Saldo.ru

Публикации

16 октября 2021, Суббота
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты журнала "Расчет"
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Материалы интернет-конференции на тему " Недобросовестность налогоплательщика: кто именно обвиняется?"

Могут ли инспекции отказывать в вычете по НДС, ссылаясь на недобросовестность контрагентов?
Ольга, бухгалтер.

По мнению налоговых инспекторов, организация должна отвечать за действия своих контрагентов. Нередки случаи, когда инспекция отказывает фирме в возмещении НДС только потому, что при встречной проверке она не смогла обнаружить контрагентов и запросить у них документы, подтверждающие право организации на вычет. В то же время судьи считают, что организация не обязана отвечать за своих контрагентов. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 9 марта 2005 г. ≤ А19-17364/04-40-Ф02-756/05-С1 указал, что налоговая инспекция не вправе отказывать в вычете на основании того, что контрагент не был выбран с "должной мерой заботливости и осмотрительности". С этим согласны и судьи ФАС Дальневосточного округа, которые решили, что организация не должна нести ответственность за недобросовестность своего поставщика (постановление ≤Ф03-А51/04-2/3327 от 8 декабря 2004 г.)

Существуют ли какие-либо критерии недобросовестности?
М. Семенихина, главбух

Официальных критериев не существует, но, опираясь на судебные решения, можно составить определенный список наиболее распространенных признаков недобросовестности. Это отсутствие финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наличие сделок, по которым фирма практически не имеет никакой выгоды, минимальный уставный капитал организации, слишком частое изменение состава учредителей и несколько других моментов, которые вызывают у налоговиков подозрения (об этом можно будет прочесть в ближайшем номере журнала "Расчет").

Наша компания занимается поставками компьютеров и комплектующих. У нас есть давний партнер, которому мы продаем некоторые товары по очень льготной цене и прибыли по этим сделкам практически не получаем. Могут ли у нас возникнуть какие-либо проблемы?
Елена Владимировна, главбух

Цель предпринимательской деятельности . это получение прибыли, рассуждают налоговики. Соответственно, отсутствие прибыли нередко наводит их на мысли о недобросовестности того или иного налогоплательщика. Поэтому, возможно, вашей компании придется объяснять, что для совершения сделок имеются реальные экономические мотивы. В вашу пользу может сыграть тот факт, что вы давно сотрудничаете партнером. И не все товары (по-видимому) поставляете ему с минимальными наценками. Всё это необходимо подтвердить документально.

Существуют ли какие-либо признаки, например, в оформлении "первички", по которым налоговики могут заподозрить фирму в недобросовестности?
Анна Залипова, Краснодар

В своих служебных документах ФНС ориентирует своих подчиненных обращать внимание на документы, в которых заполнены не все реквизиты, стоит неразборчивая печать, не указано местонахождение фирмы, нет адреса и названия фирмы-партнера, нарушено контрольное число ИНН, нарушена сквозная нумерация (например, счета-фактуры от 5 марта 2005 г. ≤ 82 и от 28 апреля 2005 г. ≤ 75), реквизиты записаны разным почерком или разными ручками, есть арифметические ошибки, итоговая сумма указана только цифрами, печать стоит под одним и тем же углом. Под подозрение попадают также те документы, которые выставлены разным поставщикам, но составлены на одинаковых бланках одинаковым почерком.

И все-таки не совсем ясно . кто должен доказывать, что налогоплательщик добросовестный или же недобросовестный? Фирма . налоговикам или наоборот?
Без подписи

Налоговая будет доказывать вашу недобросовестность, а вы, соответственно, . опровергать. Естественно все должно быть обосновано документально. А выводы будет делать суд.

А есть ли вообще где-то законодательно закрепленное определение недобросовестности?
Без подписи

Ни в Налоговом кодексе, ни в других законах определенного понятия, какие компании считать недобросовестными, нет. Впервые заговорили об этом понятии судьи Конституционного Суда (определение от 25 июля 2001 г. ≤ 138-О) и основывались они при этом на конкретных действиях: недобросовестности компаний при "зависших" платежах в банках. Хотя налоговики начали руководствоваться этим понятием и в других случаях. Так, недобросовестность "проглядывает", если у компании и ее партнера на счетах в одном банке (или в неработающих банках), операции по оплате проводят в один день с поступлением денежных средств. Также если поставщик . несуществующая фирма, или не сдает отчетность. В любом случае доказывать, что вы . добросовестный плательщик, придется в суде. Судьи же оценивают обычно совокупность признаков недобросовестности. Если налоговики назвали лишь один из них, скорее всего, этого будет недостаточно, чтобы признать компанию недобросовестной.

У нас заключен договор на оказание маркетинговых услуг. Сейчас очень часто обсуждается вопрос, что к таким договорам инспекторы особенно придираются и все "выводят" на недобросовестность. Какие документы нужны, чтобы подтвердить, что такие услуги оказывались, договор действительный и деньги мы заплатили не зря?
Елена, бухгалтер

В первую очередь вам нужно потребовать у своих партнеров копию свидетельства о государственной регистрации и копию свидетельства о постановке на налоговый учет. Пусть эти документы будут подшиты к договору.
Во-вторых, исполнитель обязательно должен составить письменный отчет, в котором подробно расписать, какие исследования рынка он проводил, к каким результатам пришли, к каким показателям.
Ну и правильно оформить все расчетные документы, так же, как и акт выполненных работ.

Нашей компании налоговики все время указывают, что надо проверять тех, с кем работаешь, как будто мы несем ответственность за другие компании. И как же проверить партнера по бизнесу?
Владимир, г. Самара

В этом случае сначала нужно попросить копии регистрационных документов и свидетельство о постановке на учет в налоговой с указаннием в этих документах реквизитов. После этого лучше всего направить запрос в налоговую инспекцию о выписке из госреестра. Из ответа вы сможете узнать действительный номер ИНН компании с таким названием, адрес, по которому она зарегистрирована, и фамилию ее директора. Ответ инспекции лучше сохранить, это и будет доказательством, что перед заключением договора вы интересовались "личными данными" контрагента. А значит, налоговики уже не смогут обвинить вас в неосмотрительности при выборе делового партнера. Также можно посоветоваться с вашими постоянными партнерами, направить им письменные запросы, если они раньше уже сталкивались с вашим предполагаемым партнером. Их ответы также подтвердят, что вы проверяли информацию.

Первый опыт продажи нашей продукции за рубеж обернулся неприятностями: инспекция отказала в возврате экспортного НДС, сославшись в своем решении на недобросовестность нашей фирмы. Инспекторы сочли завышенными цены на закупку сырья, указав, что у фирмы была возможность покупать это сырье дешевле у других поставщиков. Но это просто нелепо: наша фирма работает абсолютно легально, и хотя у этого поставщика цены действительно несколько выше, зато по некоторым характеристикам, важным именно для нашего производства, это сырье лучше. Если бы мы использовали более дешевое сырье, то технологические потери других используемых в производстве продукции материалов были бы намного больше. Как это доказывать, мы не представляем: инспекторы просто не обладают специальными знаниями, чтобы понять наши выкладки.
Но мы подумали, что, возможно, нам и не нужно беспокоиться о доказательствах? Ведь в определении от 25 июля 2001 г. ≤ 138-О Конституционный Суд фактически возложил обязанность опровержения добросовестности налогоплательщиков на налоговые инспекции. И еще мы нашли письмо Высшего Арбитражного Суда от 17 апреля 2002 г. ≤ С5-5/уп-342. Там сказано, что отказать в возврате экспортного НДС, который заявлен с соблюдением правил статьи 165 Налогового кодекса, можно, только если суд установит недобросовестность экспортера. А по правилам АПК доказать ее тоже должна налоговая инспекция. Но доказательств, судя по акту проверки и решению по ее итогам, у инспекторов нет. Да их и не может быть . ведь у нас с поставщиком не было никакого сговора.
Анна Голикова

Увы, на практике так, как предписали Конституционный и Высший Арбитражный суды, бывает редко. Поэтому полагаться на эти документы не стоит. Суд вполне может признать, что инспекция выполнила свою обязанность доказать недобросовестность, просто указав в решении, что цена приобретения сырья искусственно завышена. И тогда вам придется это опровергать и фактически доказывать свою добросовестность. Поэтому о всех возможных доказательствах нужно заботиться заранее. Кроме того, если ни инспекторы, ни судьи не обладают необходимыми для восприятия ваших доказательств специальными познаниями, вы можете потребовать у суда привлечь к разбирательству эксперта (ст. 65, 82 АПК).

Если фирма-поставщик не находится по юридическому адресу, не сдает отчетность в инспекцию, не платит налоги или зарегистрирована по утерянному паспорту, то обвинение в недобросовестности вместе с доначислением налогов запросто может получить ее покупатель. Сейчас заключаем несколько крупных по нашим меркам сделок. Что нам следует предпринять до их заключения, чтобы в случае чего мы могли доказать, что действовали добросовестно?
Светлана Смирнова

Прежде всего письменно попросите у поставщика копии регистрационных документов и свидетельство о постановке на учет в налоговой. Параллельно запросите в своей налоговой инспекции выписку из госреестра о фирме-поставщике: ИНН, адрес, по которому она зарегистрирована, фамилию директора. Сравните полученную выписку с данными документов, предоставленных поставщиком. Расхождения должны вас насторожить. Но главное, письменный запрос в адрес поставщика и выписка из госреестра будут служить доказательством того, что, выбирая партнера по бизнесу, вы проявили осмотрительность, то есть действовали добросовестно.
Важно, чтобы у вас была информация о фактическом адресе поставщика. Вы сможете сразу сообщить его налоговикам, если те захотят провести встречную проверку. Они ведь вряд ли станут утруждать себя поиском его фактического адреса и могут, например, отказать вам в вычете НДС, просто обнаружив, что по адресу регистрации вашего партнера нет. Выяснить фактический адрес просто: пусть директор или тот, кто будет подписывать договор, приедут за его проектом непосредственно в офис поставщика. И запишут адрес, где он находится.
На запрос о том, сдает ли потенциальный контрагент отчетность и платит ли налоги, инспекция отвечать не станет . она обязана блюсти налоговую тайну (ст. 102 НК). Однако на практике иногда существует возможность неофициально обратиться в инспекцию, где стоит на учете будущий поставщик, и попросить у ее сотрудников подтверждение того, что тот платит налоги и сдает отчеты.

Тема нашей следующей конференции . "Декларация на прибыль за первое полугодие". На ваши вопросы ответят эксперты журнала "Практическая бухгалтерия".
Конференция состоится на сайте www.buhnews.ru 14 июля. Вопросы вы можете присылать на электронный адрес: market@buhnews.ru


Голосов: 5 Средний бал: 3.60
Оцените статью: