
Аналогичная ситуация происходит и в другом случае. Когда компания работала на общем режиме, затем перешла на упрощенную систему. В том же самом управлении ФНС России утверждают, что опять-таки при списании долга нужно заплатить НДС. Но и в этом случае налог перечислять в бюджет не надо. "Упрощенцы" не являются плательщиками НДС (ст. 346.11 НК РФ).

"Вмененка": два варианта
Не все так просто будет и у плательщиков единого налога на вмененный доход. Однако тут возможны два варианта. Первый - это когда до и после перехода на ЕНВД вид деятельности совпадает. Предположим, работая на общем режиме, фирма оказывала рекламные услуги. По одному договору она оплату не получила. Перейдя с этого года по рекламной деятельности на "вмененку", компания НДС не платит (ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, и при списании долга налог также платить она не должна.
Второй вариант связан с разными видами деятельности. Предположим, до 2005 года фирма не работала на ЕНВД. Теперь же она открыла небольшое кафе и перешла на ЕНВД как предприятие общественного питания. В данной ситуации при списании дебиторской задолженности организация должна будет заплатить НДС. Это связано с тем, что компания не является плательщиком НДС только по деятельности, переведенной на ЕНВД. По всем остальным операциям налог нужно перечислить в бюджет.
Как видите, при "вмененке" пристальное внимание следует уделять виду деятельности, который фирма осуществляла и осуществляет до и после перехода на ЕНВД.

Главное - ставка
Нельзя обойти вниманием и следующую проблему. По какой именно ставке необходимо платить НДС при списании долга: 18 или 20 процентов? Налоговые работники, ссылаясь на Методические рекомендации по НДС [1], утверждают, что платить надо по ставке 20 процентов. Их позиция основана на том, что по товарам, отгруженным до 1 января 2004 года, налог исчисляется по ставке, действующей в тот период, то есть 20 процентов (п. 39.6 методичек). Мало того, данная позиция контролеров подтверждена и в новой редакции постановления Правительства РФ от 02.12.2000 ≤ 914.
Но, как не раз уже отмечала "УНП", эта позиция противоречит Налоговому кодексу. Компания, которая работает по оплате, имеет право заплатить НДС по ставке 18 процентов. Дело в том, что у таких организаций момент реализации предшествует моменту определения налоговой базы. А значит, ко всей операции будет применяться ставка, которая действует на момент оплаты этих товаров (более подробно см. "УНП" ≤ 7, 2004, стр. 5 "Правила для НДС - правительственный вариант"; ≤ 40, 2003, стр. 8 "НДС снизили. Ура?").
Но мы не можем вас не предупредить, что скорее всего свое право вам придется отстаивать в суде. Если вы выиграете дело, то 2 процента НДС в бухгалтерском учете пойдут во внереализационные доходы. В налоговом же учете в расходы пойдет 18 процентов, а списанные 2 процента не увеличат доход. Ведь сейчас действует ставка 18 процентов, и у покупателя нет обязанности платить налог по ставке 20 процентов.

[1] Методические рекомендации по применению главы 21 НК РФ утверждены приказом МНС России от 20.12.2000 ≤ БГ-3-03/447.


Голосов: 2 Средний бал: 5.00
Оцените статью: