Saldo.ru

Публикации

21 октября 2021, Четверг
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Т. Н. Глазкова,
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой."

Минфин рассказал о расчете НДС с представительских

Бухгалтерам иногда сложно разобраться, что входит в понятие "представительские расходы", какие из подобных затрат попадают в расчет налога на прибыль, а также как рассчитать НДС. Сотрудники финансового ведомства в письме от 16 июня 2005 г. ≤ 03-04-11/132 ответили на некоторые из поставленных вопросов.

Что есть "представительские"
Представительские расходы - это затраты организации, связанные с ее коммерческой деятельностью, а также по приему и обслуживанию:
- представителей других организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших на переговоры для установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета (правления) организации и ревизионной комиссии.
Согласно Налоговому кодексу, в состав представительских расходов включается, в частности, буфетное обслуживание во время переговоров или встреч (п. 2 ст. 264 НК). Под таким обслуживанием подразумевается организации для участников в кратковременных перерывов на переговорах чая, кофе, минеральной воды, соков и т.д. Можно ли их стоимость отнести на расходы и возместить НДС? Именно об этом идет речь в письме Минфина от 16 июня 2005 г. ≤ 03-04-11/132 текст, которого опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера".

Все внимание - на документы
Оформлению документов на представительские расходы бухгалтер должен уделить особое внимание. Речь идет как о внутренних распорядительных документах, так и о внешних первичных (счета-фактуры, накладные, акты, товарные чеки и т. д.).
Действующие нормативно-правовые акты не содержат конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для включения представительских расходов в общие затраты. Поэтому организации вправе самостоятельно определить порядок расходования средств по данной статье, их документального оформления и контроля.
Представительские расходы должны быть оформлены следующими внутренними организационно-распорядительными документами:
- приказ руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- программа мероприятий, состав делегации с указанием должностей с приглашенной стороны;
- список представителей организации, которые принимают участие в переговорах или в заседаниях руководящего органа;
- перечень должностных лиц организации, которые имеют право получать под отчет средства на проведение представительских мероприятий;
- порядок выдачи под отчет средств на представительские мероприятия.
- смета представительских расходов. В ней следует указать предполагаемую величину расходов с разбивкой по конкретным статьям расходов. Кроме того, необходимо определить лицо, которое будет отвечать за прием делегации и за все произведенные расходы;
- акт (отчет) об осуществлении представительских расходов. Этот документ должен быть подписан руководителем организации. В нем следует указать суммы фактически произведенных представительских расходов, а также дать ссылки на документы, подтверждающие произведенные расходы;
- отчет об израсходованных сувенирах или образцах готовой продукции с указание - что, кому и сколько вручено;
- авансовый отчет с приложением подлинников соответствующих первичных документов: чеки ККМ и товарные чеки с подробной расшифровкой вида и количества товарно-материальных ценностей, счета из ресторана, накладные, счета-фактуры, торгово-закупочные акты и т. д.
Если в организации подобные документы отсутствуют, то расходы на приобретение чая, кофе, сахара, минеральной воды, соков и т. д. для угощения представителей других организаций нельзя учесть при расчете налога на прибыль в качестве представительских расходов. Ведь они экономически не обоснованны и документально не подтверждены.
Нередко бухгалтер относит к представительским расходам затраты на чай, кофе, сахар, сливки, приобретенные для руководителя и сотрудников организации. Учтите, что подобные расходы не указаны в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса. А следовательно, их нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.
Подобные затраты специалисты Минфина предлагают рассматривать как расходы для собственных нужд организации. В налоговом законодательстве не определено понятие "для собственных нужд". Как правило, под этим словосочетанием понимается потребление товаров (работ, услуг) внутри фирмы не для целей реализации.
По мнению Минфина, расходы на представительские цели, которые экономически необоснованны и документально не подтверждены, не связаны с производством и реализацией продукции. Поэтому они не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия.
В результате в бухгалтерском учете организации возникают постоянные разницы, на основании которых необходимо сформировать постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02).

Пример
Организация пригласила на переговоры представителей своих партнеров. Руководитель распорядился выдать из кассы 1000 руб. на приобретение продуктов питания и напитков для гостей.
В бухгалтерском учете организации были сделаны следующие записи:
Дебет 71 Кредит 50 - 1000 руб. - из кассы выданы деньги на приобретение продуктов и напитков для буфетного обслуживания,
Дебет 10 Кредит 71-1000 руб. - оприходованы напитки и продукты, приобретенные для буфетного обслуживания гостей;
Дебет 26 Кредит 10- 1000 руб. - списана стоимость продуктов питания и напитков, использованных в ходе деловой встречи.
Так как никакими документами кроме чека ККТ расходы на приобретение продуктов питания и напитков оформлены не были, бухгалтер не учел их при расчете налога на прибыль. Поэтому в бухгалтерском учете возникла постоянная разница, на основании которой было сформировано отложенное налоговое обязательство.
Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - 240 руб. - отражена сумма постоянного налогового обязательства по расходам на приобретение продуктов питания и напитков.

Начисляем НДС
Сумму входного НДС по представительским расходам организация может предъявить к налоговому вычету, если выполнены условия, перечисленные в статьях 171 и 172 Налогового кодекса:
- представительские расходы приняты к бухгалтерскому учету;
- на представительские расходы имеется счет-фактура, в котором указана сумма НДС;
- представительские расходы оплачены, а сумма НДС выделена в платежном документе отдельной строкой;
- представительские расходы относятся к деятельности, которая облагается НДС.
Если организация приобретает продукты для проведения буфетного обслуживания в магазине розничной торговли, то подтверждающими документами являются чеки ККТ. В этом случае счет-фактура покупателю не выдается, а в чеке ККТ не всегда сумма НДС бывает выделена отдельной строкой. Поэтому входной НДС по таким представительским расходам нельзя предъявить к налоговому вычету.
Помимо этого возникает вопрос. Если продукты питания и напитки использованы для собственных нужд, а расходы на их приобретение не учитываются при расчете налога на прибыль, то нужно ли начислять НДС при передаче их в использование?
Ведь подпункт 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса прямо указывает на то, что операции по передаче товаров для собственных нужд, являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость при условии, что расходы на эти товары не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.
Специалисты финансового ведомства спешат успокоить налогоплательщиков. В данной ситуации начислять НДС не нужно. И вот почему.
Все дело в том, что объект налогообложения по НДС возникает в том случае, когда товар передается из одного структурного подразделения в другое (без факта передачи товара объекта налогообложения не возникает) либо используется для собственных нужд организации.
Одновременное выполнение двух условий возможно в том случае, когда товар передается из структурного подразделения, которое получает доход, в структурное подразделение, которое дохода не приносит, а содержится за счет собственных средств организации. То есть изначально товар был приобретен для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а затем был использован в деятельности, не приносящей дохода.
В частности, НДС начисляется в случае передачи товаров, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль, в обслуживающие производства и хозяйства (п. 3.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК , утвержденных приказом МНС от 20 декабря 2000 г. ≤ БГ-3-03/447). В нашем случае продукты питания и напитки используются для собственных нужд организации, но при этом они не передаются в обслуживающее производство или хозяйство. Следовательно, делают вывод сотрудники финансового ведомства, начислять НДС в данном случае не надо


Голосов: 4 Средний бал: 3.50
Оцените статью: